Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Для обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей природной среды законодательство формулирует экологические требования, которые предлагаются всем хозяйственным структурам. С учетом перехода к рыночной экономике законодательство устанавливает экологические требования на трех уровнях:

 

 

■ в хозяйственных субъектов;

 

■ стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объекта);

 

■ к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, энергетика и т.д.).

 

С экологическими требованиями и ограничений на ведение хозяйственной и иной деятельности

 

на данной территории относится соблюдение требований приоритетного природопользования, лимитов и нормативов использования (изъятия) природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

 

Для законодательства характерны запретительные и обязывающие нормы, определяющие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, компенсационные, а также поощрительные нормы. Таким образом, гармонизация отношений в сфере взаимодействия экономики и состояния окружающей среды обеспечиваются путем формирования экологических требований, предъявляемых к источникам вредного воздействия на окружающую природную среду и эколого-экономическое регулирование хозяйственной деятельности.

 

Одним из новых инструментов, позволяющих эффективно регулировать эколого-экономические отношения по соблюдению требований экологической безопасности, является экологический аудит (ЭА). В целом аудит как элемент системы обеспечения прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риски, связанные с принятием управленческих решений.

 

Задачи разработки и реализации государственной стратегии устойчивого развития Украины, отдельных ее регионов предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества. В этих условиях применение процедуры ЕА является необходимым условием эффективной реализации экологической политики и предпосылкой принятия обоснованных эколого-экономических решений.

 

ЕА, изначально введен в экономически развитых государствах как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей и содействие в регулировании мероприятий в сфере охраны окружающей среды. К началу 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать процедуру ЕА с целью предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью в сфере окружающей среды.

 

Существуют различные подходы к определению содержания и сущности ЕА. Его можно понимать как форму экологического контроля; как инструмент оценки воздействия на состояние окружающей среды, направленного на усиление экологической составляющей хозяйственной деятельности; как систематизированный, документированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия определенным критериям.

 

В методическом плане важное значение имеет задача исследования, анализа и сопоставления общности и различия экологического аудита и таких инструментов управления в сфере охраны окружающей среды, как экологический контроль, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологический мониторинг и др.. Но экологический аудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях на окружающую среду, состояние экологической безопасности, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мер, которые необходимо учитывать при проектировании или строительстве, оценивает их стоимость.

 

ЕА отличается от экологической экспертизы своей комплексностью по выполнению исследовательских и инжиниринговых процедур. Он применяется в значительной степени на прединвестиционной стадии. Но также может эффективно использоваться при разработке программ реструктуризации для аудирования предприятий, выводимых из эксплуатации. Для сложных инвестиционных программе проектов экологический аудит может проводиться до процедуры экологической экспертизы. Это можно сравнить с финансовым аудитом, который крупные фирмы осуществляют перед проверкой своей финансовой деятельности налоговой инспекцией.

 

Между процедурами ЕА и ОВОС имеют место как общие подходы, так и существенные различия. Вполне правомерно также говорить о применении ЭА в процедуре ОВОС. Так, при ОВОС, намечаемого к реализации деятельности, первостепенным фактором является реальное состояние (качество) окружающей среды в районе осуществления намеченной деятельности. Очевидно, что как источники информации в этом случае выступают в первую очередь результаты экологического мониторинга окружающей среды, проверка достоверности которых может быть выполнена в рамках ЕА (обоснованность основных характеристик и контроля, периодичность контрольных измерений, обеспечения репрезентативности отобранных проб, соблюдение требований по обеспечению единства измерений , наличие и эффективность систем контроля качества и т.п.). При недостаточности или недостоверности этих результатов состояние окружающей среды может быть охарактеризовано с применением расчетных методов. ЕА в процедуре ОВОС проектов отдельных объектов может использоваться при оценке проектов развития территорий и отраслей народного хозяйства как средство проверки и подтверждения достоверности экологической информации, необходимой для принятия решений.

 

Если ОВОС представляет собой процесс разработки и обоснования намечаемых видов деятельности с учетом позиций всех заинтересованных сторон и осуществляется инициатором этой деятельности, то ЕА реализуется в процессе осуществляемой производственной деятельности в соответствии с реальных результатов хозяйствующего субъекта.

 

В отличие от ОВОС предметом ЕА является не определена, а уже реализована деятельность. В рамках ЕА исследуются только фактические документально подтвержденные данные. Практика экспертных оценок здесь не допускается, а вопросы прогнозирования не является предметом компетенции ЕА. Однако, несмотря на столь существенные различия, ЕА может использоваться при экологической оценке различных проектов. В одних случаях он может применяться самостоятельно, в других - в совокупности по ОВОС. Примером самостоятельного применения ЭА является оценка экологического риска, связанного с расширением производства, когда достаточно засвидетельствовать и проанализировать фактическое влияние этого производства на окружающую среду. Совместное применение ОВОС и ЕА может оказаться полезным, когда на больших действующих объектах планируется расширение одних цехов и перепрофилирования других. Решение вопроса о проведении ОВОС, ОВОС и ЕА, только ЕА должно приниматься в зависимости от специфических особенностей определенной деятельности, природных условий и экологической обстановки территории.

 

Если государственный экологический контроль как деятельность специально уполномоченных государственных органов направлен на обеспечение норм эколого-правовой ответственности в рамках действующего законодательства, и есть нормативное регламентированной деятельностью, то ЕА характеризуется следующими принципами. Процедура ЕА не регламентируется соответствующими нормативными актами и не связана с эколого-правовой ответственностью хозяйственных субъектов. Экоаудит развивается как лицензированная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая имеет целью обеспечить эффективный экологический менеджмент на основе оценки соответствия объектов аудита действующему законодательству.

 

Другим важным отличием государственного экологического контроля от ЕА есть пределы сферы применения: объектами проверки первого являются предприятия и организации, осуществляющие природопользования; экологическому аудиту может быть подвергнута деятельность любой организации, если эта деятельность имеет отношение к окружающей среде.

 

Последняя принципиальное отличие между этими видами деятельности заключается в том, что количество экоаудитора не ограничивается, а определяется уровнем спроса на их услуги, в то время как численность лиц государственного экологического контроля строго регламентирована. В этой связи ЕА является дополнением к государственным инспекторских проверок.

 

Таким образом, ЕА можно рассматривать как комплекс унифицированных действий, обеспечивающих систематический и независимый анализ и проверку деятельности хозяйственных субъектов, связанных с влиянием на окружающую среду и использованием природных ресурсов. Таким образом, экологический аудит представляет собой деятельность экологических экспертов-аудиторов по осуществлению независимых оценок соответствия или несоответствия экологической политике хозяйствующих субъектов, соответствующей проектной и технической документации и характеристик состояния окружающей среды, использования природных ресурсов в соответствии с требованиями законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды и природопользования, правильности выдачи информации о влиянии на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о состоянии окружающей среды на предприятии, а также предоставлению услуг, связанных с его подготовкой и проведением.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии