Диагностику противостояния предприятий-конкурентов можно с помощью формата SWOT-анализа, согласно которому все множество факторов влияния на деятельность предприятия группируется в четыре блока:
S (Strengths) - сильные стороны деятельности предприятия W (Weaknesses) - слабые стороны деятельности предприятия; O (Opportunities) - возможности улучшения состояния предприятия; T (Threats) - угрозы, с которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.
Возможности и угрозы окружающей среды представлены культурными, демографическими, социально-экономическими, политико-правовыми, технологическими, общественными (поставщики, дистрибьюторы, заказчики, работники предприятия, конкуренты) факторами.
Сильные и слабые стороны предприятия заключаются в требованиях к капиталу, возможностей менеджеров, рентабельности, мощности, загрузки, вертикальной интеграции, производительности, технической компетентности, нововведений, позиции на рынке и т.д..
Понимание угроз и возможностей в окружающей среде предприятия является эффективным способом разработки плана для достижения конкурентного преимущества. Итак, угрозы и возможности формируют окружение предприятия, которое вынуждено искать пути их сочетание, избегая при этом угроз со стороны окружающей среды и демонстрации собственных слабостей.
Окружение предприятия включает:
- Инвесторов, кредиторов, банкиров (источники капитала);
- Поставщиков (источники исходного сырья и компонентов);
- Дистрибьюторов или заказчиков;
- Наемных работников (носителей трудовых ресурсов);
- Конкурентов;
- Правовую систему, правительство, другие заинтересованные группы лиц.
Все эти переменные факторы окружающей среды создают ограничения в деятельности предприятия. Поэтому предприятия вынуждены формировать разведывательную сеть для получения информации, необходимой для понимания окружающей обстановки, на основе которой они смогут определить миссию и разработать эффективную стратегию деятельности на рынке.
Прагматическая целесообразность осуществления SWOT-анализа заключается в том, что он определяет пути конструктивного улучшения результативности деятельности предприятия и указывает направления создания конкурентных преимуществ на соответствующем рынке. На основе SWOT-анализа менеджмент предприятия формулирует рекомендации относительно основных направлений улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.
Ситуационный анализ (или «SWOT-анализ») осуществляется как для предприятия в целом, так и отдельных видов его бизнес-деятельности. Его результаты используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга для достижения предприятием желаемой конкурентной позиции на соответствующем рынке. Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет немного составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяют потенциал и возможности, которые имеет организация.