Макроэкономическое регулирование ВЭД включает две составляющие:
- Государственное регулирование;
- Регулирование со стороны национальных негосударственных учреждений.
Государственное регулирование опирается на деятельность общегосударственных и местных органов власти и управления, регламентируется Конституцией и Законами. Так, Верховная Рада Украины выполняет следующие функции:
- Принимает законы и постановления, регулирующие ВЭД
- Ратифицирует межгосударственные и международные документы;
- Ассигнует финансовые средства, предоставляет льготы для эффективного развития ВЭД.
Кабинет Министров следующие задачи:
- Издание распоряжений на почве принятых законов по развитию ВЭД
- Контроль за исполнением законов и распоряжений;
- Разработка проектов законов, в частности закона о Государственном бюджете.
Наибольшее влияние на регулирование ВЭД осуществляют министерства и государственные комитеты и ведомства, которые непосредственно курируют экономические связи с иностранными партнерами. Прежде всего речь идет о Министерстве экономики, в котором существуют четыре департамента, непосредственно занимающиеся регулированием ВЭД:
- Государственной политики в сфере внешней торговли;
- Международного торгово-экономического сотрудничества;
- Торговых ограничений и контроля за ВЭД
- Международного развития и европейской интеграции.
Важное значение по традиции имеют указы Президента Украины. Министерство финансов, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины, Антимонопольный комитет Украины, другие загальнофункциона-ные учреждения разрабатывают документы по конкретным вопросам, влияющие на многоотраслевые аспекты ВЭД.
Отраслевые министерства и ведомства являются субъектами регулирования узких проблем внешнеэкономической деятельности.
Органами местного управления ВЭД в Украине являются местные Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы с соответствующими территориальными подразделениями. Компетенция местных органов власти и управления определяется Законами Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О местных Советах народных депутатов Украины и местном самоуправлении» и др.. Непосредственным органом управления ВЭД на местном уровне Управление внешних отношений и внешнеэкономической деятельности облгосадминистрации.
Особую и независимую роль в регулировании прежде валютных и финансово-кредитных отношений выполняет Национальный банк Украины.
Административные средства и инструменты государственного регулирования ВЭД:
1) порядок регистрации субъектов ВЭД
2) выполнение требований международных документов, в частности уставов международных организаций;
3) нетарифные методы регулирования международной торговли;
4) оперативное реагирование на различные события экономического и неэкономического характера;
5) другие формы.
Основные экономические средства и инструменты регулирования государства:
1) прямое и косвенное финансирование, в частности кредитование экспортеров;
2) государственное страхование;
3) фискальные льготы и ограничения;
4) тарифное регулирование;
5) валютное регулирование;
6) иные формы.
Следует отметить внешнеэкономические аспекты традиционных форм государственного регулирования экономики:
1) индикативное планирование (прогноз социально-экономического развития приграничных районов);
2) фискально-бюджетная политика (льготы и налоги на ВЭД, оффшорные зоны);
3) антимонопольная политика (обязательно конкурсная участие иностранных инвесторов в приватизации);
4) инвестиционная, в частности инновационная политика (технопарки, территории приоритетного развития);
5) ценовая политика (государственное регулирование цен на товары критического импорта);
6) социальная политика (льготы по импортных закупок для территорий, пострадавших в результате стихийного бедствия);
7) валютная и финансово-кредитная политика (режим валютного курса) и др..
Обнаружим основные негосударственные учреждения регулирования ВЭД. 1. Украинский союз промышленников и предпринимателей.
2. Торгово-промышленная палата Украины, в частности ее многочисленные подразделения.
3. Профсоюзы, согласно закону Украины «О профессиональных союзах» имеют возможность обсуждения законов и законодательной инициативы.
4. Другие учреждения негосударственного регулирования.
Зарубежный опыт работы негосударственного макрорегулирования и особенности работы указанных учреждений следует рассмотреть самостоятельно (см. список дополнительной литературы).
Загрузка...