Экономическая деятельность в любой стране проводится согласно определенных норм и правил, принятых в стране и мировом сообществе. Они и определяют сущность экономических институтов.
Современное определение институтов основывается на характеристике функций тех правил, которые регулируют экономическую деятельность:
а) выполняют функцию ограничения поведения экономических субъектов;
б) упорядочивают взаимодействие между субъектами;
в) сокращают затраты времени и ресурсов на обработку информации и принятия решений;
г) формируют мотивы и стимулы человеческой деятельности. Различают два вида институтов:
1. Формальные институты, которые получают законодательную основу, поддерживаются специально уполномоченными людьми (судебной властью), они были зафиксированы в документах и относятся ко всем индивидам (гражданам). Сфера применения - собственность, труд, управление власть.
2. неформальные - это этические условности и этические кодексы поведения (традиции, обычаи, привычки). Они являются результатом совместного существования и формируются культурой. Санкции были связаны с потерей репутации. Эти нормы распространяются на ограниченные социально - однородные группы. неформальные правила регулируют власть, собственность, сферу труда.
Количественная оценка институционального режима осуществляется по трем показателям:
1. Уровень тарифных и нетарифных ограничений.
2. Качество регулирования экономики:
а) контроль цен;
б) регулирование банковской деятельности;
в) ограничение внешней торговли;
г) контроль бизнеса. 3. Степень выполнения закона:
а) криминальная обстановка;
б) предсказуемость судебной системы;
в) использование контрактного права.
Таким образом, институциональная система страны предопределяет особенности поведения экономических агентов в процессе хозяйственной деятельности.
Соответствие поведения индивидов, групп, организаций формальным и неформальным институтам определяет порядок.
Порядок реализации в трех формах: I. Экономический порядок, который отражает взаимоотношения хозяйствующих агентов между собой и государством. Различают три вида экономических порядков: 1. центрально управляемая экономика. Ее главными особенностями являются:
а) цели хозяйствования определяют выше властные структуры, стоящие;
б) плановое распределение орудий и предметов труда;
в) цены устанавливаются плановыми органами;
г) экономические агенты отвечают за выполнение текущих планов;
д) государство управляет и регулирует потребление товаров и услуг;
е) действует система принуждения;
ж) выше органы, стоящие планируют стратегию развития
з) господства общественной (общегосударственной) собственности.
2. Свободный рынок:
а) цели определяют домашние хозяйства и предпринимательский сектор;
б) свободные и взаимовыгодные договоры;
в) ценообразование на основе соотношения спроса и предложения;
г) ответственность за все результаты экономической деятельности;
д) государство устанавливает и контролирует правила экономической деятельности;
е) заинтересованность в максимизации прибыли;
ж) руководство предприятия с учетом интересов клиентов и рынка;
с) частная собственность с некоторой долей участия государства.
3. Конкурентный порядок:
а) цели экономической деятельности определяют конкурирующие продавцы и покупатели;
б) взаимовыгодные контакты в условиях антимонопольного регулирования;
в) государство регулирует экономическую деятельность, не допуская экономической власти отдельных агентов;
г) заинтересованность в пределах индикативного планирования;
д) господства индивидуальной и коллективной собственности при наличии государственной собственности на стратегические объекты.
II. Политический порядок отражает форму власти и взаимоотношения между властными структурами разных уровней. Различают:
1. Демократия.
2. Автократия.
3. Тоталитаризм.
III. Идеологический (общественный) порядок отражает мировоззренческую систему взглядов:
1. Патернализм ориентирован на поддержку внешними силами.
2. Индивидуализм.
3. Субсидиарности среднее между 1 и 2.