Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Экономика любой страны требует определенного регулирования экономических процессов, координации действий миллионов хозяйствующих субъектов. Именно для этого необходим хозяйственный механизм макроэкономического

уровня - совокупность методов, инструментов и форм управления национальной экономикой. В большинстве стран сформировался хозяйственный механизм регулируемой рыночной экономики. Реформы постсоциалистических стран (Украины, стран СНГ, Восточной Европы и Балтии) нацелены на трансформацию хозяйственного механизма плановой экономики, покоился на жестком централизованном управлении всеми звеньями и уровнями народного хозяйства при полном отсутствии рыночного механизма и создание хозяйственного механизма регулируемой рыночной экономики. Он характеризуется:

 

- Полной экономической самостоятельностью всех хозяйствующих субъектов;

 

- Рыночной системой связей между производителями и потребителями, рыночным механизмом распределения ресурсов;

 

- Ограниченным вмешательством государства в экономическую деятельность.

 

Возникает вопрос, как в такой системе хозяйства взаимодействуют рынок и государство? Какова экономическая роль государства? Опыт показывает, что в странах с рыночной экономикой рынок и государство взаимно дополняют друг друга в решении вопросов:

 

- Что и сколько производить:

 

- Как распределить ресурсы;

 

- Как обеспечить эффективность экономики;

 

- Как обеспечить ее устойчивое развитие.

 

Если представить рыночную экономику без какого-либо правительства, то это будет весьма печальная картина. Воры останутся безнаказанными, разногласия по контрактам решаются с помощью наемных банд; единая валюта отсутствует, поэтому используют бартерные операции. Понятно, что такая система будет опасной и малоэффективной.

 

Во всех странах рыночной экономики правительства отводится центральная роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы.

 

Роль государства в экономике разная в разное время. В период свободной конкуренции А. Смит ее сравнивал с функциями ночного сторожа. Главным из них является охрана частной собственности.

 

Сейчас экономисты говорят о том, что государство с арбитра на футбольном поле превратилась в активного игрока, оказывается:

 

а) в росте удельного веса расходов и доходов государства в ВНП (в развитых странах доля этих расходов достигает 46-49%);

 

б) в росте государственного предпринимательства;

 

в) в перераспределении через государственный бюджет значительной части национального дохода;

 

г) в регулировании определенных видов деятельности на макроуровне и микроуровне.

 

Степень такой активности государства диктуется объективными обстоятельствами. Когда правительство чрезмерно вмешивается в функционирование рынка, возможно снижение эффективности экономики, поскольку она испытывает сильный нажим со стороны групп, требующих к себе особого отношения. Кроме того, распределение ресурсов осуществляется не по принципу экономической целесообразности, а по принципу политического влияния, еще сильна опасность коррупции и отвлечения менеджеров от экономики до политики.

 

Почему функционирования современной экономики требует государственного вмешательства? Какие функции может взять на себя рынок, а какие правительство?

 

Рынок дает информацию каждому производителю посредством цены (цена-издержки-прибыль), что и сколько производить. Как подчеркивал А. Фон Хайек (1889-1984), цена в этом процессе играет решающую роль.

 

Успешное действие рыночного механизма возможно при условии свободной конкуренции:

 

а) когда количество продавцов и покупателей достаточно велика, никто не может повлиять на цену;

 

б) между продавцами и покупателями не возможен сговор, сотрудничество;

 

в) товары достаточно простые и однородные, продаются в больших количествах;

 

г) свободная, надежная информация у покупателей о рыночной конъюнктуре, цены;

 

д) свободное вступление новых предприятий в отрасли;

 

е) отсутствие производственных монополий и олигополий.

 

Механизм свободной конкуренции эффективно действовал в XIX веке, когда уровень развития производительных сил и концентрация производства был еще не очень большой. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают так называемые "провалы рынка", когда ценовой механизм не работает. Основные причины их возникновения такие.

 

Во-первых, возникают различного рода монополии, искажающих рыночный механизм:

 

а) производственные монополии в отраслях, требующих крупных специализированных предприятий для обеспечения оптимального эффекта - машиностроение, металлургия и др.;

 

б) профсоюзная монополия на рынке труда.

 

Во-вторых, существуют т.н. зкстерналии - внешние эффекты, которые способны уловить рыночный механизм. Экстерналии возникают при нечетком определении прав собственности, когда один человек может нанести ущерб другому без каких-либо финансовых последствий для себя.

 

Так, загрязнение чистого воздуха не влияет на финансы завода, пока не был принят специальный закон, или запрещает выброс вредных веществ, или предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды, что предполагает ощутимую финансовую ответственность.

 

Мы сталкиваемся с зкстерналиямы, когда находимся в комнате курильщиков. Мы имеем право на чистый воздух, равно как и курильщик имеет право удовлетворить свое желание. Административная запрет на курение в общественных местах регулирующего данные права.

 

Мы встречаемся с зкстерналиямы на каждом шагу. Когда в городе возникают автомобильные пробки, то государство может ограничить проезд в данном месте с помощью уплаты специальной пошлины.

 

Экстерналии могут быть и положительными, то есть обладать благоприятной внешней действием. Примером являются фундаментальные научные исследования. Они не могут быть вознаграждены на рыночных принципах. Государство или субсидирует многие фундаментальных исследований, или создает условия для финансовой выгоды на основе патентного права, предоставляя ученому временную монополию.

 

В-третьих, наличие в экономике общественных товаров, которые не потребляются индивидуальными потребителями.

 

Первый вид общественных товаров - это товар, не "исключается". С момента своего производства он автоматически поступает в общее распоряжение независимо от того, заплатила за него человек или нет. Такой товар не может быть исключен из любого пользования. Классический пример общественного товара, не "исключается", - система государственной обороны. Армия защищает безопасность всей страны и каждого гражданина, независимо от того, вносит он вклад в ее содержание. Невозможно оборону каждого гражданина от внешних нападений поставить в зависимость от его жалованья.

 

Интересно, что товары, что "исключаются", иногда можно попробовать сделать теми, что "исключаются". Представим ситуацию, когда пожарная охрана предоставляет услуги только тем, что заключили с ними контракты. Если они не гасить пожар в жилищах, не заключили контракт, то иногда пожар может распространиться на имущество соседей, которые заключили контракт. Поэтому, пожарной охране, скорее всего, придется гасить все пожары, даже если не были заключены контракты.

 

Второй вид общественного товара - это "неконкурентный товар", который, будучи использованной одним человеком, не теряет своей ценности для других. Если я ем товар, то, как правило, уменьшает количество потребляемых ценностей. Например, съедая яблоко, я уменьшаю количество яблок для других. Но это не относится к некоторым товаров. Например, национальные парки, фундаментальные, научные исследования, уличное освещение и др..

 

Ни один вид общественного блага не может быть индивидуально оплачен через высокие сметные расходы, а так же через неявный распределение благ, при котором невозможно определить долю каждого потребителя.

 

Государство прибегает к налогообложению ради того, чтобы обеспечить воспроизводство общественных товаров. Таким образом, возникает необходимость государственного вмешательства в экономику.

 

Дж. Гэлбрейт писал: "наша система - это сложная смесь рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Эта современная государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в события для смягчения и стабилизации их последствий".

 

Государство должно меньше действовать там, где хорошо функционирует рынок. Одновременно, оно должно активно действовать там, где нельзя положиться на рынок. Прежде всего, на государство ложатся:

 

- Инвестиции в образование, здравоохранение;

 

- Производство продовольствия;

 

- Регулирование рождаемости;

 

- Снижение уровня бедности;

 

- Создание совершенной социальной, правовой, административной структуры;

 

- Мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов.

 

Следует отметить, что в настоящее время большинство стран бывшего социалистического лагеря, в том числе и Украина, осуществляет реформирование экономической системы путем перехода от командной экономики, где государство играла основную роль в регулировании всех хозяйственных процессов, к рыночной экономике. Этот процесс болезненно и непоследовательно, что оказывается то в полном отказе государства от выполнения определенных функций, то в попытке сохранить за собой все прежние функции.

 

Украина методом проб и ошибок пытается строить государственно-регулируемой, социально-ориентированную рыночную экономику, в которой отводится значительная роль в государстве. Создание такого государства должно идти, как отмечает Президент Украины и ряд ведущих экономистов, не путем радикального либерализма и резкого сокращения роли государства, а путем усиления регулирующей роли государства в период реформирования.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии