Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эффективно свои регулирующие функции цена может выполнять только тогда, когда она формируется под влиянием рыночных факторов, есть только в условиях свободного ценообразования. Но практика показывает, что

свободная цена не способна учитывать всего разнообразия целей и условий социально-экономического развития страны и поэтому не может быть универсальным средством регулирования экономических процессов. Так, стимулирующее воздействие свободных цен на экономику может обеспечиваться только при зрелого рынка, где ограничено недобросовестная деятельность монополий, царит свободная конкуренция и эффективно работает вся рыночная инфраструктура. За неимением таких условиях свободное ценообразование может играть даже отрицательную роль, порождая такие явления, как падение производства, рост безработицы, высокой инфляции и т.д.. Кроме того, свободные рыночные цены реагируют на те изменения в экономике, которые отражены в платежеспособном спросе. Поэтому свободные цены не учитывают такие социально-экономические проблемы, как пенсионное обеспечение граждан, содержание нетрудоспособных, бесплатное образование, экологию, оборону страны и др.. Учет всех этих обстоятельств можно обеспечить только с помощью государственного вмешательства в процессы ценообразования путем разработки соответствующей ценовой политики.

 

Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на достижение трех основных целей: последовательного проведения ценовой либерализации, государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществления контроля за их соблюдением. Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики, ее внедрение способствует развитию рыночных отношений, уменьшению инфляции и смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качества продукции и развития конкуренции и, наконец, способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики цен в стране обеспечивает Кабинет Министров Украины, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в области установления контроля за ценами (тарифами).

 

Мировой опыт показывает, что в странах со стабильной рыночной экономикой правительство, как правило, мало вмешивается в процессы ценообразования, но полной свободы в вопросах формирования цен нет и государственное их регулирования в той или иной степени существует в каждой из них. Степень, формы и масштабы государственного вмешательства в ценообразование зависит от состояния экономического развития страны, интенсивности инфляционных процессов, степени монополизации и конкуренции, удельного веса государственного сектора и других факторов. Во всех странах государственное регулирование цен не является разовой действием, а происходит постоянно с чередованием периодов его усиление и ослабление. Во время кризисных ситуаций, разрушения денежно-финансовых систем, значительного дефицита товаров и большого избытка денег в обращении, государственное вмешательство в ценовые процессы более жестким и объемным. Так, в первые послевоенные годы в Великобритании государственное регулирование цен охватывало до 60%, а в Австрии - практически 100% товаров и услуг.

 

При стабилизации экономической ситуации и перехода к развитому рынку государственное вмешательство в цены постепенно уменьшается и в основном ограничивается соответствующим влиянием на предпосылки и побочные последствия свободного ценообразования. Но и после проведения либерализации, правительства развитых стран продолжают осуществлять регулирование цен на товары и услуги, имеющие особое значение для поддержания жизненного уровня населения (электроэнергия, газо - и водоснабжения, почтовые, телекоммуникационные и транспортные услуги, отдельные ключевые потребительские товары). Удельный вес регулируемых цен в разных странах колеблется от 5 до 20%. Так, во Франции, где полная либерализация цен была достигнута в 1986 г., под контролем государства находится до 20% цен на потребительские товары и услуги, а в Канаде и США - в пределах 5 - 10%.

 

Во всех странах государственное регулирование цен осуществляется специальным законодательством, в частности, в Италии - Законом по контролю за ценами (1973 г.), во Франции - Постановлением о либерализации цен (1986 г.), в Швеции - Законом о ценах (1956 г. ), в США - антитрестовского закона Шермана (1890 г.) и Клейтона (1914 г.), а также Законом о фермерские цены (1985 г.) В Украине этот процесс регламентируется законами «О ценах и ценообразовании» (1990 г.), «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992 г.) и «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.) с соответствующими изменениями и дополнениями. Законы в сфере ценообразования устанавливают основные правила формирования цен в стране, методы их регулирования, порядок контроля за ценами и ответственность за его нарушение, права и обязанности отдельных органов исполнительной власти в сфере ценообразования. Для практического использования указанных законов они дополняются и конкретизируются специальными решениями парламента, указами Президента или постановлениями правительства. К таким актам относятся, например, постановления Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» (1996 г.), «Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований »(1995 г.),« Об усовершенствовании порядка формирования цен »(1998) и др..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии