Эффективно свои регулирующие функции цена может выполнять только тогда, когда она формируется под влиянием рыночных факторов, есть только в условиях свободного ценообразования. Но практика показывает, что
свободная цена не способна учитывать всего разнообразия целей и условий социально-экономического развития страны и поэтому не может быть универсальным средством регулирования экономических процессов. Так, стимулирующее воздействие свободных цен на экономику может обеспечиваться только при зрелого рынка, где ограничено недобросовестная деятельность монополий, царит свободная конкуренция и эффективно работает вся рыночная инфраструктура. За неимением таких условиях свободное ценообразование может играть даже отрицательную роль, порождая такие явления, как падение производства, рост безработицы, высокой инфляции и т.д.. Кроме того, свободные рыночные цены реагируют на те изменения в экономике, которые отражены в платежеспособном спросе. Поэтому свободные цены не учитывают такие социально-экономические проблемы, как пенсионное обеспечение граждан, содержание нетрудоспособных, бесплатное образование, экологию, оборону страны и др.. Учет всех этих обстоятельств можно обеспечить только с помощью государственного вмешательства в процессы ценообразования путем разработки соответствующей ценовой политики.
Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на достижение трех основных целей: последовательного проведения ценовой либерализации, государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществления контроля за их соблюдением. Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики, ее внедрение способствует развитию рыночных отношений, уменьшению инфляции и смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качества продукции и развития конкуренции и, наконец, способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики цен в стране обеспечивает Кабинет Министров Украины, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в области установления контроля за ценами (тарифами).
Мировой опыт показывает, что в странах со стабильной рыночной экономикой правительство, как правило, мало вмешивается в процессы ценообразования, но полной свободы в вопросах формирования цен нет и государственное их регулирования в той или иной степени существует в каждой из них. Степень, формы и масштабы государственного вмешательства в ценообразование зависит от состояния экономического развития страны, интенсивности инфляционных процессов, степени монополизации и конкуренции, удельного веса государственного сектора и других факторов. Во всех странах государственное регулирование цен не является разовой действием, а происходит постоянно с чередованием периодов его усиление и ослабление. Во время кризисных ситуаций, разрушения денежно-финансовых систем, значительного дефицита товаров и большого избытка денег в обращении, государственное вмешательство в ценовые процессы более жестким и объемным. Так, в первые послевоенные годы в Великобритании государственное регулирование цен охватывало до 60%, а в Австрии - практически 100% товаров и услуг.
При стабилизации экономической ситуации и перехода к развитому рынку государственное вмешательство в цены постепенно уменьшается и в основном ограничивается соответствующим влиянием на предпосылки и побочные последствия свободного ценообразования. Но и после проведения либерализации, правительства развитых стран продолжают осуществлять регулирование цен на товары и услуги, имеющие особое значение для поддержания жизненного уровня населения (электроэнергия, газо - и водоснабжения, почтовые, телекоммуникационные и транспортные услуги, отдельные ключевые потребительские товары). Удельный вес регулируемых цен в разных странах колеблется от 5 до 20%. Так, во Франции, где полная либерализация цен была достигнута в 1986 г., под контролем государства находится до 20% цен на потребительские товары и услуги, а в Канаде и США - в пределах 5 - 10%.
Во всех странах государственное регулирование цен осуществляется специальным законодательством, в частности, в Италии - Законом по контролю за ценами (1973 г.), во Франции - Постановлением о либерализации цен (1986 г.), в Швеции - Законом о ценах (1956 г. ), в США - антитрестовского закона Шермана (1890 г.) и Клейтона (1914 г.), а также Законом о фермерские цены (1985 г.) В Украине этот процесс регламентируется законами «О ценах и ценообразовании» (1990 г.), «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992 г.) и «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.) с соответствующими изменениями и дополнениями. Законы в сфере ценообразования устанавливают основные правила формирования цен в стране, методы их регулирования, порядок контроля за ценами и ответственность за его нарушение, права и обязанности отдельных органов исполнительной власти в сфере ценообразования. Для практического использования указанных законов они дополняются и конкретизируются специальными решениями парламента, указами Президента или постановлениями правительства. К таким актам относятся, например, постановления Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» (1996 г.), «Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований »(1995 г.),« Об усовершенствовании порядка формирования цен »(1998) и др..