Обязательным видом поправок при установлении контрактных цен являются базисные условия поставок. Под ними понимаются условия отражения в фактурной (купли-продажи) цене расходов на транспортировку, погрузку,
разгрузку, страхование и таможенное оформление товаров в случае их пересечения таможенной границы той или иной страны.
Каждая страна в силу определенных исторических, экономических и других условий имеет свои правила торговли. Поэтому при подписании международных торговых соглашений могут возникнуть несогласованность относительно подходов сторон к тех или иных понятий. Во избежание возможных недоразумений, Международная торговая палата разработала международные правила толкования торговых сделок - «Инкотермс», которые были впервые опубликованы в 1936 г. Эти правила устанавливают базисные условия поставки товара, которые определяют обязанности продавца и покупателя, распределение расходов и рисков, а также ответственность сторон за выполнение контракта.
В Украину базисные условия поставки регламентируются правилами «Инкотермс» в редакции 2000 г. Правила содержат 13 базисных условий поставки, которые в зависимости от степени распределения между продавцом и покупателем обязательств по поставке товара и ответственности за риски повреждения или гибели груза, можно разделить на четыре группы: Е, F, С и D.
Первая группа «Е» содержит только одно условие (EXW) - «франко-завод», по которой практически все расходы и риски по доставке товара до места назначения несет покупатель. Продавец только предоставляет товар на своем заводе (складе) и даже не несет ответственности за его нагрузки.
Вторая группа «F» (основной фрахт не оплачен) объединяет три базисные условия ^ СА, FAS, FОВ), согласно которым продавец должен поставить товар перевозчику, которого определяет покупатель. Перевозчиком может быть не только фирма, действительно доставляет товар, но и экспедиторская организация, которая обеспечивает осуществление перевозок.
Третья группа «С» (основной фрахт оплачен) содержит четыре условия (CTR, СШ, СРТ, CIP), по которым продавец оплачивает перевозку товара до указанного в контракте месту и не несет расходы и риски, связанные с повреждением или потерей груза .
К четвертой группе «D» (прибытие) входят пять базисных условий поставки (DAF, DES, DEQ, DDU), DDР), которые характеризуют максимальные обязанности и ответственность продавца. По этим условиям он несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в покупателя. Правилам Инкотермс определяется также вид транспорта (вид перевозок), который может использоваться при осуществлении контрактов, заключенных по определенным условиям. «Инкотермс - 2000» дает определение всех базисных условий поставки. Так, FOB (свободен на борту) - это условие, которое используется только для водного транспорта. Она означает, что продавец за свой счет должен доставить товар в указанный в контракте порта и загрузить его на борт судна. Обязательства по поставке считается выполненным после того, как товар перешел через поручни судна. С этого момента все дальнейшие расходы (фрахт, пошлины, налоги) риски повреждения или утраты товара берет на себя покупатель.
Условие DAF (доставлено до границы) означает, что продавец оплачивает транспортные расходы и принимает на себя риски до указанного контракту пункта на границе, однако до поступления на «таможенную границу» страны. Переход рисков от продавца к покупателю осуществляется с момента прибытия товара в указанный пункт. Они применяются, главным образом, при перевозке товара железнодорожным или автомобильным транспортом, но могут использоваться и при других видах перевозок.
Условие DDP (доставлено в место назначения с уплатой пошлины) распространяется на все виды транспорта и означает максимальные обязательства. Он несет все расходы и риски, включая пошлины, налоги и другие сборы, связанные с доставкой товара. Переход рисков от продавца к покупателю происходит в момент передачи товара покупателю в согласованном сторонами пункте.