Рынок внешней торговли представляет собой сложную систему, которая содержит большое количество различных рынков товаров и услуг, имеющих свою специфику. Такая специфика предопределяет разнообразие факторов,
влияющих на ценообразование, уровень и динамику мировых цен. Кроме того, наличие значительного количества цен на внешнем рынке обусловлена также различными коммерческими условиями поставок, характером торговых соглашений и другими факторами. При всем многообразии цен внешнего рынка их можно разделить на мировые, цены определенных рынков, контрактные, цены базисных условий поставки, экспортные, импортные и др..
Мировые цены - это цены, по которым осуществляются крупные экспортно-импортные операции, в значительной степени характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами. При этом экспортно-импортные операции должны осуществляться:
- Регулярно, поскольку цены эпизодических соглашений не являются показательными;
- В условиях свободного торгово-политического режима, потому что цены, которые действуют в пределах замкнутых экономических группировок (цены «закрытого рынка»), не могут быть мировыми;
- В свободно конвертируемой валюте.
К мировым относятся цены ведущих производителей и поставщиков, которые занимают значительную долю в общем объеме аналогичной продукции реализуется на внешнем рынке. Они отражают среднемировые условия производства и реализации товаров.
Исходя из особенностей ценообразования на внешнем рынке, как правило, различают две основные группы мировых цен: на сырьевые ресурсы и на готовую продукцию обрабатывающей промышленности. На практике мировые цены на сырьевые товары определяются уровнем цен стран-экспортеров или ценами бирж и аукционов. Так, на нефть мировым ценам являются экспортные цены стран-членов ОПЕК, на пшеницу - экспортные цены Канады и США, на бумагу - экспортные цены Финляндии, на каучук - цены Сингапурской биржи, на сахар - цены Парижской биржи, на мех - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов.
Мировыми ценами на готовую продукцию обрабатывающей промышленности и обычно являются экспортные цены ведущих производителей, специализирующихся на изготовлении данного вида продукции. Так, на машины и И оборудование мировыми являются цены преимущественно европейских, американских и японских производителей. Если по сырьевым товарам определение мировой цены не вызывает затруднений, то в отношении готовых изделий для установления цены, которая соответствует мировым показателям, необходимо опираться на цены многих ведущих и компаний, производящих и экспортирующих аналогичную продукцию.
Зависимости от типа рынка мировые цены делятся на биржевые и котировки, цены товарных аукционов и цены торгов.
Биржевые котировки - это цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных товаров. На товарных биржах реализуется сырье, товары сельскохозяйственного и минерального происхождения (пиломатериалы, хлопок, шерсть, зерно, сахар, кофе, цветные и драгоценные металлы и т.д.). На I современном этапе во внешней торговле через биржи реализуется более 50 видов сырьевых товаров, на которые приходится 15-20% всего экспорта развитых стран. Биржевые котировки, с одной стороны, являются ценами реальных контрактов, а с другой - используются в качестве ориентиров при установлении цен на товары, реализуемые по обычным соглашениям.
Цены международных товарных аукционов - это цены публичной продажи предварительно осмотренных покупателем партии товара (лот), как правило, по максимальной предложенной цене. Аукционные торги специализирующихся на реализации определенных товаров и проводятся обычно один или несколько раз в год. Особенностью аукционов является наличие в большинстве случаев значительного количества покупателей и одного или нескольких продавцов, которые, в отличие от бирж, осуществляющих операции относительно реальных товаров за строго индивидуальными свойствами.
При аукционных торгов используются стартовые цены, цены аукционного шага и цены фактической реализации. Уровень стартовой цены, с которой начинаются торги, зависит от стоимости и качества товара, соотношение спроса и предложения, периодичности проведения торгов и других факторов. Стартовой ценой может быть конечная цена предыдущего аукциона. Цена аукционного шага - это промежуточная цена, которая превышает стартовую и объявляется потенциальным покупателем. Цена фактической продажи - это конечная цена, которая больше стартовой на сумму цен аукционных шагов.
В последнее время цены аукционов чаще всего устанавливаются на продукцию сельского и лесного хозяйства, рыболовства, меховые товары, чай, драгоценные камни, антиквариат и предметы искусства.
Разновидностью цен международных товарных аукционов есть фьючерсные цены. Фьючерс-это срочная сделка на покупку или продажу определенного количества товара при его будущей поставки в определенные сроки и место. Фьючерсные цены не претерпят существенных изменений в условиях инфляции и выгодные покупателям.
Цены аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюллетенях, выдаваемых биржевыми и аукционными комитетами.
Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основывается на выдаче заказов на поставку товаров или получения подряда на выполнение определенных работ при условии, что заранее объявлены в специальном документе-тендере. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких конкурентов, которые предлагают свои проекты на выполнение определенных работ, из которых заказчик выбирает наиболее выгодный, в том числе и по цене. Международные торги проводятся с технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения (энергетическое и металлургическое оборудование, самолеты, суда и т.д.). Цены торгов охватывают примерно треть всех экспортных цен на машины и оборудование. Кроме того, на торгах оценивается строительство промышленных предприятий, автомобильных и железных дорог, мостов, электростанций, гостиниц и др..
Как результаты торгов, так и цены печатаются редко, хотя информация о месте и срок их проведения регулярно дается в официальных (обычно правительственных) печатных изданиях, специальных бюллетенях, экономических журналах, а также распространяется через торговые представительства и посольства других стран.