Современная товарная биржа является результатом длительной эволюции торговли от начальных примитивных форм до высокоорганизованного оптового рынка.
Возникновение торговли объясняется необходимостью развития как производства, так и собственно торговли. Поэтому торговлю рассматривают как связующее звено, связывающее производство с окружающей средой.
Поскольку производство и торговля тесно взаимосвязаны, то в процессе взаимодействия они выдвигают друг к другу определенные требования.
Для устойчивого функционирования производства необходимо, чтобы определенные ресурсы оговоренного качества в согласованном объеме и ассортименте были доставлены в установленный срок.
Непосредственная связь с производством осуществляется, как правило, через оптовую торговлю. Основные функции оптовой торговли:
- изучение и прогнозирование основных тенденций развития экономической конъюнктуры рынка;
- работа с продукцией в достаточно широкой номенклатуре;
- формирование партий товара по объемам и желанию покупателя;
- упаковки партий товара и хранения его;
- доставка (транспортировка) товара до места назначения;
- предоставление клиентам товарного кредита;
- предоставление арендных услуг;
- предоставление информации и консультационных услуг (ценовой, технической информации, рекомендаций по обслуживанию и продаже товаров).
Каждому виду производимого товара соответствует определенный канал его сбыта и организационная форма оптовой торговли.
Биржевая торговля является неотъемлемой составной частью оптовой торговли. Зарождение элементов биржевой торговли начиналось с элементарного локального рынка (рынка), причем в странах с высокоразвитой рыночной экономикой базары как одно из направлений реализации продукции прекратили существование.
Для рынка (рынка) характерны следующие признаки: торговля осуществляется регулярно (ежедневно) на основе публичных (открытых) торгов и при отсутствии ограничений на товары, которые являются объектом купли и продажи; товар обязательно присутствует во время торга: как правило, торговля осуществляется небольшими партиями и после операции купли - продажи товар немедленно передается из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника товара. Цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения, покупатель товара, как правило, является его потребителем. Локальные рынки обслуживают небольшие территории.
Следующей составной частью оптового рынка, включающий в себя значительную часть элементов биржевой торговли, является ярмарка. Основные характеристики ярмарки:
- эпизодический характер (как правило, раз в год);
- ведения публичных торгов (с голоса);
- торговля специфическими товарами по образцам, каталогам; как правило, товар на этих торгах отсутствует.
В связи с тем, что продажа осуществляется крупными партиями с отсроченным сроком их передачи покупателю, необходимы специальные документы (договор, контракт), подтверждающие передачу права собственности на товар, особые нормы и правила ведения торгов и органы, регулирующие и решают споры . В этом случае цены на товар устанавливаются в зависимости от спроса и предложения покупателем на ярмарке, как правило, является не непосредственно потребитель, а посредник или спекулянт. Ярмарки обслуживают большие территории и стимулируют развитие торгового оборота.
Аукционная торговля - это особый вид рыночной торговля товарами (или имуществом) с индивидуальными свойствами в определенных местах методом публичных торгов, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких (или многих) людей присутствующих на продаже, а покупателем товара становится лицо , которая предложила самую высокую цену.
Аукционы, для которых характерны те же черты, что и для ярмарок, имеют время определенные отличия:
- систематичность (не реже, чем раз в неделю);
- контроль за осуществлением платежей и гарантий исполнения сделок;
- участие в торгах производителей, потребителей и посредников;
- открытость торгов;
- постоянная номенклатура товаров.
Аукционы бывают принудительные и добровольные. Принудительные аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с тех, кто их имеет, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, имущества, отдали в залог и не выкупили в срок, невостребованных товаров и т.п..
Добровольные аукционы организуются по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их реализации. Добровольные товарные аукционы проводятся по определенным товарам (лошади, мех, табак, щетина, немытая шерсть, чай, пряности и др.)., Не обладающие свойством замены и имеют некоторые индивидуальные особенности. Международные товарные аукционы организуются несколько раз в год в крупных торговых центрах или в портовых городах (Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Калькутте, Ливерпуле, Сиднее). Высокая доходность данного вида коммерческого посредничества вызвала к жизни образование ряда известных на сегодня фирм, которые активно функционируют в этой нише рыночного пространства («Сотбис» и др..).
Разновидностью аукционов является торги. Торги - способ продажи товаров путем привлечения покупателем предложения нескольких поставщиков (производителей, продавцов), выбора наиболее выгодного из них и заключения соглашения с соответствующим участником торгов. Они практикуются, как правило, при внешнеэкономических операциях. Во время проведения торгов покупатель объявляет конкурс для производителей продукции или продавцов на определенный товар, например турбины для электростанций, и указывает технические и экономические характеристики продукции. По существующей классификации торги могут проходить только с участием национальных фирм - в этом случае они называются внутренними, а при участии в торгах иностранных компаний - международными. Международные торги называются тендерами и бывают двух видов: открытые (публичные), в которых могут принимать участие все желающие фирмы, и закрытые - с участием лишь наиболее известных на мировом рынке поставщиков и подрядчиков данной продукции.
Биржевая торговля вобрала в себя особенности как обычной рыночной, так и аукционной торговли. Торговцы организуют ее для облегчения собственно процесса торговли, создания более эффективного механизма торговли, а также с целью выработки механизма защиты интересов как продавцов, так и покупателей от неблагоприятных изменений цен. Биржевая деятельность, как и биржи в целом, имеет следующие особенности:
- концентрируется в местах производства и потребления товара, то есть в крупных промышленных, сельскохозяйственных и торговых центрах;
- торговля осуществляется специфическими видами товаров, так называемыми биржевыми товарами, крупными партиями;
- торговлю осуществляют при отсутствии товара, т.е. по образцам, описанию, каталогам, а также по контрактам и договорам на поставку товаров в будущем с правом заключения таких договоров в будущем;
- торги ведутся регулярно, учитывается возможность концентрации спроса и предложения продавцов и покупателей во времени и пространстве;
- отмечается открытостью торгов, т.е. все желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах товаров, проданных на торгах, цены, сложившиеся;
- характеризуется свободным ценообразованием, т.е. цены формируются в зависимости от спроса и предложения при наличии конкуренции; цены не постоянны и меняются в зависимости от конъюнктуры рынка;
- осуществляется, как правило, биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени и в интересах товаропроизводителей или потребителей товара. Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками - брокерскими фирмами, конторами и независимыми брокерами. Сама биржа не может быть биржевым посредником;
- предполагает отсутствие прямого государственного вмешательства в процессе биржевых торгов;
- осуществляется по единым исторически сложившимися и законодательно утвержденным правилам, действие которых регулирует рынок (с использованием типовых документов для оформления контрактов), и определенными требованиями к условиям поставки проданных товаров;
- производит два основных стандарта - по качеству и цене товара, который является объектом купли-продажи.