В условиях современного мира эстетизация настолько глубоко проникает в человеческую жизнь, что действительность приобретает черты, которые ранее были характерны исключительно для искусства. Под влиянием процессов эстетизации формируется современная эстетическая сознание, ориентируется на:
o особенное, индивидуальное и единичное, проявляя эстетическую определенность и следуя ее логике;
o плюрализм, открытость, незавершенность процессов;
o внимание к "другому", к иного;
o чувствительность к скрытому, периферийного, исключительного, 9 коммуникационную корректность.
Одной из главных тенденций художественно-эстетического сознания является переоценка ценностей. Кризисно-переходную ситуацию XX века наиболее остро почувствовала художественно-эстетическое сознание. Именно в художественной культуре переоценка всех ценностей, инициированная Ницше, осуществляется наиболее радикально с самого начала XX века и прошла несколько типологических стадий: авангард, модернизм, постмодернизм и параллельно с ними - консерватизм. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда искусства более не является изящными искусствами, т.е. носителями эстетического. Уже в XIX веке многие материалистов, реалистов, позитивистов, борцов за социально-демократические преобразования выступили против приоритета эстетической функции искусства, за то, чтобы поставить его на службу утилитарным (социальным, идеологическим и другим) целям, за активную социально-политическую ангажированность искусства. Пост-артисты на иной основе доказали на практике изгнание эстетического из искусства до логического конца. Сегодня в экспозициях современной арт-продукции мы наблюдаем установки из разорванных мешков и засаленных телогреек, фотографии приятного лица живой девушки, которое облепленное целым скоплением мух и т.д., и это вызывает у нас сомнение относительно эстетической сущности искусства. Но все это имеет под собой почву. Если мастера-утилитаристы современного дизайна, художественного конструирования, архитектуры, опираясь на достижения техники и технологии, а также на принципы ясности, функциональности, рациональности, реализуют аполонивський (согласно ницшеанской дефиниции) принцип художественного творчества, то многие из направлений неутилитарной искусства авангарда, модернизма , постмодернизма идут путем пробуждения и актуализации дионисийской стихии освобождается шагом техногенной цивилизации, которая привела человечество к рубежу глобальной катастрофы. Как результат мы имеем беспредела стихию посткультуры, в которой властвует вещь, освободилась из-под контроля утилитаризма, вещь сама по себе со своими энергиями и тело, дает место такому существованию, сущность которого заключается в том, чтобы не иметь никакой сущности. Все это создает ощущение принципиально иного этапа цивилизационного процесса и активная работа на него сочетается с полным смущением художественно-эстетического сознания перед ним. Но такие характеристики как неопределенность, постоянное изменение, риск теперь становятся определяющими для социальной реальности, а вместе с тем для общественного сознания и, вместе с тем, для эстетического сознания.
Отказавшись от традиционных общечеловеческих ценностей, не признавая их, утверждая принципиальную аксиологическую релятивность, пост-культура на уровне ratio инициирует новую поликанальну многоуровневую эстетику, которая исключает из сферы искусства его фундаментальный традиционный принцип отображения.
Теперь на смену мимесиса, идеализации символизации в классическом понимании, выражению в актуальном искусстве пришло конструирование на основе коллажа-монтажа.
Значимое место в пост-культуре занимают фотография, видеоинсталляции, а также компьютерные объекты и специальные виртуальные реальности. Симулякры и симуляции всех видов заменили образ и символ традиционных искусств, и именно в этом документальное фото (визуальный отпечаток мгновения текучей действительности товарного мира), кино-или видеоролик имеют большой потенциал. Не сущности, а маргинальные видимости вдохновляют сегодня художника.
Следующей основной тенденцией является особый эстетический теле-логизм художественной культуры. Рядом с активным доведением до логического завершения и разрушением классической эстетического сознания, классических искусств и форм и способов традиционного художественного выражения, нарабатывал инструментарий, система мероприятий и формотворча база для принципиально новых типов и способов бытия художественной культуры будущего с другой по сравнению классической эстетикой - постнеклассической.
Сегодня очевидны три основных направления течения художественно-эстетической пост-культуры, и они предусматривают выход искусства за рамки традиционного искусства в более широкое пространство жизненной реальности современного человека. Это:
1. Организация естетизованого среды обитания современного человека;
2. Организация массовых зрелищ, шоу, к которым активно привлекаются и реципиенты;
3. Организация виртуальной реальности в киберпространстве электронных сетей - неутилитарные оенсорно-интеллектуальные игры, возможно это и станет предтечей художественно-эстетического опыта человека будущего, организованного на основе синтеза всех наработок классических и авангардно-модернистских искусств на уровне новой электронной реальности с вовлечением в процесс творчества игры- восприятие конкретного реципиента. Именно здесь, теоретически любой человек может найти художественно-игровое пространство, соответствующее его индивидуальным потребностям, способностям, духовно-интеллектуальному уровню.
Кроме этих очевидных на сегодня направлений движения художественного сознания, ориентированных на широкую демократическую общественность, господствующую в современном мире, вырисовывается еще одна сущностная тенденция (которую тонко и глубоко раскрыл в своем романе «Игра в бисер» Г. Гессе): современные интеллектуалы и художники постмодернистской ориентации вольно или невольно подготавливают сегодня пространство, фундаменты, методики для создания элитарной страны наблюдателя принципиально нового уровня сстетизованои культуры. При этом вероятно, что игра третьего тысячелетия будет формироваться в виртуальной реальности.
С того момента как вся культура была осмыслена структуралистами в качестве большого гипертекста, разработка и обработка правил игры, создания игровых ситуаций и подобных компонентов игровой эстетики идет в полной мере в кругах постмодернистских философов, филологов, музыковедов, историков искусства и подобных наблюдателя игры.
Таким образом, в рамках эстетического сознания присутствуют принципиально новые тенденции, влияющие на все ее составляющие и сущность в целом.
Загрузка...