Маски, так нравятся коллекционерам из цивилизованных стран и вдохновляют многих современных художников
, производились для использования в специфических ритуалах, в которых люди превращались в образы одетых ними масок и воспроизводили события предстоящей охоте.
Итак, контекст произведений первобытного "искусства" мог быть каким угодно, только не эстетическим, то есть связанным с созерцанием прекрасного и отсутствием практической заинтересованности, что, впрочем, не мешает нам любоваться памятниками художественного творчества первобытного человека и очень высоко их ценить.
Художники с эпохи верхнего палеолита умели экономными средствами, иногда несколькими плавными линиями и несколькими цветными пятнами передать существенное в каждой из животных, которые на первом этапе развития искусства были главной темой.
Несмотря на отсутствие понятий о перспективе и композиции, изображения передают грацию фигур и динамику движения - это было продиктовано не только стремлением как можно точнее передать реальность, а магическим мировосприятием: художник верил, что, если ему удастся «схватить», т.е. верно передать, форму ( образ) зверя, его общине удастся схватить такого же зверя во вполне реальном охоте. Некоторые объекты изобразительного искусства, возможно, в графической форме передают содержание неизвестных нам мифов.
Искусство становится и более "текстологический": усложняется композиция рисунков, предметом изображения становятся не отдельные объекты, а сцены с композиционной динамикой, акцент переносится с отношений по линии "человек-зверь" на отношения между людьми или группами людей. Увлекшись своим открытием - абстрактным мышлением, первобытный человек на некоторое время полностью лишилась своих предыдущих достижений, поскольку культура на этом этапе благодаря своему синкретизм создавала лишь мононормы (от греческого слова топоз - "один") и не была способна сохранить свои неактуальные уже достояние в виде "альтернативного художественного стиля".