Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Наскальные изображения дают нам представление о тех элементах первобытной культуры

, которые не были связаны с собственно живописным (точнее, графическим) воспроизведением отдельных аспектов деятельности раннего человека. Например, в пещере Трех братьев (Труа Фрер) во Франции является изображение человека с оленьими рогами - это как "кадр" магического охотничьего ритуального танца, в котором динамическое воспроизведение сцен охоты подчинялись четкому ритму, поддержанному и удвоенному ритмом музыкального сопровождения.


Примитивные музыкальные инструменты, пожалуй, только отбивали такт, диктуя исполнителям ритм их движений. Танец имел театрализованный характер и воспроизводил сцены разнообразных трудовых актов, чаще охотничьих. Впоследствии "инсценировки" стали подвергаться и ранние мифы.


Некоторые элементы, полностью принадлежащих доцивилизационный культурным формам, не только не деградировали, но и надолго пережили эпоху, которая их породила, и оказали значительное влияние на культуру последующих эпох. Это, например, первоначальный орнамент, который сохранился в народной (фольклорной) культуре практически всех этносов: декоративные растительные мотивы, ведущие происхождение от образа мирового древа, геометрический орнамент как символ вспаханного и засеянного поля, плодовитости скота и т.п.

В числе таких реликтовых элементов первобытной культуры следует назвать и применение грима, татуировки, масок, специальных костюмов в зрелищной культуре, ритуализованные массовые действа (например, праздничное шествие, военный парад т.д.), украшения (реликты первобытного фетишизма, веры в силу талисманов, оберегов и т.п.). К культуре первобытной эпохи принадлежит также особенно актуальна в современной молодежной среде знаковость одежды (например, поклонники разных музыкальных стилей четко различают за атрибутикой, украшениями, цветом одежды, аксессуарами, запискам, татуировкой и т.д.).


На низших ступенях культуры идея кровно родственных связей получает отражение в тотемизме - отождествлении рода с животным, от которого род происходит. Социальная жизнь в основном определялось тотемистическими представлениями. Племя делилось на кланы, члены которых были связаны между собой именем какого-нибудь животного, растения или предмета, но чаще животные (все из "рода лягушки" - родственники). Они не только называют себя этим именем, но и ведут от данного животного свой мистический родословную. Эти тотемные кланы были экзогамных, т.е. браки между членами одного клана были запрещены. Человек не ела мяса своей тотемного животного и не носила ее шкуры, а если была вынуждена убить льва, например, для самозащиты, то всегда просила у него прощения и правила обряд очищения после такого святотатства.


Таким образом, ранние формы культуры представляют, по выражению великого немецкого философа Гегеля, "факт, не равен самому себе". Элементы первобытной культуры буквально пронизывают всю толщу культурных эпох, не исключая и современной. Это позволяет сделать выводы не только о самоценности первобытной культуры как исторического этапа развития мировой культуры, но и, как ни странно, о ее потенциале в деле "культурного строительства" последующих эпох.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии