Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эгейская культура была открыта на рубеже XIX и XX веков английским ученым и аристократом Артуром Эвансом.

Центром этой культуры был остров Крит, на северном побережье которого исследованы города-государства Кносс, Фест, Агиа (Айа)-Триада. Они разительно отличались от мощных крепостей Востока или акрополи материковой Греции. Знаменитые дворцовые ансамбли были, по сути, интегральной форме организации общественно-ритуальной и хозяйственной деятельности, которая обеспечивала благосостояние окрестных сельских поселений и преимущественно мирные отношения с ними.

Характерной было полное отсутствие укреплений вокруг городов и гаваней - мощный морской флот критян сам к определенным временам лучшей защитной стеной.
Критские дворцы, прежде Кносский, имели очень сложную и порой запутанную пространственную организацию, знакомство с которой в "темных" по сравнению с критяне микенцев-ахейцев вполне вероятно могло вызвать ассоциации с лабиринтом. Строились они десятилетиями, без определенного плана; разнофункциональных помещения, как ячейки осиных гнезд, прирощувалися к ядру, которым был просторный внутренний двор (в Кносский дворец имел размеры 30x50 м - целая площадь по стандартам тех времен), приспосабливались к пагорбкуватого критского рельефа и имели от двух до пяти этажей. Несмотря на сложную структуру и огромное количество помещений, дворцы имели высокоразвитые системы освещения, вентиляции и канализации. Так называемые "мировые колодцы" - отличительная черта дворцовой архитектуры Крита - служили одновременно и вентиляционными шахтами. Интерьер дворцов, подчеркнутый оригинальными, расширенными снизу вверх критскими колоннами (как архитектурный элемент впервые появились в Европе именно на Крите), свидетельствует не только о высоком уровне строительной технологии, но и о светлом, радостное восприятие мира, ориентацию на земную сторону бытия.


Эгейском живописи присуще сосуществование двух традиций: канонической, парадной, согласно которой фигуры трактуются с большой степенью условности (как в Египте - торс и в некоторых случаях глаза анфас, голова и конечности в профиль), и реалистической, или натуралистической, что добивается портретного выраженности .
Культура Крита оказала столь глубокое впечатление на предков древних греков, древних пласт греческой мифологии (происхождение мира и богов, победа Зевса и богов-олимпийцев, битва с титанами и т.п.) стал ярким эхом их архаичных представлений о крито-микенской культуре и прежде культуру Крита, где родились боги Зевс и Дионис, по одной из версий - богиня Афродита (Киприда, т.е. родом с Кипра, который был периферией кикладских ветви эгейской культуры) здесь в дебрях дворца, построенного легендарным Дедалом, бродил Минотавр, великан с головой быка, которому афиняне вынуждены были отдавать в жертву лучших девушек и юношей, пока сын афинского царя Эгея (отсюда Эгейское море) Тесей не победил чудовище и не выбрался из лабиринта с помощью путеводной нити Ариадны.


Микенское населения ("ахейцы"), не ограничилось завоеванием Крита и в течение XV-ХИ ст. до н.э. распространило свое влияние и присутствие на весь бассейн Эгейского моря и малоазийское побережье, завоевав Трою. Хеттские источники упоминают страну Аххиява, с которой ассоциируются гомеровские ахейцы. Раскопки вблизи малоазийских античных городов Фоке и Галикарнасса обнаружили гробницы тех времен с ахейских воинами и женщинами явно местного происхождения, причем некоторые детали оружия и доспехов странным образом напоминают описания из "Илиады". Ученые считают, что десятилетняя "Троянская война" была в действительности еще более долговременной и географически распыленной серией военных конфликтов между ахей ¬ цами и анатолийцы (жителями Малой Азии), а "Одиссея", как и история других героев Троянской войны, из которых почти никто не вернулся домой, отражает процесс колонизации ахейцами побережье Малой Азии в процессе "Троянской войны".


Именно ахейцам видели греки своих предков, которые завоевали для них территории и своими славными деяниями обеспечили себе и потомкам
не менее важно для мифологического сознания покровительство богов. От участников Троянского похода вели свои родословные граждане греческих полисов, и каждый эллин (самоназвание греков), став 14-летним подростком, был выучить наизусть "Илиаду" и "Одиссею", а это, напомним, составляет соответственно 15689 и 12107 строк широкого шестистопный гекзаметра (недаром Гомера называли "воспитателем Греции").
Центры микенской культуры были открыты в 70-80-х годов прошлого века знаменитым археологом-любителем, феноменальным полиглотом и миллионером Генрихом Шлиманом, который всю свою жизнь фанатично верил в историческую достоверность гомеровских мифов и многолетними усилиями, которые увенчались сенсационными раскопками на Гиссарликському холме ( где теперь локализуется Троя), а затем в Микенах и Тиринфе, доказал свою правоту.


Главная отличительная черта культуры материковой Греции поздне Елладского периода заключается в акценте на строительство грекоязычного царями-вождями потрясающих фортификационных систем с сухой "циклопической" кладкой из огромных необработанных каменных блоков (стены Микен длиной в 900 м имели толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа - 17,5 м и были сложены из глыб весом 5-6 т). Дворцовое строительство также отличается высоким уровнем мастерства. Дворец в Пилосе (городе мудрого Нестора), типичная здание героической эпохи, с точностью до деталей соответствует гомеровским описаниям и состоял из вестибюля (продомоса) и тронного зала с большим округлым очагом в кругу колонн (домоса или мегарону за Гомером). Традиции микенской дворцовой архитектуры воплотились впоследствии в античных храмах.


Живопись микенской Греции в целом напоминает критский, но в нем чувствуется преимущество первой, официальной традиции. Очевидно, после разгрома Крита мастерам, которые мигрировали на материковую Грецию, легче восстановить закрепленные канонами приемы, и весь стиль жизни микенцев отвечал героическому стилю в искусстве.


Цивилизация Древней Греции связана с микенской (ахейской) и генетически, и культурно. Правда, государства под названием "Древняя Греция" не существовало никогда, а суверенность Греции как территориального государства впервые формально признано только в 1832 г., поэтому срок этот чисто условное. Эллада (Древняя Греция) представляла собой ряд этнически, лингвистически, религиозно и ментально породненных городов-полисов, отношения между которыми были сложными и нередко противоречивы.
Греческая культура не была статичной, она существенно менялась на протяжении своей истории. Так, греческих богов мы привычно представляем в виде прекрасных людей, которыми они воплощены в статуях эпохи греческой классики. Но в более ранние времена греки поклонялись этим же богам в виде животных, растений, даже камней и других фетишей (например, деревянных бревен - ксоаны). Так же и с мифологическими сюжетами: мифы складывались постепенно, минимум в течение столетий. Сохраненные
в структуре мифа остатки древнейших мифологических мотивов несут в себе отчетливые следы мировоззрения древности, постепенно вытеснялась в том же сюжете прогрессивными для определенной фазы развития общества элементами.


Основная черта греческой культуры - мифологический способ мировосприятия. Греческая мифология, чрезвычайно разветвленная и насыщенная героями и событиями, на протяжении всей истории существования античной цивилизации играла, безусловно, определяющую роль в развитии не только религии, но и литературы, философии, искусства, в связи с чем культурный космос древних греков и их отношение к категориям пространства и времени, природы, общества и личности лучше выражено именно в мифах и связанных с ними религиозных верованиях, сфокусированных на отношения между богами и человечеством. Мифологическое мировосприятие древних греков формировалось и трансформировалось не менее тысячелетия, со времен Гомера (примерно 9-8 вв. До н.э.) в правление императора Юлиана апостата (Отступника, годы правления 361-363), который раз сделал попытку защитить ценности античной цивилизации. Греческая религия довольно рано вышла за рамки чисто религиозного сознания и стала "метарелигиею", т.е. синкретической мифопоэтической мировоззренческой системой широких и отчасти религиозных взглядов, бесконечно открытой бесконечной миру. Греки не имели даже в своей речи термин, который соответствовал бы нашему пониманию религии, они пользовались словами зйсебейя (почитание) и фрескейя (преклонение), так же принимались и в других, нерелигиозных сферах общественного бытия.


Первым философом, по свидетельству Аристотеля, традиционно считают Фалеса из Милета, одного из семи греческих мудрецов и основателя милетской философской школы. Фалес и его последователи Анаксимандр и Анаксимен положили начало традиции монистического способа объяснения мира и сделали решительный прорыв сквозь толщу мифологического сознания в сферу научного объяснения природных явлений, открыв фундаментальные принципы постоянства вещества, естественной эволюции вселенной и перехода количественных изменений в качественные. Гераклит из Эфеса видел вселенную как вечное становление, взаимопереход различных форм бытия, фундаментом которого считался огонь. В юго-итальянском городе Кротоне Пифагор разработал не менее оригинальную попытку объединения в рамках спиритуалистической философской системы и стиля жизни - пифагореизма - мифологического и научного типов мировоззрения. Левкипп и Демокрит предложили плюралистический подход к объяснению физических основ мира, разработав концепцию атомов как неделимых частиц бытия. В сфере познавательной деятельности Демокрит выделял "темное" и "светлое" и считал даже, что владение "светлым" знанием поможет человеку перестроить ее атомарную структуру и совершенствоваться физически.


Ученик Платона Аристотель, великий систематизатор-рационалист, автор почти 170 работ по вопросам физики, химии, зоологии, ботаники, психологии, политологии, этики, эстетики, логики, метафизики, истории, теории литературы, риторики, ввел в категориальный аппарат философии понятие сущности, формы и материи, возможности и действительности, причины и следствия.


Аристотель первым обобщил все формы политической жизни древних греков, дав нам представление о принципах государственного строительства в эпоху Античности и показав, что особые достижения греков в политической практике связаны не только с появлением в них действующего письменно зафиксированного права, а прежде всего с высоким уровнем развития демократии (народовластия), несмотря на ограниченный характер власти и понятия народа, к которому принадлежали только полноправные, законнорожденных граждане полиса (при наличии большого количества частично неполноправных, так называемых метеков, и вполне бесправных - рабов).
Античная демократия существовала в различных формах, в зависимости от широты прав населения: как собственно демократия (Афины), олигархия, власть отдельной группы населения, например, аристократических кланов (Спарта), монархия, т.е. единовластное правления (Сиракузы, где существовал царь, чья власть все же ограничивалась народным собранием), тирания - власть тирана, то есть человека, которую народ (по крайней мере формально) наделял особыми политическими полномочиями (Писистрат, Перикл). Политика как основная коллективная форма жизни полиса (недаром Аристотель называл человека «политическим животным») замедляла процесс индивидуации человека и викарбовувала из нее прежде гражданина-патриота.


Именно этим следует объяснять исключительное внимание греческой античности к развитию гражданских качеств человека; семья, воспитание, образование рассматривались как явления социальные, развития которых служили театр, литература, пластические искусства, музыка. Именно полнота всестороннего развития человека как гражданина делала из нее чуть ли не высшую ценность античной культуры и оказывала грекам оснований для выделения себя из варварского, рабского окружения, которым они считали для себя деспотически-теократические культуры Древнего Востока (греки первыми из европейцев осмыслили свое достойное место в современном им культурном мире в рамках бинарной оппозиции, сформулированной как проблема "Запада-Востока").
Греческая культура оставалась высшим достижением цивилизации еще много столетий. Она стала фундаментом культуры всемирной империи Александра Македонского и эллинистических государств диадохов - военачальников Александра, стали монархами после его смерти. Полисы стали прообразом городов-государств даже в долине Инда. Греческий язык и система образования стали общепринятыми во всем цивилизованном мире, испытал влияние европейцев.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии