Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Во второй половине 60-80-х годов продолжалась научно-техническая революция

, которая имела все большее влияние не только на науку, технику, производство, но и на все стороны жизни, материальной и духовной деятельности человека. Важным звеном, через которое НТР влияет на все сферы человеческой деятельности, выступает культура, отражающая аксиологический аспект всякой человеческой деятельности и ее результатов.

НТР имеет культурно-цивилизаторской функции именно потому, что научное знание является одним из существенных компонентов духовной культуры, а его материализация в новой, более усовершенствованной технике - ценность материальной культуры. Благодаря достижениям научно-технической революции зарождаются новые виды и жанры искусства, новые средства отображения и выражения, которые влияют на характер образного восприятия мира.

Так, новые мастерами в архитектуре, монументальной живописи, новые технические возможности в музыке, кино существенно изменили их характер. Вследствие этого культурные процессы стали более совершенными, доступными народным массам, усилилась их гуманистическая направленность.
Научно-технический прогресс значительно повышает требования к культуре производства, специальной и общеобразовательной подготовки людей, их культурно-технического уровня. Он не только качественно изменяет работу в области производства, но и участие личности в управлении обществом, воспитании, научно-техническом творчестве, художественной самодеятельности.


На основе широкого использования новейших достижений НТР значительного развития приобрела наука, которая все больше интегрируется с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. ее выдающимися достижениями стали исследования космоса, создание новых прогрессивных технологий, синтетических материалов с заранее заданными свойствами и т.д.. Зарубежные ученые много сделали для развития атомной электроэнергетики, кибернетики, генной инженерии, таких новых научных направлений, как квалиметрия, радиоэлектроника, биохимия, математическая лингвистика, космическая медицина.


Требованиям НТР подчиняется и система образования, из которой выходят и те, кто двигает науку, и те, кто на разных уровнях работы и управления реализуют ее достижения ради прогресса цивилизации. Во второй половине 60-80-х годов в США, Японии и странах Западной Европы существенно изменяется организация образования в направлении сближения ее с наукой и производством. Разработаны концепции непрерывного образования, что дает возможность менять профессию и специальность протяжении всей жизни. Интенсивный обмен опытом сблизил системы высшего образования и выработал мировой стандарт качества подготовки студентов. Сфера образования в этих странах приоритетная, и для нее выделяются значительные средства.

Так, расходы на высшее образование в США за последние 30 лет выросли в 20 раз, тогда как в бывшем Союзе всего в 4,3 раза.
Высшая школа в развитых странах дает приоритет не вузькоспеци-альной, а общенаучной и общегуманитарных подготовке специалистов, способных не только к исполнительных функций, а, прежде всего, к организации и управления, умение охватить весь процесс производства, изучить все его аспекты. Такая подготовка способствует также воспитанию индивида как активного и волевого субъекта, способного к самостоятельным усилий в учебе. Она больше соответствует будущему развитию, чем просто подготовка высококвалифицированных фикованих специалистов, гуманитарно ориентированная образование учит студентов мыслить творчески, иметь собственное мнение, а не запоминать и воспроизводить информацию.

В ряде зарубежных стран студентам не читают лекций так, как в на ¬ ших высших учебных заведениях; лекции проводятся в форме вопросов-ответов, розыгрыш конфликтных ситуаций. Самые престижные университеты Японии - Токийский и Киотский - известные собственно фундаментальностью и универсальностью, широким общеобразовательной подготовкой выпускников. Именно такие университеты и формируют интеллектуальную элиту. Поэтому не случайно, что в настоящее время в Японии на одного человека, который работает руками, приходится более десяти человек умственного труда.


Научно-техническая революция создает дополнительные возможности не только для подготовки высокообразованных специалистов, но и для совершенствования самого человека. Однако в обществе могут существовать как объективные, так и субъективные факторы, которые сдерживают процесс превращения этой возможности в действительность. Для такого превращения большое значение приобретают такие факторы, как историческая судьба народа, господствующий политический режим, геополитическое положение, наличие свободы и государственного суверенитета.


Вспомним муссолиниевской Италии, гитлеровскую Германию, СССР, некоторые страны Азии и Африки, где в первой половине XX в. возникли тоталитарные режимы. Господство в них диктатуры привело к отчуждению человека от собственности, власти, духовно-культурных ценностей, сопровождалось трагедией сломанных судеб, несбывшихся замыслов, опустошенных душ. Трагической стала и судьба культуры, которая превратилась в средство идеологически-духовного манипулирования человеком.


Попытке тоталитарных режимов нивелировать своих граждан, превращать их и я "массу", "толпа" подчиняется система массовой пропаганды, которая направляется на тотальную морально-психологическую обработку всей нации. Именно бурное развитие средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, грамзапись, кино), которому в значительной степени способствовало использование новейших достижений научно-технической революции, обусловил значительное распространение в ряде зарубежных стран "массовой культуры".
В отличие от официальной культуры, подчиненной государству, "массовая культура" сознательно и свободно пропагандирует нейтральность, развлекательность, натуральное насилие, секс, высвобождая при этом человека от затрат умственной энергии, чувств и воли. Важным для него является создание имиджа, иллюзий, вымыслов, мифов, которые не требуют усилий для своего восприятия и компенсируют их миром выдуманных грез и фантазий. Поэтому мифологическими героями ряда зарубежных детективных романов, вестернов, мюзиклов, фильмов ужасов стали супермен, Кинг-Конг, вампир, Спайдермен - человек-паук, Бэтмен - человек-летучая мышь и др..


Во второй половине 60 - 80-х годов "массовая культура" значительно расширила свое влияние на всю зарубежную культуру. И в том, что она открыла широкой аудитории доступ к культурным ценностям, культивируя зрелищность и развлекательность, нет ничего плохого, ведь в течение последних десятилетий изменилась социальная мораль человека. Пережив жесточайшую мировую войну, массовый террор фашистских и коммунистических режимов, она не очень хочет воспринимать те трудные жизненные проблемы, которые ставило когда настоящее искусство, не хочет уже нести ответственности даже в переживании. Чем легче, легкомыслие, наконец - примитивнее искусство (только не народное), тем лучше зрителю, слушателю. А если еще и учесть доступность, дешевизну и совершенство, которые дают возможность делать из искусства шоу, тогда вполне понятно, почему оно вызывает тотальное увлечение, прежде всего, бедных и средних слоев населения.


Значительное влияние на культуру, особенно в литературе и искусстве, в эти годы продолжал оказывать модернизм, в частности такая его разновидность, как экзистенциализм (от лат. - Существование, философия существования). Характерными его чертами являются субъективное толкование свободы, утверждения интуитивного восприятия реальности. Одним из основных утверждений экзистенциализма является тезис о существовании "настоящего" и "недействительный". "Настоящее" существование человека может быть только тогда, когда она не скована стандартами производства, государственными правилами и предписаниями, когда есть возможность проявить свою индивидуальность. Экзистенциализм способствует и таким явлениям, как противовес лица обществу, понимание свободы как Зосер ¬ ния на своем "Я". Наиболее известными представителями этого метода, как уже отмечалось, были французские писатели и философы А. Камю и Ж.П. Сартр.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии