Во второй половине 60-80-х годов продолжалась научно-техническая революция
, которая имела все большее влияние не только на науку, технику, производство, но и на все стороны жизни, материальной и духовной деятельности человека. Важным звеном, через которое НТР влияет на все сферы человеческой деятельности, выступает культура, отражающая аксиологический аспект всякой человеческой деятельности и ее результатов.
НТР имеет культурно-цивилизаторской функции именно потому, что научное знание является одним из существенных компонентов духовной культуры, а его материализация в новой, более усовершенствованной технике - ценность материальной культуры. Благодаря достижениям научно-технической революции зарождаются новые виды и жанры искусства, новые средства отображения и выражения, которые влияют на характер образного восприятия мира.
Так, новые мастерами в архитектуре, монументальной живописи, новые технические возможности в музыке, кино существенно изменили их характер. Вследствие этого культурные процессы стали более совершенными, доступными народным массам, усилилась их гуманистическая направленность.
Научно-технический прогресс значительно повышает требования к культуре производства, специальной и общеобразовательной подготовки людей, их культурно-технического уровня. Он не только качественно изменяет работу в области производства, но и участие личности в управлении обществом, воспитании, научно-техническом творчестве, художественной самодеятельности.
На основе широкого использования новейших достижений НТР значительного развития приобрела наука, которая все больше интегрируется с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. ее выдающимися достижениями стали исследования космоса, создание новых прогрессивных технологий, синтетических материалов с заранее заданными свойствами и т.д.. Зарубежные ученые много сделали для развития атомной электроэнергетики, кибернетики, генной инженерии, таких новых научных направлений, как квалиметрия, радиоэлектроника, биохимия, математическая лингвистика, космическая медицина.
Требованиям НТР подчиняется и система образования, из которой выходят и те, кто двигает науку, и те, кто на разных уровнях работы и управления реализуют ее достижения ради прогресса цивилизации. Во второй половине 60-80-х годов в США, Японии и странах Западной Европы существенно изменяется организация образования в направлении сближения ее с наукой и производством. Разработаны концепции непрерывного образования, что дает возможность менять профессию и специальность протяжении всей жизни. Интенсивный обмен опытом сблизил системы высшего образования и выработал мировой стандарт качества подготовки студентов. Сфера образования в этих странах приоритетная, и для нее выделяются значительные средства.
Так, расходы на высшее образование в США за последние 30 лет выросли в 20 раз, тогда как в бывшем Союзе всего в 4,3 раза.
Высшая школа в развитых странах дает приоритет не вузькоспеци-альной, а общенаучной и общегуманитарных подготовке специалистов, способных не только к исполнительных функций, а, прежде всего, к организации и управления, умение охватить весь процесс производства, изучить все его аспекты. Такая подготовка способствует также воспитанию индивида как активного и волевого субъекта, способного к самостоятельным усилий в учебе. Она больше соответствует будущему развитию, чем просто подготовка высококвалифицированных фикованих специалистов, гуманитарно ориентированная образование учит студентов мыслить творчески, иметь собственное мнение, а не запоминать и воспроизводить информацию.
В ряде зарубежных стран студентам не читают лекций так, как в на ¬ ших высших учебных заведениях; лекции проводятся в форме вопросов-ответов, розыгрыш конфликтных ситуаций. Самые престижные университеты Японии - Токийский и Киотский - известные собственно фундаментальностью и универсальностью, широким общеобразовательной подготовкой выпускников. Именно такие университеты и формируют интеллектуальную элиту. Поэтому не случайно, что в настоящее время в Японии на одного человека, который работает руками, приходится более десяти человек умственного труда.
Научно-техническая революция создает дополнительные возможности не только для подготовки высокообразованных специалистов, но и для совершенствования самого человека. Однако в обществе могут существовать как объективные, так и субъективные факторы, которые сдерживают процесс превращения этой возможности в действительность. Для такого превращения большое значение приобретают такие факторы, как историческая судьба народа, господствующий политический режим, геополитическое положение, наличие свободы и государственного суверенитета.
Вспомним муссолиниевской Италии, гитлеровскую Германию, СССР, некоторые страны Азии и Африки, где в первой половине XX в. возникли тоталитарные режимы. Господство в них диктатуры привело к отчуждению человека от собственности, власти, духовно-культурных ценностей, сопровождалось трагедией сломанных судеб, несбывшихся замыслов, опустошенных душ. Трагической стала и судьба культуры, которая превратилась в средство идеологически-духовного манипулирования человеком.
Попытке тоталитарных режимов нивелировать своих граждан, превращать их и я "массу", "толпа" подчиняется система массовой пропаганды, которая направляется на тотальную морально-психологическую обработку всей нации. Именно бурное развитие средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, грамзапись, кино), которому в значительной степени способствовало использование новейших достижений научно-технической революции, обусловил значительное распространение в ряде зарубежных стран "массовой культуры".
В отличие от официальной культуры, подчиненной государству, "массовая культура" сознательно и свободно пропагандирует нейтральность, развлекательность, натуральное насилие, секс, высвобождая при этом человека от затрат умственной энергии, чувств и воли. Важным для него является создание имиджа, иллюзий, вымыслов, мифов, которые не требуют усилий для своего восприятия и компенсируют их миром выдуманных грез и фантазий. Поэтому мифологическими героями ряда зарубежных детективных романов, вестернов, мюзиклов, фильмов ужасов стали супермен, Кинг-Конг, вампир, Спайдермен - человек-паук, Бэтмен - человек-летучая мышь и др..
Во второй половине 60 - 80-х годов "массовая культура" значительно расширила свое влияние на всю зарубежную культуру. И в том, что она открыла широкой аудитории доступ к культурным ценностям, культивируя зрелищность и развлекательность, нет ничего плохого, ведь в течение последних десятилетий изменилась социальная мораль человека. Пережив жесточайшую мировую войну, массовый террор фашистских и коммунистических режимов, она не очень хочет воспринимать те трудные жизненные проблемы, которые ставило когда настоящее искусство, не хочет уже нести ответственности даже в переживании. Чем легче, легкомыслие, наконец - примитивнее искусство (только не народное), тем лучше зрителю, слушателю. А если еще и учесть доступность, дешевизну и совершенство, которые дают возможность делать из искусства шоу, тогда вполне понятно, почему оно вызывает тотальное увлечение, прежде всего, бедных и средних слоев населения.
Значительное влияние на культуру, особенно в литературе и искусстве, в эти годы продолжал оказывать модернизм, в частности такая его разновидность, как экзистенциализм (от лат. - Существование, философия существования). Характерными его чертами являются субъективное толкование свободы, утверждения интуитивного восприятия реальности. Одним из основных утверждений экзистенциализма является тезис о существовании "настоящего" и "недействительный". "Настоящее" существование человека может быть только тогда, когда она не скована стандартами производства, государственными правилами и предписаниями, когда есть возможность проявить свою индивидуальность. Экзистенциализм способствует и таким явлениям, как противовес лица обществу, понимание свободы как Зосер ¬ ния на своем "Я". Наиболее известными представителями этого метода, как уже отмечалось, были французские писатели и философы А. Камю и Ж.П. Сартр.