Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Огромный массив культурных ценностей стал объектом циничного ограбления и варварского уничтожения со стороны оккупантов во время Второй Мировой Войны.

Вопреки принятым еще в конце XIX - начале XX вв. международная хартия, конвенциям и т.д., которые должны предотвратить уничтожению культурных ценностей человечества, они все же стали жертвами войны. И не только в результате боевых действий.

Вторая мировая война перечеркнула надежды человечества на здравый смысл поколений, которые должны представлять цивилизацию XX века. Культура, как и другие человеческие ценности, стала объектом уничтожения, которое на территориях бывших советских республик получило целенаправленный характер и осуществлялось в невиданных ранее масштабах.


Политика уничтожения культурных ценностей имела свою логику. Пренебрегая в целом славянскую культуру, которая представляла "неполноценный народ", оккупанты одновременно проявляли большой интерес к шедеврам искусства и уникальных произведений человеческого гения. Как и ко всему, что имело утилитарный идеолого-политический или военно-стратегический интерес. В таком случае "национальное происхождение" объекта ограбления уже не имело значения.


Беспрецедентное ограбление и уничтожение культурных ценностей было легализовано высшей политической властью Германии и происходило с традиционной немецкой пунктуальностью. Все учреждения культуры, которые представляли для немцев интерес, объявлялись собственностью рейха и брались под контроль оккупационных властей. Затем спецкоманды тщательно изучали фонды, определяя, что должно быть конфисковано в пользу рейха, а, "за ненадобностью", или уничтожалось, или оставалось безнадзорным, что было равноценно уничтожению. Ведь наряду с ограблением, так сказать, на государственном уровне, личные трофеи "добывали" и непосредственные оккупанты - от генерала до рядового солдата.


Ограбление культурных ценностей приобрело еще более "планомерного" характер после указа Гитлера (март 1942 г.) о предоставлении полномочий А. Розенбергу (главному идеологу и специалисту из оккупированных восточных территорий) о конфискации и использования культурных и научных ценностей в оккупированных восточных областях. Его оперативный штаб наделялся правом проверять библиотеки, архивы и другие учреждения культуры и конфисковывать их ценности. Не менее художественно-художественные ценности пострадали и историко-культурные памятники.


Именно здесь мы и подходим к выяснению некоторых особенностей культуры западного зарубежья в послевоенный период. Послевоенная разруха способствовала новому взлету, с одной стороны, сюрреализма, а с другой - экспрессионизма и абстракционизма. Таким образом часть художников пыталась избежать реалий действительности. Культура почувствовала большой приток инонациональных элементов и расширения коммерциализации. Значительно возросло количество частных школ, колледжей, университетов, киностудий, театров и т.д. с одновременным увеличением бюджетных расходов на развитие образования, науки, средств массовой информации. В частности, в США в 1964 г. была создана отдельная Национальную академию техники, финансировались важнейшие программы Национальной академии наук США, Калифорнийского и Чикагской академии. С 1965 г. начала функционировать Национальная академия образования.


Заметным явлением в западной культуре был техницизм (технократизм) - своеобразный культ техники как один из наследников классического позитивизма, что, по мнению английского писателя Ч. Сноу, привело к расколу единой культуры на "две культуры": культуру научную (ученые-естественники и техники ) и культуру "гуманистическую" (художественная интеллигенция). Вследствие приоритетов, отдавались развития естественно-технических наук, происходила определенная абсолютизация материально-вещественных потребностей и ценностей на помех) духовно-творческим и нравственным.


В архитектуре под влиянием техницизма все большее распространение получил функционализм (Ф. Райт), сторонники которого отдавали приоритеты не художественно-эстетическим ценностям зданий, а в основном техническим, эксплуатационным, утверждая, что форма, мол, автоматически вытекает из функции. Положительные идеи функционализма способствовали модернизации архитектуры, получившее развитие в современном дизайне.
Культурная жизнь Западной Европы разворачивалось на фоне идеологии либерализма, философии экзистенциализма (Мартин Гайдегтер, Жап-ПольСарир), идей Карла Поппера, сформулированных в трудах "Открытое общество и его враги" (1945), "Нищета исторического метода" (1957) и др.. Большой остроту приобрела борьба между противниками марксизма и его сторонниками.


Характерным для зарубежной культуры был дальнейшее развитие наряду с высокой так называемой "массовой-культуры", которую традиционная советская культурология оценивала как кризис культуры. Большинство западных культурологов склонны трактовать "массовую культуру" как народную, культуру масс, доступную для широких слоев населения. В литературе последних лет все чаще вместо термина "массовая культура" употребляется понятие "популярная культура" как синоним народной. По мнению некоторых авторов, технический прогресс приводит к постепенной переориентации производства на потребительский тип материальной культуры, что находит отражение в стремлении к роскоши.

В художественной культуре, наряду с доминированием идеалов эстетической категории красоты, среди отдельных групп населения распространяется культ безобразного и уродливого. Здесь надо иметь в виду, что научно-технический прогресс привел к своеобразной революции в сфере средств информации, телетрансляции, тиражирование художественных произведений. Сформировалась коммерческая индустрия культуры на почве использования телевидения, радио, звукозаписи, кино, других средств коммуникации, что позволило модернизировать старые направления искусства и дать толчок новому, в том числе авангардизма: поп-арт, ретростиль подобное.


Массовая культура получила широкое поле действия именно в сфере эстрадного искусства, которое имеет сравнительно легкий доступ к массовому сознанию и нацелено в основном на досуг и развлечения. На Западе продолжала формироваться целая индустрия развлечений, тиражировала культуру "серийного" производства. Вместе с тем, благодаря этой индустрии расширились возможности для приобщения все более широких слоев населения к художественным ценностям высокой культуры. В искусстве под лозунгом борьбы с разрушительными тенденциями модернизма формировался своеобразный "постмодернистский коктейль" сочетание старого и нового. Международные фестивали молодежи в Зальцбурге, Байороти, Эдинбурга показали как сохранение национальных традиций, так и ломки межнациональных барьеров. Массовая культура насаждала конформизм, она должна противодействовать коммунистической идеологии, защищать западное общество.

А уже в рамках массовой культуры родилась поп-культура как своеобразный протест, бунт или контркультура. "Поп-арт" - популярное, общедоступное искусство - одно из течений модернизма, зародившаяся в Великобритании и США сначала в живописи и скульптуре, а затем получила распространение в других сферах массовой культуры. По определению теоретиков "поп-арта", любой предмет при определенных условиях превращается в произведение искусства путем его эстетизации. "Поп-арт" в искусстве - это своеобразная композиция бытовых предметов: помятых автомобилей и старых фотографий, окрашенных белым цветом старых ботинок и электромоторов. Кино, телевидение, звукозапись, а впоследствии и видео стали вытеснять традиционные формы привлечения людей к культуре: семейное чтение, домашнюю музыку. Поэтому часть политологов, в частности американский ученый Д. Макдональд, склонны видеть в массовой культуре пародию на высокую культуру.


О высокой культуре, то в послевоенные годы она получила на Западе мощного развития, объяснялось дальнейшей демократизацией западных государств, подъемом жизненного уровня, образования и общей культу ¬ ры, производства и быта. Высокая культура произрастала на почве народной, в частности фольклора, на национальных традициях. Во Франции, например, в изобразительном искусстве распространился неореализм (А. Фуже-рон, Ж. Люрса), очень популярными стали рисунки Ж. Эффеля. Однако, как и в США, Великобритании, Западной Германии, Италии, преобладали модернистские направления - абстрактный экспрессионизм, абстрактный Сюррей ¬ ализм, неоконструктивизм т.д., а отсюда распространялись на другие континенты - в Азию, Африку, Латинскую Америку.
На почве модернизма прорастали "интеллектуальный роман", "интеллектуальная драма", концептуальное искусство. Литературу психоанализа в США представляли У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Е. Колдуэлл, Дж. Сэлинджер, Дж. Чивер, поэты Р. Фрост, К. Сэндберг, Т. Ретке. Значительное распространение "массовая беллетристика" (приключенческие, уголовные, эротические романы и повести). В модернистской литературе Франции известность получили сторонники экзистенциализма Ж.П. Сартр, А. Камю, С де Бовуар.


Если попытаться вычленить некоторые общие черты послевоенного авангардизма на Западе, то главным героем в литературе чаще выступает не человек, а сам словесный текст, в изобразительном искусстве, в скульптуре - пластическая или акварельная конструкция, в музыке акцент делается на оригинальность звука голосе отдельных инструментов. Иногда форма стала затенять смысл произведения или даже терять свою роль. Среди течений екзистенционализму 50-60-х годов заявил о себе абсурдизм, сторонники которого отходят от реальности, жизни и смерти выдают за бессилие человека, а ее действия - за нелепый абсурд, и нередко абсурд становится и содержанием, и художественной форме произведений литературы и искусства . Примерами течений абсурдизма авторы исследований приводят пьесы Э. Ионеско "Урок", "Носорог", "Жажда и голод", С. Беккета "Конец развлечений".


Своеобразие культурной жизни западного зарубежья во второй половини40-х - первой половини60-х годов заключалась в том, что, в отличие от послевоенных лет, несколько спадает интенсивность процесса восприятия США культурных ценностей из Европы, хотя вывоз умел продолжалось. Вместе США навязывает Европе свои стандарты культуры, причем зачастую средствами массовой информации.


Некоторые культурологи рассматривают этот процесс как "американизации" национальных культур Европы, который в последующие годы приобрел характер культурной агрессии и о котором во весь голос заговорили французы, итальянцы, греки, немцы и др.., Поскольку он начал угрожать их культурной самобытности. Обеспокоенный этими процессами Вилли Брандт спросил европейцев: "Неужели мы хотим стать американцами?".


Созданное еще в годы войны "Информационное агентство США" (Н5ИА), мощная радиостанция "Голос Америки", американские центры культуры, библиотеки превратили европейские страны в свое культурно-информационное поле. Популярными в среде молодежи становятся американские гангстерские фильмы "Малыш и Нельсон", "Белая жара", "Они живут ночью", фильмы ужасов. В 1946 г. на итальянские киноэкраны, например, было выпущено 60 американских фильмов, в 1948г. - 688. У них пропагандировались роль США в освобождении Европы от фашизма, изобретение атомной бомбы, страх перед мировой катастрофой, рекламировались американский образ жизни, высокий уровень потребления, материального обеспечения, а одновременно и американские товары. Более 2 тыс. колледжей и университетов США, в которых обучались более 6 млн чел., Широко открыли свои двери и для европейцев, выходцев из стран Азии, Африки, Латинской Америки, поскольку американское образование становилось все более престижной в мире.


Американизация коснулась и стиля одежды, и мира музыки, танцев, в котором популярным стал джаз, а он, в свою очередь, породил рок-н-ролл - своеобразное сочетание джаза, песни и танца. Его подхватили известные ансамбли «Битлз» и «Роллинг Стоунз" в Великобритании, оттуда он вернулся к США, а затем стал мировым популярным явлением. Рок-звезды приобретают трансатлантического распространения, а американский вариант английского языка как языка НАТО стал распространяться на большинстве континентов мира.


Осмысливая тенденции развития зарубежной культуры послевоенного периода, новые явления, течения, творческие методы, стили, укреплялись или вводились в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, архитектуре, включая современные, нельзя упускать из виду, что этот процесс происходил с учетом национальных особенностей и традиций каждой страны, не сдерживая при этом интеграционных тенденций. Голливудские фильмы, массовая культура, легализация порнографии, сексуальная революция, внебрачные связи и другие явления поставили под угрозу общечеловеческие ценности, традиции и обычаи народов. Не смогли противостоять этим процессам мировые религии, прежде христианство, которое в послевоенные годы переживало стагнацию и межконфессиональные распри, ослаблялось деятельностью протестантских и фундаменталистских сект.


Важным инструментом международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры стало ЮНЕСКО -: специализированное учреждение ООН, устав которой вступил в силу в ноябре 1946 г. Украина стала членом Ионеско в 1954 г. и включалась в реализацию некоторых ее программ, направленных на борьбу с неграмотностью, в развитие образования, подготовку кадров, изучение и распространение национальных культур, охране окружающей среды, памятников культуры. Благотворное влияние миссий ЮНЕСКО особенно ощутили народы стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых в послевоенный период получили государственную независимость. Значительное место отводилось международной информации в сфере культуры, издательской деятельности. "Курьер ЮНЕСКО", журналы "Культура", "Перспективы образования", "Музеум" и др.. играют важную роль в культурном обмене народов планеты. Тормозом этих процессов были политика "холодной войны", идеологическое противостояние.


Период 60-80-х годов - один из самых противоречивых в истории зарубежной культуры, ведь в это время ее развитие происходило в чрезвычайно сложных условиях дальнейшего углубления противостояния двух непримиримых между собой социально-экономических систем, обострение их противоборства, что создавало значительные препятствия на пути социально-экономического и культурного процесса.


Однако, преодолевая эти и другие трудности, широко используя новейшие достижения научно-технической революции (НТР), передовые страны зарубежья в указанный период внесли весомый вклад в создание общечеловеческих духовных ценностей, развитие мировой цивилизации и культуры. На вторую половину 60-80-х годов приходится далеко не лучший период и в развитии украинской культуры. Не имея своей государственности, находясь в крепких тисках тоталитарного режима, ей пришлось преодолевать упорное сопротивление коммунистической диктатуры, любые запреты, а нередко и репрессии.

Это притупляли творческий потенциал украинского народа, гасило инициативу, соревнование различных идей и направлений в культуре, истощало духовные силы народа, что не могло негативно не сказаться на уровне качества и темпах развития культуры в целом и каждой из ее составляющих в частности. Однако и в этих тяжелых условиях украинский народ не потерял свой духовный, нравственный и во многом сохранил свой культурный потенциал, особенно его фундаментальные принципы.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии