Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В музыке начало XX вв. отмечен резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями

, стремительной сменой художественных течений. Ушли из жизни ведущие композиторы второй половины XIX в.: Р. Вагнер, Ф. Лист, А. Франк, П. Чайковский, И. Брамс, Дж. Верди, Э. Григ, А. Дворжак, Н. Римский-Корсаков. Прозвучали последние шедевры европейского симфонизма XIX в.: Шестая симфония Чайковского, Пятая - "С нового мира" - А. Дворжака, Девятая-средне - А. Брукнера.


Некоторые представители новых музыкальных течений заговорили об устарелости, "бесполезности" большой симфонии с ее слишком "строгим распорядком" и заранее предусмотренными структурными схемами.
Уже в 90-е гг прошлого века выдвинулись влиятельные лидеры новых музыкальных течений - Р. Штраус, М. Регер в Германии, К. Дебюсси.


- Во Франции, Г. Малер - в Австрии, Дж. Пуччини - в Италии, Я. Сибеллиус
- В Финляндии, Л. Яначек - в Чехии. Именно тогда в русской музыке раздались А. Скрябина, С. Рахманинова, М. Метнера, И. Стравин-ского, С. Прокофьева. Несмотря на новизну многих творческих поисков, музыкальное искусство XX в. тесно связано своими корнями с предыдущим столетием: классическим искусством, творчеством романтиков, импрессионизмом.


Одним из самых выдающихся композиторов, в творчестве которого сочетались реалистические и позднеромантического черты, был Густав Малер (1860 - 1911 гг Австрия), художник продолжавшего традиции бетховенского и брамсивського симфонизма, чутко прислушивался своего времени. Его симфонии, "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозная "Песнь о земле", проникнутые, по словам Д. Шостаковича, прежде глубокой человечностью.


В 20-30-х гг продемонстрировал снова свою жизнерадостность р-мантизм, оказавшись в искусстве П. Хиндемита, Б. Бартона, Б. Бриттена, а также С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
нашли своих почитателей среди многих Импрессионизм в музыке, возникшее на рубеже веков и отличал ¬ ся от программной музыки романтизма специфической размытой сюжетностью, зыбкими и завуалированными оскорблениями, полными намеков, сим ¬ тащил, художественных ассоциаций, в первой половине XX в. дал толчок развитию неоимпрессионизма (французская школа: О. Мессиан - "Каталог птиц", "Экзотические птицы", "Перевоплощение Господа нашего"), тяготел к выражению внеземной, царящей в пространстве.


Экспрессионизм как художественное направление в музыке впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека, связанные с аффективная стороной психики, настроения ужаса, отчаяния, бессилия. А. Шенберг в произведении "Лунный Пьеро" довел состояние аффекта к кульминации, крика. Композитор впервые ввел нотований со-декламацию, которая выражает взволнованную речь, эмоциональную взрывчатость, а также натуралистические крики. Крики, стоны, резкие перепады звучности, гостродисонансни созвучие, применение человеческого голоса как инструмента - все это уходит корнями в поздний романтизм Р. Вагнера, отчасти - в искусстве Г. Мадера. А. Шенбергу принадлежит внедрения "додекафонии", хотя впоследствии композитор считал эту систему ограниченной и отошел от нее.


Неоклассические тенденции композиторов, творивших в 20-е гг (П. Хиндемит, Ф. Бузони, С. Прокофьев). Предложил лозунг - "Назад к Баха!" - И. Стравинский, т.е. к использованию логических принципов построения целостной формы, довел до совершенства Бах, и сочетание их с новейшими средствами музыкальной выразительности. Он и стал первым, кто сумел воплотить в этом направлении свои великие художественные замыслы ("Царь Эдип", "Персефона", "Орфей", "Пульсинелла"). При восприятии произведения неоклассического направления слушатель может без труда определить ту "модель", которую положил в основу композитор, ту эпоху, к которой принадлежит исходный материал.

Один из неоклассических приемов - прямое цитирование музыкального материала прошлых эпох как определенных музыкальных комплексов, связанных с историей, культурой, тем или иным стилем. Иногда это имеет оттенок шутки, игры, гротеска. Вспомним ¬ дадим хотя бы "Классическую симфонию" С. Прокофьева, полной юмора. В середине века возникло немало модернистских течений, посылы ¬ лось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из ярких направлений стала так называемая конкретная музыка: акустические эффекты, шумы, "конкретные проявления жизни" (П. Шеффер, П. Булез, О. Мессиан, А. Жоливе). "Симфония для одного человека", смонтирована П. Шеффером совместно с П. Анри, представляет собой акустический ряд, напоминающий шумовое оформление к кинофильму или спектаклю: шум машин, звук полицейского автомобиля, бой часов в комнате, шаги человека, который что-то напевает себе под нос подобное. Развитие электронной техники вызвало появление так называемой живой электроники, где путем электронного синтезирования пытаются воссоздать максимально приближены к натуральному звуку тембры человеческого голоса и музыкальных инструментов.


Параллельно велись поиски, связанные с предыдущим опытом - традициями Шенберга, Вебера, стремившихся трактовать звуковой ряд дискретно, как "музыкальные атомы": это направление, получившее название пуантилизма (писание точками). Противоположным направлением стал соноризм, который использует нерасчлененные во времени, слиты звуковые комплексы, заполняющие пространство. Вообще сонорнисть как один из приемов использовалась и ранее: знаменитые "аккорды оцепенения" в опере Глинки "Руслан и Людмила", аккорды, выражающие страх перед затмением, в опере А. Бородина "Князь Игорь", имитации звон колоколов в М. Мусоргского и Рахманинова, "Колокола" Р. Щедрина, звуковые комплексы связаны с определенной символикой и конкретной образностью у Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси.


Одно из направлений - алеаторика - восстановил на другом уровне импровизационный характер исполнительского искусства прошлого. Алеаторика (от лат. Аиеа - игровая косточка, случайность) означает, что музыкальное произведение возникает случайно, независимо от замысла автора: например, на нотную бумагу разбрасываются чернил и "оформляются" в ноты (так была создана "увертюра" для открытия одной из " варшавских осеней ").
Положительным результатом творческого экспериментирования композиторов есть значительные изменения в сфере музыкального языка, расширение зоны музыкальных звуков и шумов и др..


Выдающимся музыкальным явлением XX века. стал негритянский джаз. 20-е гг называют эпохой джаза, триумфальный путь которого начался в странах мира уже в первые послевоенные годы. Крупнейшие композиторы начала века последовали оригинальных звучаний негритянской музыки и не раз черпали из нее как из источника при написании своих произведений. А талантливый американский композитор Дж. Гершвин вошел в историю музыки как создатель симфонического джаза (концерт "Рапсодия в блюзовых тонах", симфоническая поэма "Американец в Париже", музыкальные комедии и опера "Порги и Бесс").


Процесс демократизации культуры в XX в., Обусловленный развитием средств массовой информации, возникновением радио и телевидения, нового массового вида искусства - кино, породил определенные специфические проблемы для функционирования культуры. С одной стороны, справедливы претензии массы людей на причастность к культурной и политической жизни, с другой - отчуждение человека от всего этого вследствие очень осложненного, бюрократизированной уклада жизни, раздираемый противоречиями глобального характера.
Между тем протест против отчуждения культуры составляет одну из важнейших ее особенностей, которая проявлялась во все времена: древние карнавалы, смеховая стихия западноевропейского фарса и российского скоморошества, еретические движения, культура городских низов, народного цирка, первых "синематографов", шарманщиков и шансонье, негритянских блюзов.

Во второй половине XX в. такой контркультурой стала рок-музыка. Возник этот феномен, очевидно, как попытка преодолеть отчуждение масс от культуры с большой буквы. Ведь главное в нем - нравственная позиция и тип существования, неписаный кодекс чести, который устанавливает, что "они" противостоят "нам". Главное - это противостояние. Почему? "Истеблишмент", что под ним понимают респектабельный конформизм, энергию карьеры и вымогательства, общепринятые правила поведения, умение добиваться пользы для себя. Молодых людей середины 50-х гг объединила с небывалой остротой пережитая ситуация отчуждения от государства, традиционной общественной структуры и культуры и насущная необходимость найти выход из этой ситуации.
Рок родился в это время. 1954-й - песенка Вилла Хейли Еоск гоипси ике Сиоск дала название новорожденному стилю: тот же год - первая коммерческая пластинка Элвиса Пресли; 1956 1962-й - волна года поглощает города Северной Америки, Англии и прежде Ливерпуль; 1960-й - гамбургские гастроли "Битлз"; течение 1963-1968 гг состоят почти все знаменитые группы классического рок-н-ролла. Музыка - мотивы городского фольклора, популярные блюзы и шлягеры, а в текстах - в грубый редакции - извечная тема "парень-девушка". Эпатажные элементы, сначала умеренные, оказались сразу: усиленная громкость, дразнящий ритм, настоятельную повторение одного и того же элемента. И обязательное общение со зрителем. Вскоре рок-музыка практически не существовала вне сложным техническим воплощением. С помощью техники в зале создается чистая феерия, которая сильно обостряет эстетические переживания.


Но техническое воплощение имеет еще одну сторону - это тиражируемое звукокопия. Пластинка не воспроизводит первоначального оригинала, как при репродуцировании произведений традиционного искусства. А сама является "оригиналом", потому что музыка в нем не может быть точно выполнена в жизни, ведь она - результат многочисленных записей, наложений и микширования, перемещений звука в студии и т.п.. В результате создается отличная от традиционной модели художественного творчества.


Новая волна 70-х гг создала романо-рок, арт-рок, фолкрок выполнения, основанный на потрясающей громкости, и выполнение нарочитой изысканности, лирической камерности, рок-транскрипции старинной музыки и рок-вариации авангарда, гибриды роковой и конкретной музыки, рок театрализованный и даже джаз-рок.
В процессе эволюции года эмоциональное возбуждение все больше превращается в самодостаточную цель концерта. В крайних формах "панка" или "металла" начальные социальные и нравственные мотивировки года исчезают полностью.


В 80-е гг на высоте роковой культуры Запада остались те, кто сосредоточился на высокой художественной традиции, - их принято называть термином "арт-рок", а также те группы музыкантов - их принято называть термином "фолк-рок", - для которых настоящей сферой года стала наследие народно-национальной культуры.
В 20-е гг художественной жизни ряда стран уверенно заявило о себе искусство кино. Французские режиссеры "авангарда", американские мастера У. Гриффит, Ч. Чаплин, М. Сеннет, немецкие экспрессионисты Ф. Мурнау, советские режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Дов ¬ Боженко, Дзига Вертов внесли большой вклад в достижение " немого "кино. 30-е гг в кино - это мультипликационные фильмы У. Диснея, антифашистские ленты Ч. Чаплина, французские фильмы Р. Клера, М. Карне, советские - братьев Г. и С. Васильевых, Г. Козинцева, М. Ромма, Г . Александрова, И. Пырьева и др..


Во второй половине 40-50 гг ведущим направлением стал неореализм, который сформировался в итальянском кино (Р. Росселлини, Л. Висконти, В. де Сика, Дж. де Сантис). Новым шагом в освоении художественных средств кино стало творчество французских режиссеров Р. Клемана, А. Рене, американца С. Креймера, польского режиссера А. Вайды, японского - А. Куросавы, шведского - И. Бергмана, итальянцев - М. Антониони и Ф. Феллини и др..
В кино 70-х и 80-х гг пришло много талантливых режиссеров, но эти поиски имеют специальное рассмотрение.
Каждая большая культурная эпоха имеет, как видим, свой образ, свою художественную и идейную доминанту, которые и являются основанием для разделения культурно-исторического процесса на этапы.

Но обособленность разных периодов культуры не лишает их преемственности, взаимовлияния: каждый из них получается из предыдущего и содержит зародыш будущего. Но поскольку художественное развитие идет неравномерно, то и культурные эпохи заметные блестящими взлетами лишь в определенных сферах, хотя и "тихая течение" в культуре не проходит бесследно, накапливая потенциал для будущих звездных времен.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии