Особенности архитектуры XX в. определились влиянием ряда факторов: интенсивной урбанизации
, промышленного строительства, рост численности населения городов, что вызвало переуплотнения застройки, многоэтажность, уменьшение количества зелени и др.. Возникли проблемы, которых не знали прежние эпохи. Каждый из направлений развития архитектуры на свой лад откликнулся на эти проблемы.
В 20-е гг самым значительным направлением стал функционализм (В. Гропиус - дом Баухауза, высшей школы строительства и художественного конструирования в Десаи). Крайности этого направления оказались в утилитаризме Бруно Таута, в техницизм и рационализме Л. Мис ван дер Роэ.
Значительно способствовал распространению принципов функционализма Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере, 1887-1965 гг) - один из величайших архитекторов века. Под знаком его идей архитектура развивалась на протяжении нескольких десятилетий, а от многого не отказалась и сегодня (например, от таких, как дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяжные окна, свободная композиция фасада) . Вообще именно функционализму 20-х гг современная архитектура обязана новыми типами домов - галерейными, коридорного типа, с двухэтажными квартирами, а также плоскими покрытиями, встроенным оборудованием, внедрением передвижных перегородок и т.п.. Большим преимуществом функционализма было то, что он предоставил возможность использовать национальные, традиционные и другие особенности места застройки (многоэтажные дома в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии и, наоборот, - вынесение многоэтажных домов в предместье - в Париже и Берлине).
Архитектурный экспрессионизм и национальный романтизм как направления не получили широкого признания.
Урбанистическая и дезурбанистична теория строительства сложилась в 20 - 30-е гг как противоположные. Первую создал Ле Корбюзье, который разработал проект реконструкции Парижа ("План Вуазен"). По сути это был проект города будущего: комбинация небоскребов, свободных зеленых пространств и сложной сети транспортных артерий. Дезурбанисты (французские архитекторы Эжен Бодуэн, Марсель Лодсом, немецкий - Б. Таут, американские - Ф.Л. Райт и В. Гоен) разрабатывали проекты небольших городов (не более 32 тыс. человек) вокруг крупных (но не более 60 тыс. . жителей) - это промышленные рабочие поселки или крупные жилые комплексы в пригородах. Англичанам особенно импонировала идея города-сада. Б. Таут отрицал город, считая поселка на 500-600 человек идеальными, Ф.Л. Райт предложил каждой семье выделить акр земли для возделывания, современный скоростной транспорт обеспечит общение, а телевизор - информацию.
Как видим, с одной стороны, прославляется механизированный бытовой стандарт, а с другой - ему объявляется война. В реальной практике эти два течения часто переплетались. Возникли города-спутники, старые города развивались от центра к периферии, постепенно в центре оставались только административные здания (Большой Лондон, Большой Париж, Большой Нью-Йорк). Разъединение пешеходных и транспортных потоков идет от дезурбанистив. Даже в Англии, единственной стране, которая сохранила в архитектуре исторические стили (неоготику, неоклассику и др.)., Победил в 40-е гг функционализм (возможно, не в последнюю очередь и потому, что в Англии поселились немецкие архитекторы-эмигранты, бежали от нацизма, - В. Гропиус, Э. Мендельсон). И все же англичане не слишком изменили традицию: шекспировский Мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне имеет романтический характер.
Развитие строительной техники открыл новые архитектурные возможности. Сборные железобетонные панели, а затем - пространственные железобетонные конструкции (параболы, эллипсы, гиперболы, "висящая седловидная форма" и др.). Создают новый эстетический образ - и не только в домах, но и в таких сооружениях, как мосты. Эстетика инженерных сооружений определяется сочетанием логического и художественного мышления, рационализма и образности. Свое наиболее полное воплощение она получила в гигантских новых городах Латинской Америки (например, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро в Бразилии), где успешно решены такие проблемы, как соотношение высотных и длинных домов и зеленых массивов, сочетание различных материалов - от пластмасс к алюминию.
Наиболее распространенный тип зданий общественного назначения в Западной Европе тот, художественный образ которого определяется формой "стеклянного параллелепипеда": прямоугольного металлического каркаса с навесными стеклянными стенами-заборами (контора фирмы Тиссен в Дюссельдорфе).
Интересные поиски немецкого архитектора Ханса Шаруна, который соединил так называемый биологический функционализм с экспрессионизмом и органической архитектуре Ф.Л. Райта, который проповедовал связь с природой, обращение к человеческой индивидуальности ("В мире должно быть столько типов зданий, сколько индивидуумов").
В двух его жилых домах, возведенных в конце 50-х гг, - "Ромео" и "Джульетта" - устроены неправильной формы комнаты, совершенно разное планировки квартир на этаже, необычные пространственные связи между квартирами, двумя домами, их связи с ландшафтом. Автор стремился "дать простор импровизации".
Богатые особняки и виллы делают воплощение комфорта их обитателями (автоматика, акустика, светотехника, радиоэлектроника). Наиболее "живучими" и плодотворными оказались принципы функционализма и органической архитектуры. Сблизить их сильные стороны стремился в последних работах Ле Корбюзье (например, капелла Нотрдам дю О в Рошан). Вслед за ним ряд художников продолжали поиски наиболее экономичной и удобной, но и художественно выразительной формы, особенно в общественных зданиях. И использование спортивных зданий как универсальных трансформированных залов стало правилом. Многих архитекторов привлекают образы вокзала и аэропорта. Так, американский архитектор Ээро Сааринен в проекте аэровокзала близ Нью-Йорка стремился передать идею полета.
Современные архитекторы работают как над решением образа отдельного здания, так и города в целом. Возникло немало интересных идей новых городов: параллельных (рядом с Парижем - Новый Париж, а также Новый Рим, Новый Лондон и др.); надводных, мостовых (на мостах над водой), "динамического города" (диаполис) и другие.