Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В изобразительном искусстве при всем разнообразии его течений наблюдаются также две тенденции

: поиск новых форм реализма и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Ренессанса. Это искусство модернистское, которое каждый выступает с позиций открытия новых путей и поэтому объявляет себя авангардом.


Отход от реализма особенно проявился в изобразительном искусстве Франции, ставшей родиной фовизма, кубизма, дала своих дадаистов и сюрреалистов, абстракционистов.
Экспрессионизм больше развился в Норвегии и Германии, футуризм - в Италии и России. Русские художники стояли и возле источников и абстракционизма, и сюрреализма.


В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке и другие демонстрировали свои произведения, за резкое противостояние цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями "дикарей", а весь направление получило название "фовизм".
Следующим этапом был кубизм аналитический, когда предмет изображают не только с разных сторон, а изнутри, показав один план сквозь поверхность другого, поэтому в картинах этого периода, изображение, как правило, полупрозрачные. Далее наступил кубизм синтетический, в котором цель художника - "создать новый предмет, сравнимый ни с каким другим предметом действительности". А если это так, то общение с натурой в процессе творчества становится необязательным. Произвольно конструируя формы предметов, художник вполне может положиться на субъективное представление о ней, на свою память.


Пикассо отдал должное классицизма ("Мать и дитя", портрет сына Поля, иллюстрации к "Метаморфоз" Овидия), сюрреализма ("Плачущая женщина"). Но главный его произведение - "Герника", в котором, несмотря на деформации, сложные аллегории и символы, художник выразил ужас, безумие, отчаяние, трагедию мира, уходит в небытие. 26 апреля 1943 маленький испанский городок Герника фашистскими бомбами было сметено с лица земли, несколько тысяч человек погибли под его развалинами. Это событие потрясло Пикассо. Конечно, в "Герници" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийцы. Посреди ночи, посреди черепов и костей, символов смерти, гибнут люди, в предсмертных судорогах вздрагивают кони. Расширенные глаза лиц-масок видят только мертовне свет, искореженные обломки: таким, возможно, видели этот мир люди, которые погибали под ними. Трагическая античная маска со светильником, которая врывается в этот хаос и вопит от боли и ужаса, не случайно воспринимается как символ музы художника. Свет, разорванное на плоскости, напоминает зловещее лучи прожектора концлагеря. Хаос разрушения Пикассо передал благодаря деформации, которой он удался. После второй мировой войны эта картина вообще воспринималась как пророчество. Выдержанное в основном в белых, черных и синих тонах, полотно выразительно какие-то многоцветные картины.


Влияние формальных приемов кубизма сказался на одном из течений раннего модернизма - итальянском футуризме. Его фанатичным поклонником и популяризатором был поэт Ф.Т. Маринетти. В распространяемом им в Европе "Манифесте футуризма" сообщалось о смерти искусства прошлого и рождения футуризма как искусства будущего. В Маринетти нашлись единомышленники среди художников - В. Боччони, Дж. Балла и др.. Футуристы считали, что они открыли новую красоту - красоту современного мира, которую представляют фабрики и железные дороги, машины и самолеты, гул моторов, скорость (В. Боччони - "Шум улицы проникает в комнату", "Механизм улице"; Дж. Балла - " Пластичность света + скорость ").


Футуристы любовались миром, где все движется и непрерывно меняется, динамичной толпой, машинами, которые несутся на больших скоростях, феерией электрических огней. Они поставили себе целью воссоздать в живописи этот динамизм, причем динамизм не только улицы, но и человеческой души и тела (В. Боччони - "Состояние души, И: днем").


Для этого они хотели решить неразрешимую средствами живописи задача - воспроизвести движение само по себе, движение как таковое. Конь, бегущий, утверждали футуристы, имеет не четыре, а двадцать ног, - и все двадцать ног пытались изобразить, то есть перенести на полотно несколько моментов движения одновременно. И тут им на помощь пришел кубизм. Позаимствовав его опыт, они разложили движущийся предмет на отдельные элементы и прибегли к близким к абстракции или полностью абстрактных комбинаций полупрозрачных планов и объемов. Так они хотели передать иллюзию динамического ритма. Стремление передать движение вызвало изменения в цветном и композиционном решении. Цвет стал едким, дисгармоничным, композиция несобранность.


"В отличие от других европейских авангардистских течений, футуризм не ограничился сферой эстетики, а перешел на ниву политики и морали", - писал о футуризме историк итальянского искусства Гвидо Балло. Манифесты футуристов призвали разрушать музеи и библиотеки, они приветствовали войну (как единственно возможно гигиену мира), милитаризм и анархию.


Наиболее крайняя школа - абстракционизм сложилась как направление в 10-х гг нашего столетия. Его основоположниками стали художник Пит Мондриан (родом из Голландии), Василий Кандинский (родом москвич) и Казимир Малевич (из Украины). Теоретики абстракционизма выводят его от Сезанна через кубизм. Французский критик и художник М. Сефора дал такое определение этому течению: "Я называю абстрактным всякое искусство, которое не содержит ни единого упоминания, ни отзвука действительности, все равно, была не была эта реальность исходной точкой для художника". Сефора так и называет абстракционизм - "беспредметным" искусством.


В. Кандинский (1866-1944 гг), который в 10-е гг полностью порвал с натурой и создал около ста преимущественно абстрактных полотен, объяснял свою художественную манеру тем, что "когда религия, наука и мораль разлагаются, когда внешние подпорки угрожают разрушиться, тогда человек отвлекает взгляд от внешнего мира к духовному, к передаче "чистого", независимого от материи духовной жизни ". "Чистые" цвета и линии могут передать внутреннее "духовное звучание", невыявленные чувства и предчувствия. В книге "Язык формы и цвета" художник объяснил, какой цвет, линия, форма отвечают в его представлении определенным душевным состояниям: желтый - цвет сумасшествия; синий - призыв в бескрайние просторы, пробуждение стремления к чистой, зеленый - символ идеальной равновесия, фиолетовый несет в себе нечто болезненное, угасающий и т. д. Линия так же символично, как и цвет: горизонтальная - пассивная, женская, вертикальная - активная, мужественный. Богатое воображение, очень тонкое чувство колорита в Кандинского воплощались в приятные глазу, насыщенные, динамичные цветные композиции ("Импровизация", 1912 г.). Художник активно интересовался проблемами сближения цвета с музыкой.


П. Мондриан (1872-1944 гг) первоначально был связан с кубизмом, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. Группа его последователей в Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль", провозгласила создание универсального образа мира с помощью ... прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга линией. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал все связи с журналом "Стиль", когда тот ввел в 1924 г. как компонент выразительного языка угол на 450. На его полотнах не было ничего, кроме черных прямых линий и трех чистых цветов - красного, синего, желтого, а иногда и просто белой плоскости, разделенной двумя-тремя линиями ("Композиция", 1921 г.). Трудно поверить, глядя картины Мондриана, что он работал над ними много месяцев, а то и лет - долго думал над каждой линией, сдвигая их на сантиметр или миллиметр в ту или другую сторону. Мондриан принадлежит утверждение: "... нет ничего конкретного линии, цвет, плоскость". В 40-е гг оно было подхвачено итальянскими "конкретистамы".


Казимир Малевич (1878-1935 гг) соединил импрессионистический абстракционизм Кандинского и геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизм (от фр. Зиргете - наивысший). В своих теоретических работах он говорил, что в супрематизм "о живописи не может быть и речи, живопись давно изжил себя и сам художник - предрассудок прошлого". В стремлении абсолютной "чистоте чувств" он создавал композиции из черных, красных и белых квадратов. Его "Черный квадрат" вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства. В 30-е гг Малевич вернулся к фигуративной живописи в реалистических традициях ("Девушка с красным древком").


Особый направление абстракционизма - променизм - ярко представлен в творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Все предметы эти мастера видели как сумму лучей, а художник, по их мнению, был призван найти сечения в определенных точках лучей, т.е. выразительные линии.


В 40-е и послевоенные годы абстракционизм переживает новый подъем. Еще в 1937 г. в Нью-Йорке создан музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера С. Гугенхейма, а в 1939 г. - Музей современного искусства, на средства Рокфеллеров. Во время второй мировой войны и после нее в Америке вообще собрались все ультралевые силы художественного мира. "Звездой" в этот период считался Джексон Поллок, автор термина "дриплинг" - разбрасывание красок на холст без кисти. Это называется абстрактным экспрессионизмом. Так же называются и "сеансы творчества" Жоржа Матье, который сопровождал их маскарадными переодеваниями и музыкой и называл эти творения вполне сюжетно (например, "Битва при Бувины").
Одной из авангардистских течений, появившихся в первое десятилетие XX в., Но живут и поныне, стал сюрреализм (от фр. - Сверхреальное). Этот термин впервые прозвучал в 1917 г. в предисловии Аполлинера к своему произведению, хотя он не был поэтом сюрреализма. Однако сюрреализм возник не сам по себе, а на почве дадаизма (от фр. - Игра в лошадки).


Дадаизм родился в разгар первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в своеобразном художественном клубе под названием "Кабаре Воль-тер". Поэтов и художников из разных стран, в основном эмигрантов, объединила ненависть к войне, к паразитирующей на кровавой бойне системе отношений. Своим врагом они считали любой авторитет, любую традицию и даже само искусство. Дадаисты не выдвигали никаких идеалов. "Мы просто издевались всего, - писал Георг Гросс, - для нас не было ничего святого, мы плевали на все, и это было дада". Это было "художественным хулиганством": по мнению дадаистов, можно рисовать картины в темноте, не различая красок на холсте и палитре (Г. Рихтер), делать автоматические, бессознательные рисунки (Г. Арп), демонстрировать утюг с припаянными шипами, ночной горшок писсуар. Они даже объявили любое изделие произведением искусства, если художник вырвал его из обычного для среды и дал ему название (например, оконная рама Дюшана, затянутая вместо стекла черной кожей, превратилась в вдову). 


На почве дадаизма и сначала только как литературное течение и возник сюрреализм. В 1924 г. вышел его первый манифест. К сюрреализма потянулась прежде мятежная художественная молодежь - "потерянное поколение", как называли тех, чья молодость совпала с первой мировой войной. Теоретически сюрреализм основан на философии интуитивизма Анри Бергсона (познание истины возможно только с помощью интуиции, творчество является иррациональным, мистическим актом), на философии Вильгельма Дильтея, который настаивал на роли фантазии и случайного в искусстве, а также на учении о психоанализе Зигмунда Фрейда, которого сюрреалисты считают своим идеологом: уже в первом манифесте говорилось, что творчество основывается на "психологическом автоматизме", на бредовом мире подсознания, что это "диктовку мысли при отсутствии какой-либо эстетической или моральной озабоченности". Своими предшественниками сюрреалисты объявили выходца из России живописца Марка Шагала и итальянского архитектора Антонио Га-Уди. К сюрреализма в литературе примкнули такие великие мастера, как Поль Элюар, Луи Арагон, Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Неруда.
В живописи сюрреализма главное - воздействовать на зрителя ассоциациями, поэтому в нем тяжелое зависает, твердое растекается, мягкое окостеневает, мертвое оживает, прочное разрушается, живое превращается в гниль и прах.


Величайший художник этого направления, творчество которого началась в 30-е годы, - Сальвадор Дали (1904-1990 гг.) Очень талантливый живописец, автор книг о себе, богохульник и католик, мультимиллионер, мистификатор и циник, он вел сприймача в мир бредовых ассоциаций. Исследователи указывают на два метода в его творчестве: либо он вводил в нереальный, фантастический пейзаж предметы нарочито обыденные, или искажал реальные к ужасающему образу. В картине "Предчувствие гражданской войны" (1936 г.) изображена разложена голова на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из них выжимает кровь из части другого тела, страшная голова которого запрокинута назад в диком оскал. И все это на фоне мертвого пейзажа.


Во времена второй мировой войны центр сюрреализма переместился в Америку. Здесь Дали создал проект "Института изучения проблем атомной бомбы применительно к искусству" (при этом атомная бомба воспринималась как нечто обычное) и нарисовал картины "Три сфинксы бикини" (три головы с перманентом, вырастающие из земли), "Атомный Нерон" (расколота статуя императора) и «Атомная Леда" (почти академически правильное изображение женского тела и лебедя с огромными лапами).


Наивысшего успеха сюрреалисты достигли в 40-50 гг в 60-х они уступили популярности новой волны абстракционизма - поп-арта. Этот термин (искусство для широкого потребления, популярное, массовое) возник для обозначения различного рода коллажей, комбинаций из бытовых вещей на холсте. Исследователи считают, что это реакция на беспредметное искусство, одно из проявлений уже постмодернистской культуры. Составными частями произведения поп-арта могут выступать манекены, части машин, чучела, афиши, окурки и проч. Кое-что из этого делали еще дадаисты, но, правда, с юмором.


В середине 60-х гг возник поп-арт. В работах художников основное внимание уделялось оптическим эффектам, основанные на причудливых, порой удивительных композициях абстрактных геометрических форм. В полную силу это авангардистское крыло показало себя в Нью-Йорке, на выставке "Зоркий глаз", в которой принимало участие 75 художников из десяти стран. определенным образом повлиял на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу.
В те же годы возникло и кинетическое искусство, в котором главным принципом было то, что произведение "двигался, вибрации, набирал энергии, умирал и вновь возрождался".
Новинками постмодернизма стали также световое искусство (в основном это спроектированы на экран подвижные, порой весьма эффектные комбинации цветных лучей) хэппенинг (это действия самих участников - своеобразные живые картины, но картины, не связанные логически, хаотичные) гиперреализм, а точнее фотореализм (использует цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности). Реализмом XX в., Начал складываться с первых лет нынешнего века в экспрессивной немецкой художественной графике Кете Кольвиц (серии офортов «Восстание ткачей", "Крестьянская война"), в гравюрах бельгийца Франца Мазереля (серии "Крестный путь человека", "Мой часослов" , "Город"), швейцарца Теофиля Стейнлейна, лирических пейзажах французов Мориса Утрилло и Альбера Марке.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии