Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Если мы говорим, что 90-м годам предшествовал период дальнейшего углубления противостояния двух непримиримых между собой миров социально-экономических

, политических и идеологических систем, что создавало значительные препятствия на пути культурного прогресса (а это неоспоримо так), то что можно сказать в свя связи с поражением одной из этих систем, т.е. коммунистически советской, поражением СССР в "холодной войне", развалом социалистического лагеря, роспуском СССР и КПСС и образованием вместо ряда самостоятельных, суверенных независимых государств?

Это не рядовое событие - пал Вавилон Состоялось третье по своей исторической значимости (после Первой и Второй мировых войн с их кризисными и сногсшибательными последствиями) потрясения XX века. На рубеже 80 - 90-х годов из причин тоталитаризма, милитаризма, идеологизации принципов демократии, пренебрежения к фундаментальным законам экономики, других не менее антиприродная факторов в ряде стран наступил крах социалистического строя и начались процессы политической и экономической трансформации в направлении введения законов рыночной экономики и демократизации. Отношение к этому историческому повороту имеют деструктивные и творческие силы обоих миров, в том числе, и особенно, в сфере духовной культуры.


И если Запад продолжал идти своим капиталистическим путем и сумел защитить свой статус-кво, свою демократию, свою духовность и свои капиталы, то этого не скажешь о социализме. Он остался на перепутье, точнее - на бездорожье. И теперь остатки его приверженцев, которые вслед за своими отцами и дедами, прообразами Чесноков и галушек, которые неплохо чувствовали своего режима, не знают, куда опять броситься, который еще "изм" демагогически навязать для продолжения эксперимента на своих и чужих простолюдинах лет этак с 75.1 идут вперед Кумачовом с постоянно повернутой назад головой, ностальгически вздыхая не по ста дням Парижской коммуны, не за два-три года за Ленина, а по целым веком (без четверти), которое составило эпоху деспотизма, страха, нищеты, равнодушия , зябкости своих покорных, которых, как овец на бойню, гнали на "доблестный труд", а они только жалобно блеяли и блеяли.


Как происходил этот культурный процесс в новой ситуации, кратко и расскажем в этом разделе.
История неоднократно подтверждала, что духовная культура в своей глубинной внутренней сути не подпадает под прямой кардинальное влияние су-совместно-политических и даже экономических катаклизмов и разительных перемен и не ограничивается рамками мира, войны, государственных переворотов, принятия конституций, решений съездов и т.п.. Трудно установить с этими факторами какие-то водоразделы или какую-то периодизацию, связанную и с техническими, и зелеными революциями или религиозными течениями - за исключением отдельных формальностей, количественных упадков или подъемов, которые однако своей качественной основы не меняют, а если и бывают какие-то изменения в этом плане, то лишь весьма длительным эволюционным или спонтанным путем.


Но как бы там ни было, в течение длительного времени господствовали тоталитарная, элитарная и массовая культуры, перешагнувших и в 90-е годы, и в XXI в. Поскольку действительно та же тоталитарная культура не сходит со сцены, а лишь меняет формы, окраски, интенсивность воздействия и влияния. Именно благодаря ей состоялась дегуманизация общества. И люди к этому привыкают, принимают за норму поведения и становятся трусливо-беспринципными, неспособными серьезно и честно мыслить, а тем более действовать, и прибегают скорее к капризности и оправданий своим поступкам, нежели соблюдают элементарных морально-гуманных принципов. И таким образом сами служат основой воспроизводства тоталитарной культуры и самого режима.


Массовая культура, несмотря на ее зародыши еще в античную эпоху, в частности в зрелищных действах Римской империи, период господства христианства, во времена возникновения научно-технической революции, все же окончательно сформировалась в конце XX века в США, впоследствии распространившись на высшее образование, кино, рекламу , журналистику. В Англии, например, организуются специальные курсы, содержащие материалы из кино, научной фантастики и даже футбола.


В отличие от элитарной, массовая культура, предоставляя всем своим элементам системы однородности, абсолютного сходства и неприхотливости под видом нейтральности относительно политики, идеологии, идейности, делает ставку на зрелищность, стереотипы сознания, стандартные штампы, не требует от человека много затрат умственной энергии, чувств, воли, знаний, утонченных вкусов, т.е. всего того, без чего не может существовать серьезное, благородное, художественная литература и искусство вообще.


Массовая культура пропагандирует рассудительность (для отдыха), натуральное насилие, секс, освобождая от чувств настоящей любви, труда думать, проявления воли, чувство ответственности, и наоборот, наклоняет к восприятию имиджа, иллюзий, вымыслов, несу светящихся фантазий и мифов, которые в лучшем случае забавляют, отвлекают. В литературе, например, наряду с массовой культурой употребляется постмодернизм, который тяготеет скорее к коммерции, бизнеса, чем к художественному совершенству, правдивого отражения жизни и призывов, творение добра, справедливости, борьбы со злом.


Эта культура, хотя и рассчитана на тотальность, охват широких слоев населения, но опирается не на содержательность, а на формальное количественное признак, ее эффективность. А известно из многих выводов, что массовость - это еще не народность, всего-всего количественный способ и показатель производства и потребления, как водка, пиво, курение и, конечно, наркотики.


Вполне естественно, что такое положение в культуре вызывает противодействие. Выступим со своей контркультурой, якобы возникает из естественной потребности противостояния и возникает в определенных контрформах культуры.


Это своего рода даже радикальная культура, левая идеология протеста, вы-токи которой достаточно разнородные и эклектичные: здесь можно встретить философские концепции экзистенциализма, фрейдизма, на романтизм, отдельные традиции утопической мысли, гуманизма и просвещения, элементы раннего христианства, авангардные идеи дадаизма и сюрреализма.


Такой дорогой идут модернизм, постмодернизм и их инновационные сородичей. Но все же стремление к мировому господству гегемонизма решили гонку вооружений, способствовали проникновению в космос, подтолкнули технический прогресс, который переродился в техницизм (технократизм), своеобразный культ техники как один из наследников классического позитивизма, как говорят философы, радуясь своему открытию: на одном полюсе во главе с учеными-естествоиспытателями, техниками, на втором - отколотая от технократизма "гуманистическая" культура во главе с художественной интеллигенцией, которая в последнее время берет верх, потому что лучше, эмоциональнее влияет на массы, даже при абсолютизации материально-вещественных ценностей в ущерб духовно-творческим и нравственным.


Эти направления в литературе объединяет на Западе главный герой, который выступает не как характерная лицо, типаж, образ, а только как словесный портрет, форма, затеняет содержание произведения, если он там хоть какой-то есть, как пластическая или акварельная конструкция в изобразительном искусстве, оригинальность звука какого-то инструмента или вокала в музыке.


Известно, основой основ культуры любого народа является образование. В области образования теперь трудно найти на Земле какой-то населенный пункт, где бы этой задаче не предоставлялась первоочередность. Ведь в системе культуры знания призваны формировать человека, и должны давать образование, воспитание, выработка навыков. Системы учебно-воспитательных мероприятий, заведений и учреждений у разных народов и государств различны, хотя и базируются на основополагающих программных сообществах мира, особенно в наше время интенсивной коммуникабельности.


Дело еще и в том, что образование, по сравнению с другими гуманитарными областями культурного развития, больше не терпит фальшивости, конъюнктурности, тоталитарности, еще говорят "неточности", как по технико-естественных наук. Это касается не только знаний, навыков, умений, но и в-тания, т.е. педагогического подхода. Современная западная педагогика основана на католической философии неотомизма, родоначальником которой был средневековый схоласт Фома Аквинский; свою главную задачу в культурной сфере сторонники неотомизма видят в том, чтобы доказать божественное источник прекрасного и взаимосвязь педагогической, художественного творчества с утопической перспективой религиозно-нравственного "обновление буржуазной культуры, которая находится в состоянии противоречия и кризисы. Истина, красота и благо - три главные определения Божественного бытия в религиозно-идеалистической философии неотомизма.


Нынешняя идеалистическая педагогика опирается также на философию экзистенциализма ирационалистичного направления, возникшего в начале XX ст. в России (Л. Шестов, Бердяев) и распространился в Западной Европе, всего в Германии, Франции, а также в США.


Вместе с тем в условиях научно-технической революции изменилось отношение к образованию, педагогики, их системы, из которой выходят те, кто двигает науку, и те, кто на разных уровнях работы и управления реализует ее достижения ради продвижения к высокой цивилизации и цивилизованности. В условиях научно-технической революции отношение к образованию, педагогики в высокоразвитых странах не однозначное. Имеют свои системы и свое лицо все национальности и меньшинства, хотя существует и много общего, в частности в плане постепенности и изменчивости. За рубежом образование все развивается в науки и производства, срастается с ними. А еще в 20-х годах, когда Запад с удивлением смотрел на советский Восток и перенимал себе его достижение. Нарком просвещения АВ. Луначарский говорил: ни одного часа не должно быть занятий в школе или практических навыков, когда в этом процессе человек не становится более знающим, более способным, более ловкой и умелой, а следовательно и полезной для общества.


Приобретает популярность концепция непрерывности осовиты, что делает выбор, изменение профессии, специальности по своим вкусам и относительно требований времени или изменения ситуации. И это должно происходить в течение всей жизни. Капиталистическая система хорошо усвоила, что ей надо высокообразованные и умелые специалисты, мастера производства материальных благ, чтобы их реализовывать.


В последнее время в развитых странах высшая школа ставит акценты, предоставляет приоритетности не узкоспециальным профессии, а общенаучной и общегуманитарных подготовке специалистов, способных не только для исполнительских функций, но и к организации и управления производственными процессами, в прогнозирование гуманитарно ориентированная образование учит студентов мыслить основательно, творчески, отстаивать свое мнение, а не заполнять свою память многочисленной информации, чтобы потом ее воспроизводить. По тотальной компьютеризации необходимость в этом отпадает. Лекционная система заменяется консультативной и контрольной с усиленной требовательностью к усвоенных знаний. Такая подготовка способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и свободы.


Из всех искусств или не самой влиятельной является художественная литература, которая наилучшим образом способствует формированию человечности, эстетических, художественных, нравственных, идейных и познавательных ценностей. В этом деле, конечно наибольшим авторитетом выступает реалистическая литература, которая в последние десятилетия усилила свое внимание к источникам человеческого самосознания, культурной памяти, масштабного охвата проблем жизни, судьбы современного мира, поскольку над ним нависла угроза существованию человечества вообще. И сегодня можно с уверенностью заявить, что глобальных теме духовной культуры тема выживания человечества на Земле, и вряд ли она когда-нибудь потеряет свою злобу или актуальность, исходя из того, что сейчас происходит в мире.


На смену реализму, который крепко держится традиций художественной литературы, произошли изменения в самой тенденции новых поисков. Ведь известно, что литература и цивилизация - это родные сестры, "это постоянные открытия, которые осуществляет на каждом шагу, идя вперед, человеческий разум, отсюда и само слово" прогресс ". О народах судят по их литературой" (В. Гюго).


Возьмем кино в общей культуре. Вызывают большой интерес у обычного зрителя и высокую оценку в Голливуде такие ленты, как "Гладиатор", выкроенный по традиционным голливудским стандартом; китайский (тайваньская) картина "Бегущая тигр, невидимый дракон", которая очаровывает красивой восточной сказке о любви и предательстве. Как и "Гладиатор", картина получила 5 «Оскаров», в том числе "За лучший фильм на иностранном языке", "За лучшую музыку" и "За лучшую операторскую работу". Наряду стала и картина о наркомании "Траффик", которая принесла ее режиссеру - независимом шведу, хорошо адаптировался в Голливуде, С. Содсбергу, звание "лучшего режиссера", ему же принадлежит фильм "Ерин Брокович", где "лучшую женскую роль» сыграла на уровне "Оскара" Джулия Робертс. Праздничные "ярмарки тщеславия" на этом не заканчиваются, не говоря о таких эффективные голливудские киноленты, как "Терминатор", "Матрица", "Титаник" и др..


На сегодня популярным представителем эстрадной музыки выступает немецкая рок-группа "Скорпионс", которая гастролировала и в национальном дворце "Украина". Кстати, Киев слушал в себя и Брайана Адамса и Джо Кокера, и Монтсеррат Кабалье и Хосе Каррерас, и "Дюран-Дюран" и "Металлика". А сколько еще элитарных знаменитостей стремятся дать концерт в украинской столице! Любители утверждают, что композиции "скорпионов" способны одна ¬ ково растрогать как профессора консерватории, так и слесаря ЖЭКа, так романтика их творчества созвучна постсоветской души.


Участник "Скорпионс" Рудольф Шенкер гласит: "Мы не политическая группа, мы не поем песен протеста. Наша задача - заразить слушателей положительной энергией, энергией творчества". Но им не чужды человеческие проблемы - просто им кажется, что решить их можно полюбовно. Поп ¬ лярнисть "скорпионов" с 30-летним стажем возрастает еще и потому, что они нежданно-негаданно в 1999 г. обратились к классическим инструментам, аранжувавшы свои лучшие композиции для исполнения с симфоническим оркестром, как это сделали в апреле 2001 г. в Киеве, где дирижером выступал идейный отец программы, знаменитый Кристиан Колоновиц. Подобного явления в Украине еще не было.


Именно эти и другие прогрессивные тенденции зарубежного образования, литературы, кинематографии, телевидения и других видов искусств побудили усилить взаимосвязи между Украиной и зарубежьем, развивать обмен студенческими, преподавательскими контингентами в переподготовке, прохождении практики, стажировки, программами, пособиями и учебниками. Стало актуальным заимствовать и передавать свое, что есть лучшего в искусстве, творческих коллективах. Особенно значительную роль в этом важном деле играют украинская диаспора, конгрессы творческой интеллигенции, межправительственные контакты и общение.
Это лишь некоторые выборочные штрихи современной культуры Запада, которые характеризуются и своим высоким уровнем, и своими противоречиями в нашем таком калейдоскопически сложном мире.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии