Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иудаизм, христианство и ислам возникли у народов, которые были этнически и духовно близкими. Дело в том, что арабы (Араб - сам термин можно перевести как бродяга, кочевник.) И евреи принадлежат к одной и той же семитской семьи народов. Это, кстати, отражено и в Библии, и в Коране.

Оба народа происходят от одного прародителя Ибрахима (Авраама). Только евреи ведут свой род от его сына Исаака, а арабы - от Измаила (Исмаила).

По легенде, имеет и библейскую версию (Бытие, 16: 21), иметь Измаила, наложница-египтянка Авраама по имени Хаджар (библейская Агарь), изгнана из дома хозяина по настоянию его жены Сарры, попала в Аравии. Там, измученная жаждой, она искала воду между холмами Сафа и Марва, оставив Измаила на земле. Проснувшись, Измаил заплакал, стукнул ножкой, Г из-под земли ударил священный источник Зем-зем. На память об этом паломники, которые посещают Мекку, семь раз пробегают между холмами и омываются водой из священного источника.

Позже уже взрослый Измаил вернулся вместе с отцом в эти места и восстановил разрушенный во время потопа древний храм Кааба, построенный еще Адамом. Храм представляет собой проекции небесного трона Аллаха на землю.

Издавна в Аравии жили арабские племена. Арабы - автохтонное семитомовне населения юга Аравийского полуострова. Семиты мигрировали на север уже в III тысячелетии до нашей эры и поселились в Сирии и Междуречье. В XIII веке до нашей эры волна аравийских племен - арамейци - ассимилировала почти все аборигенное население этих территорий. Арамейский язык стал основным в Передней Азии. По арамейцямы на север двигались этнически близкие им арабские племена. На рубеже эр именно они составляли основную массу населения Палестины, Южной Сирии и части Междуречья. Несмотря этническую смесь, которая имела место в истории, арабы четко разграничиваются на южных - еменитив (племенная группа Кахтани, которая ведет свою родословную непосредственно от легендарного Ноя через его сына Сима и праправнука Кахта-на, по Библии - Иоктана) и северных - низаритов ( от потомка упомянутого выше Измаила Низара) или Измаильтян. Это разграничение имеет реальной подоплекой особенности расогенеза - принадлежа к одной европеоидной расы южные арабы представляют ее индосередземноморський тип, а северные - балкано-кавказский. К тому же различия в антропологических характеристиках дополняются существенными различиями в укладе жизни, культурных традициях, ментальности, семейных обычаях.

Аравия - окруженное горами плоскогорье с очень засушливым и жарким климатом. Населяли ее в то время преимущественно кочевники - бедуины (Бедуины (от араб, бадауин) - жители пустыни.

). Основой их существования было в основном разведение верблюдов, скотоводство. Оседлые арабы вели в оазисах орошаемое земледелие, занимались посредническими операциями между различными странами.

В VI-VII веках у арабов преимущественно сохранялся родоплеменной строй. Основой родовой организации была палатка отдельной семьи. Группа палаток образовывала род, клан (каум), а несколько кланов объединялись в племя (кабилла). Во главе племени стоял Сеид (Сеид (араб.) - барин.) Или (Шейх (Шейх (араб.) - старый, старик.)), В компетенцию которого входило разбираться со спорами и искам, председательствовать на собрании старейшин (меджлисе), а во время военных конфликтов руководить войском, став Раиса. Между прочим, ему доставалась четверть добычи. На шейха возлагалась также ответственность за отношения с другими племенами.

Шейх принимал пришельцев - обычай хлибосольности был священным. Как и все кочевые народы, арабы славились своим гостеприимством. На гостя не распространялся обычай кровной мести. Даже смертельный враг, который успел коснуться палатки, мог чувствовать себя в полной безопасности, ведь с того момента получал право гостя.

Еще одним священным обычаем племени лежало кровной мести. Око за око, кровь за кровь. Поэтому во время нападений на чужие караваны или при угоне скота заботились, чтобы кровь человеческая не проливалась.

Женщины находились в зависимом положении от мужчин. Еще практиковался жестокий обычай убивать новорожденных девочек, их закапывали живыми. Мужчина мог иметь неограниченное количество женщин и наложниц, что свидетельствовало о стабильности его состояния, было символом состоятельности. К тому же в неблагоприятные для кочевого хозяйства времена такой семье гаремного типа меньше угрожала голодная смерть. Наблюдались и реликтовые элементы матриархата. Так, при решении вопросов наследования предпочтение отдавалось родственникам по материнской линии. Лицо своего женщины не прятали и имели равные права во время развода.

Своеобразными левой и правой руками Сейида были поэт, прославлял щедрость и великодушие племенного вождя, мужество и воинскую доблесть племени, а также жрец (кахин), гадания которого, несомненно, влияли на принятие важных для жизни племени решений.

В VI-VII веках арабы социально расслаивались. Выделились роды, племена. В городах, которые произрастали в оазисах, некоторые виды деятельности (караванная торговля, ростовщичество) стали привилегией отдельных родов. Особый авторитет имели Сеид, раисы и кахины этих родов. Общественные пастбища и источники воды захватывали владельцы крупных стад. Родовая аристократия обогащалась также благодаря химам (небольшим оазисами с идолами или святилищем племени). Местность, где располагалась Хима, считалась священной, заповедной, ее посещали паломники. Здесь же рядом бурлила разнообразное жизни базара.

Господствующее положение аристократии укреплялось побратимством, которое практиковалось земледельческими племенами оазисов. Побратимство с сильным кочевым племенем гарантировало защиту от других кочевников, которые в засушливые годы концентрировались у оазисов и часто через нужду и голод грабили соседей, проживавших там. Конечно, за такое покровительство нужно было платить Сеид кочевого племени-патрона дань с полей и садов.

Институт рабства была малоразвитой. Труд рабов использовали в скотоводстве, на строительстве ирригационных объектов. К середине VII века арабы не имели постоянных источников пополнения численности рабов и экономическое положение хозяйства не позволял содержать много невольников.

Многие богов Южной Аравии происходило из пантеона богов древнего Вавилона. Среди северных арабских племен было очень распространенным почитание так называемых бетил (от араб, бейтил - букв, жилище бога). Это были вертикально поставленные камни, в которых человеческая фантазия помогала узнавать антропоморфные фигуры. Небольшие по размерам бетил путешествовали на спинах верблюдов вместе с племенем.


В воображении арабов богов было много, "жили" они в определенной местности. Конечно племя, обладая своей территории, мало дела прежде всего с собственными богами, которые отвечали на то своим покровительством. Племенные божества выполняли консолидирующую функцию, на них основан племенной патриотизм.

Языческие представления о богах, идолопоклонство мирно уживались с верой в верховного Бога, который, в отличие от рядовых богов и богинь, не имел собственного имени. Возможно, его слишком священное имя запрещалось произносить вслух. Поэтому его просто звали Богом (Аллахом), или словами, прославлявшие его качества, - "Всевышний", "милосердный", "обладатель людей", "господь" ... Все-таки верховного Бога почитали только отдельные люди, которых называли Ханифы. Они отрицали идолопоклонство, верили в загробную жизнь и утверждали, что оно зависит от личного поведения человека, а не от заслуг рода или племени. Идеалом ханифов, образцом для поведения было добродетельную жизнь, поэтому они имели определенный авторитет среди простонародья.

Арабам были известны религии народов, с которыми они воевали или торговали. Рядом, в Бахрейне, примыкавший к Персидскому заливу, жили последователи маздаизму (Маздаизм - религиозно-философское учение, распространенное в Иране и некоторых соседних странах в раннем Средневековье. Возникло в III веке и назван по имени руководителя маздакистського движения - Маздака) и пророка Заратуштры . Они считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым. Сильным был мотив критики социального неравенства, которая отождествлялась со злом.

Христиан разных сект и течений называли Насара, они жили по всей Аравии. Арабы поддерживали тесные связи с Византией. Южная Аравия издавна находилась в орбите греческой, римской, а затем византийской культуры. Еще до новой эры в княжествах Йемена чеканились монеты с гербом города Афины - изображением совы. Позже, когда правители этих княжеств стали "друзьями Рима", появились монеты с изображением римских императоров. Христианство распространилось здесь в III-IV веках. Город Неджран в Северном Йемене населяли Насар. Там в VI веке даже был основан епископство, а город в течение длительного времени имело права автономии.

Значительную роль в жизни древнего Йемена сыграли и общины Яхуд. Так арабы называли последователей иудаизма. Законодательство древнего Йемена больше напоминало иудейское, чем вавилонское. О древности связей этих земель с Палестиной свидетельствует и упоминание в Библии о путешествии царевны Сабейское государства (Царицы Савской) Соломону.

В античных источниках этот край известен как Счастливая Аравия. Высокая культура орошаемого земледелия умение возводить искусственные оазисы (например, такую, как у огромной Марибськои плотины, - длиной 600 метров и высотой 15 метров) и обустраивать горные склоны террасами; скотоводство, ориентированное на разведение крупного рогатого скота, и прибыльная заморская торговля (около 110 года до нашей эры географ из Александрии Агатархид свидетельствовал, что благодаря транзитной международной морской торговле пивденноаравийськи купцы стали "самыми богатыми людьми в мире".) с Индией, Китаем и восточным побережьем Африки стимулировали процессы построения.

Возникновение пивденноаравийських государств Саба, Катабан, Хадрамаут датируется концом II тысячелетия до нашей эры. В государстве Катабан главным богом был Ан-Байя (Вавилонский Набу). В 1970 году во время археологических раскопок городища ас-Савда (древний город Нашан) в оазисе Джайрам на севере Йемена найдено тексты, написанные на деревянная деревянных палочках и черешках пальмовых листьев, кусочки веток, обрезанные в форме сигары, длиной 16 и 12 см и диаметром примерно 3 см, заполненные знаками, расположенными вдоль палочек, к тому же - справа налево. Как выяснилось, эти документы написаны пивденноаравийським консонантного алфавиту. Известный сабист-эпиграфисты М. Гуль сделал перевод одного из текстов, который доносит до нас образ, полный изысканной поэзии: "И сердце твое пусть отвернется от зла, ты затаила". Археологические исследования советско-йеменской экспедиции 1986-1987 годов в Хадрамаут открыли документы на черешках пальмовых листьев, датированные V-IV веком до нашей эры. Находка показала, что такие документы были распространены по всей Южной Аравии.

Документы по найденного архива написаны на черешках пальмовых листьев или ветвях деревьев разных пород, разрезанных на кусочки нужной длины, как правило 10-20 см, но иногда и до 40 см, с немного закругленными краями, диаметром 2-3 см. Во время раскопок в Райбуни вместе с документами найдено и черешки пальмовых листьев, подготовленные к записям,, но не использованы. Вероятно, писали на свежесрезанных ветвях, легко прорезая незасохлу кори (вспомним наши детские "опыты" на стволах молодых деревьев!). После высыхания кора становилась твердой и хорошо сохраняла текст. Надписи делали заостренным этил длиной 5-6 см. Известны бронзовые и костяные стойла, а также деревянные с металлической вставкой - острием. Чернила или краска не использовались, силе иногда, вероятно, о дряпаний текст заполнялся какой-то соединением-красителем. Писали вдоль, справа налево, горизонтальными строками. Содержание передавался 5-6 строками, а иногда и 14-18. Справа - небольшой свободное поле, часто ограниченное вертикальной линией. Слева, где переписчик держал палочку, поле больше. Если текст не помещался, его продолжали на поле, но "вверх ногами". Над первой строкой часто проводили горизонтальную линию. В левой части некоторых палочек имеется отверстие для хранения ее на поводке или для навески печати.

Среди письменных находок выделяют:

1) школьные или учебные тексты;

2) списки имен, иногда дополнены цифрами, есть записи платежей или налогов;

3) частные письма (Переписка выступает как привычное средство общения.)

4) платежные или долговые документы (один из них переведены так: "На секли фиников по привычной цене от Марсадума". Отсюда узнаем, что цены в те времена были достаточно стабильными, что йеменцы тогда пользовались известной ближневосточной монетой и мерой веса си клемм, которую знаем теперь как шекель)

5) юридические документы (контракты), иногда довольно сложные и детальные. Таков, например, контракт о передаче родом Ганан, "зависимым" Нашану (т.е. его клиентом), какой-то бара, "служанки" третьего лица, трех овец на выпас в течение года. В контракте оговариваются распределение приплода и шерсти, а также ответственность сторон за ущерб: от болезней овец или их бесплодия, от плохого выпаса т.д.. Через год овцы должны стать собственностью бара, но приплод, по-прежнему делиться пополам. В документе есть дата и специальный раздел, подтверждающий правомин-ность контракта и документа. Наконец, в отдельную группу относятся различные хозяйственные записи. Например, документ с Райбуна фиксирует количество животных для принесения в жертву богине зат-Сахран. Есть интересная запись о найме верблюда плату погонщику. Он имеет дату, что придает ему официальный характер, и составлен по схеме платежного документа. Возможно, в этом случае речь шла о расходах, сделанные в пользу третьего лица.

Основные центры культуры, столицы государств древнего Йемена (Маина и Мариб, Тимна и Шабва, Нашан), расположенные на узкой полосе вдоль пустыни, где пролегал и главный торговый путь, соединявший Кану на побережье Индийского океана через названы города с Ближним Востоком и Месопотамией.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии