Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Коран (араб, курьан, букв. - Чтение) - важнейшая священная книга мусульман, уникальное явление мировой литературы. Влияние Корана на духовное и общественное развитие народов Востока дает право отнести его к наиболее ценным достижений культурного развития всего человечества.

В истории мировой культуры он занимает место рядом со Старым и Новым Заветом.

Коран является основой ислама. Он содержит регламентации религиозных обрядов, моральные предписания и правовые установки, определяет обычаи и традиции, важнейшие моменты уклада жизни и манеру поведения. Тексты Корана произносят во время публичных и частных молитв, государственных и семейных торжеств. Много слов и выражений из Корана вошло в литературную и бытовой язык мусульман независимо от их национальности, обогатив их родной язык. Искусство, особенно литература, народов мусульманского Востока полна мотивов, аллюзий на образы Корана. И здесь опять будет уместным сравнение Корана с Библией.

Эта культурная достопримечательность возникла на рубеже двух исторических эпох - при переходе от родоплеменного строя к классовому - и отразила радикальные изменения основ мировоззрения народов, населявших древнюю Аравию. Ислам, как и иудаизм, формировался и утверждался довольно резким отрицанием языческой культуры. Уже в Средневековье вследствие недостатка культурного наследственности немалая часть Корана стал непонятным для мусульман и его вообще не читали без комментариев. Те элементы религиозного сознания и верований, обрядовых и культовых традиций языческого населения родоплеменной Аравии VI - начале VII века, к которым постоянно апеллирует в Коране Мухаммад и которые были объектом его разоблачительного пафоса, с большим трудом реконструируемых современной наукой. Фактически утрачен богатый фольклор оседлых и кочевых языческих, бедуинских племен, которых обратили в христианство или иудаизма. Прежде понесла потери устная традиция, которая передавала их мифологические представления. Безвозвратно утрачены религиозные предания иудейских и христианских общин, проживающих на Аравийском полуострове, в частности в Мекке и Медине. Наконец, мы почти ничего не знаем о религиозном фольклор пророческих и богошукацьких движений в Аравии VI - первой половины VII века, к которым принадлежал и сам Мухаммад. Понятно же, что именно эта культурно-идеологическая стихия служила животворным средой идей, образов и мотивов "пророческих откровений" Мухаммада.

Коран разительно отличается от ветхозаветных и евангельских текстов. Это не целостный литературное произведение с единой композиционной схеме, тем более - не теологический трактат с последовательным изложением системы вероучения ислама. Коран рождался стихийно, отражая водоворот жизни общества на рубеже, и поэтому не имел какого-либо плана. Он приводит выступления, проповеди, "пророческие откровения", что уговаривают или разоблачают, обучающие историко-религиозные повествования о судьбе древних народов и посланных к ним пророков содержит притчи и заклинания, этико-правовые и обрядовые предписания. Все это было провозглашено в разное время в течение более двадцати лет, с 610 по 632 год, перед различными аудиториями и по поводу различных конкретных обстоятельств, имело связь с различными событиями или рождалось сугубо внутренними побуждениями.

Кроме религиозно-философского, законодательного и историко-культурного, вызывает интерес и литературный аспект изучения Корана. Это самый древний памятник прозы на арабском языке, запечатлевшей благодаря художественным средствам этапы эволюции личности Мухаммада, его утверждение как вероучителя и человека новой эпохи. Воспринят как слово Аллаха, Коран стал источником формирования единого литературного языка арабских народов и стимулом ее распространение в странах Азии и Африки.

Коран возник как устное произведение, в такой форме он существовал при жизни Мухаммада и после его смерти. Устной была вся словесность родового общества Аравии, что обусловило специфические черты его культуры. В этой культуре магическую силу имели слово, звук, а не буква. Системы письменности характерны в то время для этого региона (арамейский, сирийский, набатейская, Сабейское-химьяритська и собственная, еще довольно примитивная, арабская письменность) использовались, главным образом, для торговых и политических документов. На протяжении почти четверти века в памяти слушателей Мухаммада чеканились его страстные откровения, проповеди, их записи носили случайный характер и даже после смерти пророка еще некоторое время были частным делом. Основная часть текста передавалась по памяти.


По сложившейся традиции, в 651 году все, что сохранилось от откровений Мухаммада в записях и воспоминаниях сподвижников, было собрано в одном списке. Один из самых полных списков Корана хранился в Хафс, жены пророка. Все записи коранических текстов на пергаменте, пальмовых листьях, на глиняных черепках и костях, на камне и клочках ткани были собраны и сверены. После опроса всех знатоков Корана специальная комиссия, в которую входили и секретари Мухаммада, заключила окончательный текст божественной книги. Списки, которые противоречили этом текстовые имели с ним существенные различия, было приказано уничтожить.

Еще при жизни Мухаммада многие текстов, созданных им, были объединены в специальные разделы - суры *. Часть же откровений пророка составители Корана возвели в суры, опираясь на память знатоков, здравый смысл, учитывая содержание, ритм и рифмы отдельных строк. Таким образом, Коран состоит из 114 сур, каждая из которых имеет свое название. Суры разбиты на мелкие фрагменты - Айяту **. Последовательность расположения сур зависит только от их объема. Для Мухаммада суры и откровения существовали независимо друг от друга. их объединяло, главным образом, то, что они были частями небесного Корана, словами Аллаха. Благодаря усилиям составителей Коран начинается с короткой суры "Фатиха", которая давно стала любимой молитвой мусульман, а дальше идут суры от длинных в начале до коротких в конце книги.

Жена Мухаммада Айша, которого в год его смерти было всего восемнадцать лет, прославилась воспоминаниями о мысли, поступки и действия пророка. По словам Айши верующие запомнили тысяча двести хадисов - преданий о том, как вел себя пророк в той или иной ситуации и что он говорил по тому или иному поводу. Именно из таких эпизодов и возникла Сунна пророка - основа поведения и законодательства для верующих. Составители Сунны благодаря ей дополнили Коран, отталкиваясь часто не от действительных фактов и свидетельств из жизни пророка, а от потребностей арабского

* Сура (араб., букв. - Ряд камней, ряд кирпичей в стене) - так Мухаммад называл отдельное свое откровение или фрагмент из него. После смерти пророка такое название получили отдельные разделы отредактированного Корана.

** Айяту (от араб, Айя) - чудо. Мухаммад считал каждый стих священной книги чудом.


знати и купечества. Сборки, возникшие в более поздние времена, имеют в своем составе более 60 000 хадисов.

Еще одним важным источником права является Тефсир - толкование Корана и Сунны знатоками - улемами и судьями. Тефсир позволял приспосабливать Коран и Сун-ну к потребностям практики. Коран, Сунна и Тефсир составляют основу Шариата (араб, слое я, букв. - Надлежащий путь) - свода мусульманских правовых и теологических нормативов, который заключен в VII-XII веках в Арабском халифате. В процессе формирования и дальнейшего развития мусульманского права большое значение приобрели иджма и Кияс. Иджма (согласие) - источник права, объединившее советы отдельных теологов и юристов, признаны и одобрены мусульманской общиной. Кияс, вобравший толкования по аналогии, возник под влиянием применения юридической техники греко-римского права после знакомства арабов с философскими и правовыми учениями покоренных ими народов. Этот последний считается примитивизированного вариантом ислама, полным суеверия и предрассудков, возложение надежд на святых.

Новая религия не возникает на пустом месте. Она всегда является продолжением и развитием уже имеющихся верований. Так было с Христом, который опирался в своих проповедях на Ветхий Завет и его пророков и постоянно подчеркивал, что продолжает их дело, так было и с Мухаммадом. Он также провозгласил себя потомком и продолжателем иудейско-христианской традиции. Поэтому в исламе почитаются те же пророки, и в этих религиях. В Коране мы встречаем имена Ибрахима (Авра-ама), Исхака (Исаака), Мусы (Моисея) и других. Иисус Христос (Иса) тоже почитается, но не как Сын Божий, а только как пророк.

В Коране, который был, по традиции, предоставленный Мухамма-ные через архангела Джабраила (Гавриила), неоднократно выражается уважение к "людям книги", т.е. иудеев и христиан, для которых священной книгой является Библия. Сура "Семья Имрана" во втором Айяту сообщает, что Аллах послал "Тору и Евангелие раньше в послугування для людей ..." Однако иудеи и христиане, по мнению Мухаммада, отошли от священного принципа единого Бога. Коран так обращается в этой связи к христианам: "О обладатели письма! Не злоупотребляйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марьям, - только посланник Аллаха и Его слово, что Он бросил Марьям, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и его посланников и не говорите - три! Воздержитесь, это - лучше для вас. Воистину, Аллах - только единый бог. Более Он достоин того, чтобы у Него был ребенок "(4: 169) *. Христианская идея тройственного Бога воспринималась пророком Мухаммадом как недопустима уступка многобожие. Проявлением идолопоклонства было и создание иудеями тельца - кумира во времена Моисея. Человек не может сравниться с Богом, она может вдохнуть жизнь в нарисованные или вырезанные ею изображения людей, животных. Однако она может создать для себя из этих изображений кумира и снова отвлечься от Единого Бога. Поэтому Коран формально запрещает изображение живых существ на рисунках или в скульптурах.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии