Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Шедевры арабо-мусульманского искусства по праву занимают одно из ведущих мест в художественной сокровищнице человечества. Своеобразием художественной культуры исламского мира было отсутствие в ней пластики, поскольку религия запрещала изображать Аллаха и все, что принадлежало к сфере божественного.



Пройдя географические границы Аравийского полуострова и расширяя свои владения на запад и восток, арабы, которые еще совсем недавно были в основном кочевниками, столкнулись с культурой стран, которые унаследовали достояние древних цивилизаций. В состав Арабского халифата вошли земли с традициями греческой и римской культуры, например богатые византийские колонии - Сирия и Палестина. В 711-714 годах была захвачена Испания, или аль-Андалус, как ее называли арабы. Кто знает, какие религиозные символы украшали бы храмы в Западной Европе в наше время, если бы франки во главе с Карлом Мартеллом в начале октября 732 года не разгромили арабские войска и не заставили их отойти до Пиренеев. В 633-651 годах арабам подчинились все владения сасанидского Ирана. Культура Ирана, достигла в эпоху Сасанидов особой торжественности и совершенства, была той средой, которое существенно влияло на становление основ самостоятельного художественного мировоззрения арабов. Они внесли значительный вклад в мировую литературу и поэзию, философию и медицину, математику и астрономию, географию и историю, явили человечеству прекрасные и оригинальные произведения искусства.

Особенно большое распространение имела поэзия. Мусульманские властители не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость, удерживали часто целую армию придворных поэтов. Традиционно они рассматривали слово поэта как средство собственного возвеличивания, ведь прекрасные стихи сразу становились достоянием базара, где бурлила религиозно-культурное и политическое жизни того времени.

Лирические поэты занимают в литературе Арабского Востока особое место. Конечно, среди них были и римувальникы хвалебных од, и придворные лизоблюды, и своеобразные пропагандисты, которые выполняли заказы того или иного правителя или правящих кругов. Но в лирике, которая выдержала проверку временем, раскрываются внутренние переживания человека, различные состояния его духовной жизни, отражаются ее стремление к высшим ценностям земной жизни - любви, мудрости, справедливости, мужества.

Творчество прославленных арабских поэтов формировалась как жизнелюбивая, чисто человеческая реакция на исламские аскетические идеалы с их фанатичной нетерпимостью и обещаниями загробной жизни.

Первым среди арабских поэтов-лириков следует назвать Омара ибн Аби Рабиа (644-712 гг), который был уроженцем Мекки и после принятия ислама продолжал любить земную жизнь и его радости, воспевал красоту и неповторимость личного чувства, силу и обаяние любви, свободной от любых запретов. Позже европейские ученые-ориенталисты называли его "Дон Жуаном Мекки", "Овидием Аравии и Востока", а один из весьма известных писателей XX века Таха Хусейн справедливо считает Омара ибн Аби Рабиа выдающимся арабским мастером любовной лирики.

Мое разбитое вдребезги сердце -

Глазами ты меня разиш! Твоя походка - так под ветром

Стройный колышется камыш! У тебя плавные и волшебные

Все движения состояния, как в раю. Ты улыбнешься - воскресает,

Отвернешься - все умирает *.

Придворный поэт багдадских халифов Абу Нувас (756 - 813 гг) был независимым человеком, насмешливой и непосредственную. Возможно, эти черты характера поэта и легли в основу образа одноименного героя фольклора Востока, который появился вольнодумцем, острой на слово человеком, хитрецом, главным персонажем целого ряда смешных историй. Стихи Абу Нувас о любовных радостях, вечеринки с друзьями, о минущисть человеческого бытия, стремление человека украсить весельем мимолетное земную жизнь стали жемчужинами арабской лирики. От Абу Нувас начинается многовековая поэтическая традиция, продолженная

* Здесь и далее перевод автора.


впоследствии в творчестве персидских мастеров поэзии, в стихах Омара Хайяма и Хафиза. Современный британский арабист-филолог Г. Гибб так оценивает наследие поэта: "Мало кто в арабской литературе может посоревноваться с ним в разносторонности, силе чувства, изысканности и образности языка - недаром некоторые сравнивал его с Гейне".

Или душа не радуется твоя,

что земля утопает в цвету, Что вина молодого девственность

даст нам силу новую и красоту? Пропади, если пить откажешься

наилучший подарок Творца - Это дочь лозы зеленолистои

и черноплодной отца.

Наряду с Абу Нувас в Багдаде в течение длительного времени жил Абу-ль-Атахия (748-825 гг), поэт, изобрел жанр "зухдийят" - философской лирики, стихов, которыми он разоблачал недостатки своего времени, предсказывал земным властителям неотвратимую возмездие за содеянное ими зло. Эти стихи Абу-ль-Атахии были маленькими трагедиями - в них поэт выразил крушение надежд простого человека после установления феодально-исламского деспотизма.

Терпи всякие беды, крепись - недолгий век. Жизнь у человека уменьшается Из года в год. Несчастье бесчисленные, их больше чем песка. Проклинает свою судьбу - бесславную и горку.

Значительным явлением в арабской поэзии X века было творчество Абу-т-Тайиба аль-Мутанабби (915-965 гг.) Его лирический герой - свободолюбивая, независимая и устойчивая человеческая личность. Исследователи отмечают единство творческих и жизненных критериев Мутанабби. Так, выдающийся арабский филолог Ханна-аль-Фахури отмечает, что поэту "были присущи боевитость, решимость в риске, бесстрашие, неиссякаемая энергия ..." Мутанабби и в поэзии остается верен своей жизненной программе. Он воспевает те черты человека, которые не признавались в тогдашнем обществе. Это - личное достоинство, воля, мужество, доблесть.

Живи бесстрашно - или умри,

отдай всю кровь свою Под шум знамен, с копьем в руке,

получив честь в бою.

Подобное ищет подобия себе, -

закон этот вселенский покорно приму. Скажу лишь: таков уж этот мир, -

негодяи милые и подобные ему.

Благородный будет гордым

и в одежде бедной. И противно видит мервський шелк

на обезьяне подлой.

Непрошеным гостем пришла седина,

волосы лавиной снега скатилось до плеч.

И лучше было бы, если бы мигом багрянцем обжег его меч.

Средневековая философская лирика достигла вершин совершенства в поэзии слепого сирийца Абу-ль-Аби аль-Маарив (973-1057 гг.) Будучи универсально по тем временам образованным, сверяя свою жизнь с высокими моральными требованиями, аль-Маарив в своих стихах обращается к смысложизненных проблематики, раскрывает реальные противоречия человеческого бытия, показывает пути совершенствования природы человека в мире, в котором правит несправедливость, почитаются человеческие пороки. Кружево мыслей мастерски воплощено в своеобразной "атомарной" структуре арабоязычных стихов, где каждый атом - бейт * - как чудовии жемчужина из искрящегося ожерелья.

Один я, и жизнь пустое и мимолетное, Нет рядом ангела, ни джина.

Время сошел, исчезли трепетные газели. Неизменные же пастбища. реки, скалы.

Душа и грех - знаменатель общий: Порочная плоть, души приют ненадежный.

Покорность и печаль, как кровь, у меня н сердце бились, Я звал людей, и люди опоздали.

Персоязычных поэзия, питалась культурными традициями Ирана, дала миру эпический шедевр "Шахнаме" Фирдоуси, прекрасные циклы поэм Низами, Джами, создала великие образцы малого жанра.

* Бейт двухстрочная строфа в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, как правило, содержит законченную мысль.


Первым среди представителей этой классической лирики следует упомянуть Абу Абдулло Рудаки (ок. 860-941 гг), названного "Адамом персидских поэтов". С его большой поэтического наследия немного произведений дошло до нас, и именно Рудаки считается родоначальником классической лирики персов, оказавший основных черт ее стиля, очертил круг важнейших жанров и начал разрабатывать животрепещущие темы. Призыв Рудаки помогать бедным и обездоленным, а не угнетать и унижать их, стал весомым вкладом в формирование гуманистического мировоззрения.

Абулькасим Фирдоуси {934-1030 гг,) оставил по себе бессмертную эпопею "Шахнаме" ("Книга царей"), в ней он воспевал иранских царей - мифических и исторических. В центре поэмы - сын своего народа Рустам. Фирдоуси рассматривает человека как звено, совмещающая земное и небесное, два мира. Человек - это последнее звено в процессе создания, и все лучшее воплощается в ней.

Омар Хайям (ок. 1048 - ок. 1123) - один из величайших ученых своего времени, философ, математик, астроном, полиглот. Хайям - автор нескольких сотен рубаи. Рубаи - маленькая поэма с философским подтекстом, что только в четырех Радко дает прекрасный синтез смелой мысли и высокого чувства.

Загадка жизни и смерти, смысл земного существования, счастье человеческое - вот те проблемы, с которыми с гуманистических позиций обращается в своих миниатюрах-шедеврах Хайям. Как лирический герой он предстает искателем правды, жизнелюбивым скептиком и рационалистом, от которого не скрыть моральных или интеллектуальных недостатков и для которого не существует общепринятых догм и авторитетов.

Джалаледдин Руми (1207-1273 гг) и его творчество связаны с новой традицией, возникшей в халифате Аббасидов * в IX веке, - суфизмом (от араб, суф - грубая шерстяная ткань, отсюда власяница как атрибут аскета). Суфизм - мистическое течение ислама, которая проповедовала аскетический образ жизни и интуитивное познание Бога. Доктрина суфиев основывалась на идеях зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мистике кабалы. От зороастризма суфизм унаследовал идею противопоставления добра и зла как космических сил, своей борьбой определяют содержание исторического процесса. От неоплатонизма была причинить


* Аббасиды - династия арабских халифов в 750-1258 годах. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммада.


зичена идея эманации божества. Из иудаизма из-за его мистическую течение - кабалу - в суфизм уходит вера в возможность с помощью особых ритуалов вмешиваться в пантеистически расценен божественно-космический процесс.

Суфии рассматривали мир как рожденный Абсолютом благодаря эманации. Целью жизни человека становилось полное растворение в божестве. В своих стихах Руми сумел придать мистической любви к Богу - этому важнейшему постулату суфизма - рис универсального духовного стимула, "источника жизни". Поэт ярко проявил себя в стихотворных притчах, где традиционные, нередко фольклорные сюжеты, осмысленные ним с нескрываемой симпатией к угнетенным и бедных, содержат сатирическое обличение тирании, лицемерия, корыстолюбия.

В том же XIII веке жил знаменитый гражданин иранского города Шираза Абу Абдаллах Мушрифаддин ибн Муслихиддин, известный всему миру под именем Саади (1210-1292 гг.) Легенда утверждает, что Саади тридцать лет учился, тридцать лет странствовал по свету тридцать лет писал свои произведения. Уже зрелым мужем он начал писать "Гулистан" ("Сад роз") и "Бустан" ("Сад плодов") - основные свои поэтические произведения. Красной нитью проходит через них мысль о счастливом будущем человечества. Саади верит в человека, в его лучшие черты - стремление добра и правды, радости и красоты. Для поэта очевидный ответ на вопрос "для чего дается жизнь?", "В чем заключается его смысл?" - В любви к людям, которая реализуется не в словах, а в добрых делах.

Этот идеал жизни трудно было отстаивать в условиях монгольского нашествия, духовной диктатуры религиозных фанатиков. И Саади хватило для этого и мужества, и мудрости, и вдохновения. Его стихи известны всему миру, их строки стали крылатыми. Не оставляют нас равнодушными и сегодня мудрые слова: "Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит

даже этого ".

Вершиной персидской лирической поэзии XIV века по праву считаются строки еще одного выходца из Шираза Шамседдина Хафиза (1325-1389 гг.) Талант Хафиза так высоко оценил народ, хафизом стали называть врожденного поэта, певца любви и духовной свободы. Хафиз развил до совершенных форм жанр небольшого стихотворения - газели *, под пером поэта каждый ее бейт приобретал четкой афористичности и очаровательной мелодики. Хотя главным было то, что в рамках уже традиционного жанра Хафиз неповторимо написал о любви не мистическую, согласно канонам суфизма, а о реальном земную человеческую любовь, которая побеждает мир зла, тьмы, несправедливости.

Гератского поэтическую школу достойно представил Абдуррахман Джами (1414-1492 гг) - философ, тесно связан с доктриной суфиев. Он завершает поэтическую традицию, начатую Рудаки и Фирдоуси. В своем фундаментальном цикле поэм "Семь престолов" Джами знакомит читателя с собственными идеалами справедливого устройства человеческой жизни, рассказывает о вечных поисках счастья и согласия в мире, где царит дисгармония. Многие газелей и рубаи поэта стали народными песнями.

Кругляк из твоей улице, где я упал в прах,

Мне дороже всех престолов в двух мирах.

Ты выйди, косу разврата, и амброй для меня станет пыль,

Где я лежу, отчаявшийся, с мольбой на устах.

Жизнь - это нить, ей суждено поеднувать людей,

К большому сожалению, короткой ее сделал Аллах.

Посмотри же, пере, лучи с твоих глаз

Пусть свет веры, истины огонь разожгут в моих глазах.

Я в тебя заронил давно любви чистой зерно,

Еще ростка нет, а я слепой в слезах.

Я кровью написал газель и лентой обвил,

Тебе несу ее, любовь, утоляют в сердце страх.

Посмотри, что написал Джами, читай газель мою,

Почувствуй мою боль в скупых словах, печаль в ее строках.

Эпоха классики, блестящего развития арабской художественной культуры, приходится на IX-XII века. В X-XI веках в Багдаде были составлены первые сказки всемирно известного сборника сказок "Тысяча и одна ночь". Именно на острие эпохи была написана "Книга песен" - одна из самых значительных памятников арабской литературы. "Книга песен" увидела свет в Багдаде, а ее автором был Абу-ль-Фарадж аль-Исфахане (897-967 гг.) Произведение имеет двадцать четыре раздела. Название книги соответствует ее содержанию, но состоящий-

* Газель - вид моноримичнои лирической поэзии Востока. Как правило, состоит из 5-12 Бейт, в первом из них рифмуются обе строки, далее рифмовки осуществляется через строку. В последнем Бейти упоминается имя автора.


ся она не только из текстов песен, но и представляет их в широком поэтическом контексте, дополняя и перемежая прозаическими рассказами. Прозаическая часть произведения главное внимание уделяет приводам и обстоятельствам написания стихов и музыки, родословным поэтов и певцов-музыкантов, отдельным моментам с их творческой биографии. Находим в книге И разнообразную информацию о культурной жизни арабского общества.

"Книга песен" разворачивает перед нами историческую панораму арабского пения и арабской поэзии течение почти пяти столетий (с V-VI в начале X в.). Мозаичная ткань произведения состоит часто из прямых цитат или точного их перевода. Буквально цитатой различные сказания, легенды, сказания наряду со стихами и текстами песен, автор доносит до нас арабскую прозу такой, какой она звучала в далеком прошлом. "Книга песен", таким образом, одновременно является и хрестоматией арабской прозы VI-X веков.

Как уже отмечалось, арабо-мусульманская культура не имела пластического искусства - живописи, скульптуры в традиционном европейском или античном понимании. Поэтому эти виды искусства представлены орнаментальным VI и абстрактными мотивами. Можно сказать, что пластическое искусство присутствует в исламской культуре через каллиграфию и миниатюрная живопись Сила влияния новой религии основывалась на слове, а не на картинке живых существ. Главными святынями стали не иконы и статуи, а древние рукописные Кораны. Высокоразвитая каллиграфия была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки. Достичь особой утонченности в использовании различных осложненных типов письма, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, который сыграл значительную роль в искусстве мусульманского Средневековья. Писали справа налево, обязательно используя определенный графический стиль. Наиболее распространенными были стиле диван, Магриб, таликов, насх. Куф, насталик, сульс. Если, согласно предписаниям Корана, Бога не разрешалось изображать, то все же можно было его обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в отделке культовых сооружений, получил развитие геометрический орнамент, который в основе своей имел знаки и мотивы с символическим религиозным содержанием. Например, слово "Аллах" обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематично выражали буквы этого арабского слова. Формируя геометрическую фигуру квадрат, они становились символом Каабы. Два перекрещенных квадраты образовывали восьмиугольную звезду - популярный элемент мусульманской орнаментики. Наложение многих квадратов порождало сложный многоугольник. Треугольник, связанный с магическими представлениями еще доисламской поры, обозначал "глаз" Бога. Пятиугольник символизировал пять столпов ислама.

Под влиянием изобразительных традиций других народов орнамент развивался, становился более сложным. Наряду с геометрическими узорами и надписями начинают широко применяться растительные мотивы. Орнамент, как "музыка для глаз", служил художникам главной сферой приложения творческих усилий, компенсировал невиданным развитием существующие ограничения художественного творчества.

В XIV-XVI веках достигает высочайших своих вершин искусство книжной миниатюры Среднего Востока. В это время отличаются своеобразной манерой живописные школы Ирана, Азербайджана, Афганистана и Средней Азии.

Искусство миниатюры было глубоко созвучно изощренной поэзии Востока.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии