Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Каждый китаец носит в себе неосознанное чувство значимости истории, власти прошлого над настоящим. За этим стоят тысячелетия непрерывного развития страны, расположившейся на территории Центральной и Восточной Азии и в условиях географической

, а со временем и идеологически обоснованной обособленности от других культурных ареалов мира, создала уникальную культуру, которая на протяжении своего существования всегда была для многих народов животворный духовным источником . Находки археологов свидетельствуют, что территория современного Китая входила в зону первоначального формирования человека современного вида, которая прошла традиционные этапы своего начального развития, обозначены изменением орудий труда и форм социальной организации.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры в среднем и нижнем течениях Хуанхэ возникли первые древние государственные объединения, в частности рабовладельческое государство Инь, завоеванная в XI веке до нашей эры племенем чжоу. Чжоуского государство в начале VII века до нашей эры распалась на ряд самостоятельных царств. Конце III века до нашей эры в Китае возникла централизованная империя Цинь (221-207 гг. Есть.), Которую в 206 году до нашей эры сменила империя Хань, упала вследствие острой борьбы между внутренними политическими группировками. Начинается длительный период междоусобиц: на севере создается царство Вэй, на юго-востоке - царство У, на западе - царство Шу. Троецарствие, обозначенное внутренними войнами и народными восстаниями, истощило страну, облегчив вторжения в нее соседних племен (III ст.), Их борьбу за власть. Эти процессы совпали с феодализацией Китая, осуществляемой путем присвоения господствующей верхушкой земли и использования ее как средства закрепощения крестьян.

В конце VI века страна, понеся власти различных династий, возрастного ожесточенного противостояния внутренних сил, кровавых столкновений между местными и зашли обладателями, была объединена под властью династии Суй, установившей монопольную собственность господствующего класса на землю, сохранила существующие формы эксплуатации, стала проводить агрессивную внешнюю политику, в частности против Тюркского каганата, корейского государства Когуре, вьетнамцев. Смута, вызванная протестом крупных феодалов против усиления центральной власти и стремление императора стать полным хозяином страны, привела к власти династии Тан (618-907 гг), которая оказалась сильнее среди защитников опустевшего императорского престола. ее правление было омрачено крупным крестьянским восстанием под руководством Хуан Чао, закончившееся жестокой поражением, но нанесло ощутимый удар государственной организации феодалов, сбросило правящую династию, создав прецедент благоприятных условий для крестьянского хозяйства.

Династия Сун, ставшей к государственному рулю в 960 году, вновь усилила феодальный и ростовщический ущемление, положила колоссальные расходы на содержание наемной армии, чиновничества и двора на плечи крестьянства, практически приведя его к разорению. В XII веке Северный Китай покоряют племена кочевников-чжурчжэней, в XIII веке Китай завоевывают монголы, иго которых продолжалось до 1368 года. В конце правления следующей династии Мин (1368 - 1644 гг) вспыхнуло крестьянское восстание, для подавления которого китайские феодалы обратились за помощью к маньчжурских правителей. В результате маньчжуры установили в Китае господство своей династии Цин (1644-1911 гг.)

Агрессия капиталистических стран против Китая в середине XIX века закончилась подписанием с ними кабальных договоров. С пидпадинням страны под их влияние поднимается мощная волна народной борьбы, апогеем которого становится Тайпинского восстания (1850-1864 гг) - крупнейшая крестьянская война в Китае под руководством Хун Сюцюань, Ян Сюцина против династии Цин и маньчжуро-китайских феодалов и иностранных агрессоров целом. Благодаря помощи СЕЛА, Франции и Англии Ценам удалось подавить движение тайпинов, продолжив таким образом свое феодальное господство еще на полвека, хотя Китай уже двинулся по пути капиталистического развития. Быстрое преобразование его в полуколонию, тяжелая поражение в войне с Японией стали последним аргументом в пользу неотложных общественных изменений. В стране развернулось революционное движение под руководством Сунь Ятсена. При Синьхайской революции 1911 - 1913 годов было сброшено цинской династии, усилился антифеодальный и антиимпериалистический сопротивление. В 1921 году основан Коммунистическую партию Китая. Буржуазно-демократической по направлению национальная революция, начавшись в 1926 году, завершилась 1927 временной поражением революционных сил и установлением контрреволюционной власти гоминьдана (национальная партия во главе с Чан Кайши), который стал на защиту интересов помещиков и буржуазии. Преодолеть гоминьдановских реакцию удалось только после разгрома армией Советского Союза в 1945 году японской Квантунской армии, возвращением Китая присвоенных Японией еще в 1931 году его северо-восточных земель. 1 октября 1949 провозглашением Китайской Народной Республики была подведена черта под гражданской войной, развязанной гоминьдановцев, длившаяся с 1946 года вплоть до поражения их вооруженных сил, причиненного Народно-освободительной армией Китая.

Сегодня, когда позади остались первые шаги становления Китая как индустриально-аграрной социалистического государства, "движение за исправление стиля в партии" с позиций маоизма, политика «большого скачка» в строительстве социализма, "культурная революция", КНР согласно Конституции 1982 году заявляет о себе как "социалистическое государство диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанная на союзе рабочих и крестьян". Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей.

История культуры Китая изучена еще недостаточно, но неопровержимым является факт существования на его территории уже 500 тысяч лет назад древнего человека - синантропа, остатки которой найдены археологами в местечке Чжоукоудянь вместе с костями и каменными орудиями ишньопалеолитичнои, шаньдиндунськои, человека. Как свидетельствуют находки, шаньдин-Дунца жили в пещерах, занимались преимущественно рыболовством и охотой, носили одежду, были, вероятно, организованы в материнский род.

Наиболее ярким среди следующих ранних неолитических культур Китая была культура Яньшаю, возникшая в среднем течении Хуанхэ в V-IV тысячелетиях до нашей эры. Тщательно отполированы каменные и костяные орудия, изящная керамика, поражающая сложностью геометрического и зооморфного орнамента и широкой цветовой гаммой, социально целесообразное устройство общинных поселений - такие основные ее признаки.

Культура Луншань, поздненеолитической, продолжая развитие земледелия и животноводства, совершенствование необходимых для них орудий, характеризуется, в частности, появлением гончарного круга, техническим улучшением процесса обжига глиняной посуды для вризноманитнення его цветовой палитры за счет серо-черной гаммы, явными фактами имущественного и социального расслоения. Социальная дифференциация отчетливо зафиксирована в вещевом наполнении могильников. Но при этом для всего без исключения общественности протокитайцив погребальный обряд был вхождением в процесс реинкарнации (возрождения) и имел символическое значение. Общим для него было и построено на анимистических представлениях стремление найти каждому выдающемуся культурному достижению персонифицированный образ, позднее ярко продемонстрирует мифология: автором добывания огня путем трения был объявлен Суйжэнь, строительства куреней - Ючао, принято варить на пару хлебные злаки - Хуанди.

Древним этапом истории культуры Китая считается время с середины II тысячелетия до нашей эры до III века объединил три крупные эпохи: племенных союзов - Шан-иньской (XVIII-XII вв. До н. Есть.) И чжоуского (XII-VIII ст. до н. есть.), городов-государств (VIII-III вв. до н. есть.) и империи (III в. до н. есть. - III вв. н. есть.). Связана в своем материальном измерении с неолитических племен исторически и географически, а потому основанная преимущественно на достижениях пойменного земледелия и эволюционирующей животноводства, культура иньцев сказалась появлением рядом с чумиза (просо) риса, первыми шагами шелководства и шелкоткачества, разведением буйволов (на мягкой мясо) и лошадей наряду с ранее одомашненными животными, распространением колесного транспорта, развитой техникой бронзолитейного производства, прогрессом гончарства, изготовлением и началом применения металлических орудий. В поселениях нового типа появились дворцовые и храмовые здания на утрамбованных платформах с колоннами-подпорками на бронзовом или каменном фундаменте, крепкие стены создавали вокруг города гигантский защитный пояс. Основой щитов и боевых доспехов Яньцю были дерево и кожа. Четырехугольные, обтянутые кожей щиты покрывались разноцветной росписью и лаком, некоторые детали защитного вооружения делали из бронзы и украшали бирюзовой инкрустацией. Типичными шлемами были бронзовые, отлитые в сложных формах каски толщиной до полсантиметра, высотой 25-35 см, весом до 3 кг, с трубочкой на макушке для крепления султана. Боковые стороны шлема спускались почти до плеч, защищая щеки и уши, надлобьем украшалось преимущественно стилизованным изображением звериной морды, известным как маска тао-е - лицо воина бы оказывалось в пасти фантастического существа. Надписи, найденные на гадальных костях и черепашьих панцирях, свидетельствуют, что олицетворением единства общества был правитель-ван с титулом "Я - единственный среди людей". Сила и мощь иньского царства воспетая позже в старинной книге песен "Шицзин".


Царство Чжоу, его заслонило, переняло культурные достижения побежденных предшественников. Заимствуется и развивается изготовление бронзовых изделий, среди которых впервые появляются плоские чаши и блюда дам, возникают новые орнаментальные мотивы: "рыбья чешуя", "черепицы", "завитки", сцены борьбы человека с животным. С V века до нашей эры на бронзовых вазах, инкрустированных золотом, малахитом и бирюзой, начинают изображать многофигурные сцены празднований, охоты, битв, различные сооружения, есть реальная жизнь; распространяются ажурные изделия из полупрозрачного нефрита, расписные лаки, ювелирные украшения, зеркала со сложными узорами на обратной стороне, узорные шелковые ткани, резное дерево. Возникают представления о системе градостроительства, в трактате "Чжоу-ли" излагаются принципы планировки городов (разделение на кварталы, выделение резиденции вана), устанавливаются размеры зданий, стен и улиц.

Познакомившись с металлом и привлекая к работе с ним мастеров-иньцев, чжоусца быстро сравнялись с ними в мастерстве, с заимствованной письменности создали словесность в полном смысле. Вообще употребляемое китайцами письмо насчитывает более 3000 лет с ранней поры были известны различные виды знаков, менялись, пока не стали "ключами" системы. Архаические из них - нарисованные или вырезанные на скальной поверхности человеческие фигуры, которые с течением веков стали стилизованишимы. От них берут начало иероглифы (комбинация двух или трех пиктографических знаков), способны отражать сложные действия, мысли и понятия. Китайская письменность свидетельствует, что уже на первых этапах создания иероглифики у китайцев царило образное мышление, потому формирования пиктограмм, а тем более идеограмм требовало художественного воображения, изобретательности, фантазии. Иероглиф содержит в себе как рациональную, так и эмоциональную характеристику и должно быть понятно не только автору, но и всем. Это достигается именно благодаря его образной структуре.

Среди 5000 иероглифов, глубоко самобытного произведения китайской культуры, найденных на святых костях суток династии Шан, были и древнейшие из известных китайских цифр. Средством калькуляции давним китайцам служили счетные палочки - маленькие бамбуковые прутья чоу. Из них составляли всевозможные конфигурации для обозначения различных чисел перед началом подсчетов. Использование цифровой десятичной системы началось в Китае предположительно в период VIII-V веков до нашей эры. Вообще же возникновения счета в Поднебесной относятся ко времени легендарного Желтого императора, которого считают первого императора в истории страны.

Эта эпоха стала и временем первого классового деления общества: свободные противостояли зависимым, за Иваном в общественной иерархии шли правители наследственных владений, затем - главы крупных семейно-клановых групп, далее - главы больших семей, за ними - простой. Вне иерархии стояли рабы. С сочетанием древних анимистических и тотемистических представлений в единую систему древнекитайских верований в период Чжоу и уходом их в план аксиоматической периферии убеждение, будто старший в родоплеменной общине правитель-ван после смерти увеличивает свое могущество, превращает культ умерших предков на определенную основу всей религиозно-этической системы Китай. Так, Шанди (верховное божество), считавшийся родоначальником еще иньцев, почитался, прежде всего, как предок и постепенно слился с общественностью обожаемых предшественников, дав место культовые Неба. Став традиционным уже во времена династии Шан, объяснение стихийных бедствий, порядка и беспорядка, счастье и несчастье, жизни и смерти как наград, посланных Небом, ложится позже (XI-VIII вв. До н. Есть.) В основу учения о "волю Неба ", которое дает власть или не дает ее. С этого момента власть правителя является обожаемая диктатура рабовладельческой аристократии. Параллельно формируется представление о Вселенной как целостность, создается бесконечной борьбой и взаимопроникновением двух начал: светлого и активного мужского - ян и темного и пассивного женского - инь определяются пять первоэлементов: вода, огонь, земля, дерево и металл. Распространяется мнение, что на квадратной земли, над которой содержится округлое небо, Китай занимает центральное место. Согласно порядку во Вселенной большие усилия направляются на нормирование общественной жизни через декларации, манифесты, указы, в частности прославленный "Великий закон об управлении", где наряду со стихиями характеризуются пять дел: как вести себя, говорить, видеть, слышать, думать, излагаются основные принципы управления государством. Это было особенно важно в условиях сосуществования в Поднебесной наряду с Чжоу многочисленных самостоятельных государств, его лидерство признавали лишь номинально.

С ослаблением Чжоу между ними начинается борьба за превосходство, и то было время и многих культурных находок: широко распространилось орошаемое земледелие, в бассейнах рек прокладывались многочисленные каналы, зародилась астрономия, начали разрабатываться железорудные месторождения, изготовлялись разнообразные железные сельскохозяйственные орудия, возросла торговля, а с ней - города; активное ведение торговли вызвало развитие водного транспорта, родилась территориальная специализация в изготовлении определенной продукции. Повсеместное стремление к установлению единой экономической системы постепенно вытеснило из обращения различные по форме бронзовые монеты, привело к использованию преимущественно одинаковых круглых в V-III веках нашей эры. Постоянная необходимость вооруженной защиты интересов враждующих царств, каждое из которых стремилось к гегемонии, обусловила усиление древнекитайской армии, комплектование и материальное обеспечение которой осуществлялось за счет сельских общин. С этого времени армия начинает существовать как конгломерат двух самостоятельных видов войска - Колесничие и пехотного. Большое внимание тактике их совместных уделено в тогдашнем "Трактате о военном искусстве". Были созданы подвижные вышки для наблюдения за врагом и осадные лестницы на колесах с закрытыми возами для людей (V в. До н. Есть.). Усиление общинной верхушки за счет присвоения лучших земельных наделов выдвинуло ее в круг вершителей политической власти, противопоставив полновластным, ограничивающей единоначалие царя наследственной аристократии. Цари, защищая свое право на абсолютную власть, пошли путем разрушения родоплеменных связей - ввели территориальный принцип административного деления, отправив в уезды чиновников из центра. Были проведены и прямые реформы для ограничения прав знати и укрепление позиций богатых общинников, в частности запрещалось передачи аристократами своих привилегий потомкам. Отделение умственного труда от физического, появление на этой почве многочисленных ученых позволили рекрутировать из их числа государственных советников. Все существующие на то время философские школы работали над концепциями государственного управления. Наиболее плодотворно стали усилия двух из них, вимриювалы сильное централизованное государство, - конфуцианской и легистского.

Выдающийся мыслитель мира Кун-цзы (учитель Кун), в европейской литературе - Конфуций (551-479 гг. Является.), Создал учение, в котором этико-ритуальные нормы одерживали победу над мифологией и религией, а основным содержанием был идеал социальной гармонии и поиск средств для его достижения. Эталон философ видел в правлении легендарных добродетельных мудрецов древности, корни всего - в порядке вещей, основанном на строгих социально-политических дистанциях. На первый план выдвигалось понятие "жень" (человеколюбие, гуманность), которым определялись взаимоотношения между людьми в обществе и семье.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии