Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Происхождение культуры напрямую связано с происхождением человечества, которое, по утверждениям некоторых современных ученых, возникло около двух миллионов лет назад. В настоящее время существует достаточно большое количество научных гипотез относительно появления и развития человека, но все они не могут считаться

окончательными, поскольку каждой из них хватает фактического основания. Течение времени уничтожил почти все следы пребывания на нашей планете человека тех далеких времен. Вот почему случайные находки, которые иногда случаются, в случае, если они принадлежат удаленным тысячелетием, становятся настоящей сенсацией для всего мира и порождают все новые и новые гипотезы возникновения и развития человека как биологического и социокультурной существа.

 

Первоначальная эпоха в истории человеческой культуры достигает именно тех далеких времен, когда появляется Homo sapiens как отдельный вид живых существ. Продолжительность первоначальной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Они отвечают появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, т.е. длятся примерно к IV - I тыс. до н.э. А поскольку на планете в ее отдаленных уголках (джунгли Амазонки, пустыни Австралии, Северная Тундра) до сих пор живут племена, которых не коснулась цивилизация, некоторые ученые не видят оснований считать первобытную культуру только явлением прошлого. Тем более, что современный человек по своей психикой, способностью к мышлению, эстетическими предпочтениями мало чем отличается от человека первобытного мира. Уровень цивилизованности, технического и научного вооружения человечества никак не сказывается на его биологических чертах, свойствах головного мозга.

 

Есть ли у нас основания возводить непреодолимые стены между современной культурой и культурой первобытного общества? Ведь именно в первобытном обществе берут свое начало и наука, и религия, и искусство, и такие важные институты, как семья, право и др.. То общее, что до сих пор можно найти между любыми народами современного мира, даже если они относились к разным культурным систем, то, что мы привыкли называть общечеловеческими ценностями, было заложено именно в первобытную эпоху, через которую прошли все этносы нашей планеты.

 

Первобытный строй был самым длинным в истории человечества. Всю эту историю археологи разделили на три века: каменный, бронзовый и железный. Каждая эпоха получила название согласно представлениям ученых о постепенном изменении первоначальных технологий производства и соответствующих имматериалив, из которых изготавливались известные из археологических раскопок основные орудия труда наших предков. Самый длинный из трех веков-каменный. В свою очередь, он распределяется на три эпохи: древний каменный век, или палеолит (примерно 1,5 млн лет - 14 тыс. лет назад), средний каменный век, или мезолит (XII-VIII тыс. до н. н.э.) и новый каменный век, или неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Иногда пользуются термином энеолит, чтобы обозначить переходный каменный век, то есть такую эпоху неолита, когда рядом с каменными орудиями труда использовались и орудия из меди (V-II1 тыс. до н.э.). Приблизительные же хронологические рамки бронзового века занимают III - начало I тыс. до н.э. Ази тыс. до н.э. начался железный век, который длится до сих пор.

 

Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое "первобытное стадо", или праобщины. Это был очень долгий период существования человечества * когда человек медленно начала выделяться из животного мира, постепенно накапливая навыки изготовления и применения орудий труда. Эти орудия, появившиеся в конце, палеолита, были очень примитивными: ручные рубила из кремня или другого заостренного камня, разнообразные скрибла, палки-Копачки, остроконечники и др.. их использовали во время охоты и ловли рыбы, для вскрытия туш забитых животных, добычи съедобных корней растений и т.п.. Человек того времени уже владела огнем, выполнял важные функции в ее жизни. Он согревал, использовался для приготовления пищи, отпугивания хищников, изготовление деревянных орудий (обострение палки), а впоследствии - для изготовления первых металлических (медных) предметов, обработки глиняной посуды.

Первоначальные стада проводили жизнь небом или селились в естественных убежищах, которыми чаще всего служили пещеры. Искусственные жилища, напоминающие землянки или полуземлянки, для возведения которых использовались различные материалы, например, кости мамонтов (Украина, стоянка Молдова-1), стали появляться только в эпоху мезолита. Хозяйствования мало привласнювальний характер. Люди занимались собирательством и охотой и во всем зависели от капризов природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить должного количества пищи, поэтому человек почти все свое время тратила на ее поиски. Для этого необходимо было вести кочевой образ жизни, при котором не оставалось возможности заботиться о жилье. Наблюдения, которые на протяжении XIX-XX вв. велись за дикими племенами, свидетельствуют, что первобытное стадо состояло из 30-40 человек, которые имели постоянно менять место своего пребывания.

 

Ограниченные возможности людей в добывании пищи непосредственно влияли на численность человечества. Однако население обусловливалась не только периодической нехваткой съестных припасов, но и кочевым образом жизни. Чтобы поставить ребенка на ноги, мать или отец должны были носить ее на руках не меньше, чем до четырехлетнего возраста, а это не позволяло человечеству, с учетом в среднем непродолжительного того времени человеческой жизни, даже при благоприятных климатических условиях, увеличивать свое количество. Зато, численность человечества уменьшали и болезни, и голод, и звери. Средняя продолжительность жизни в то время не превышала ЗО лет. Люди после тридцати лет считались уже очень пожилыми.

 

Важным фактором эволюции первобытного человека следует считать необходимость приложения коллективных усилий для добывания пищи. Особенно это касается такой формы деятельности, как охота. Наибольшего эффекта в определенных природных условиях можно было достичь только от загонной охоты, а это требовало поиска путей к общению, взаимопонимания между людьми, воспитывали умение жить в коллективе, побудило к преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил крайне медленный, но чрезвычайно важный для дальнейшей культурной эволюции процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, что был связан с формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада.

 

Таким образом, сочетание материального и духовного факторов в жизни первобытного человечества, собственно, и стало началом зарождения феномена культуры как синкретического (нерасчлененного, комплексного) явления, неразрывно связывает человеческие чувства, волю и интеллект с окружающей естественной средой.

 

Считается, что культура первобытного общества была крайне примитивной и ограниченной. Логическое мышление, навыки и умения, технические и другие знания тогдашней человека сегодня поражают своей ограниченностью. И хотя постепенно материальная культура первобытного общества развивалась и совершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иглы, легкие и острые наконечники для копий, топор, лук и стрелы и т.п.), наибольшего успеха человечество к-достигло не в этой области, а в сфере обустройства социальных отношений: обуздании животного начала в первобытном стаде в целом и у каждого из его членов в частности.

 

Поиск более эффективных способов коллективного существования в конкретной среде требовал обмена информацией в группе, а это обусловливало рост интеллектуальных способностей людей, расширения круга их знаний. Постепенно и медленно появляется и развивается речь, которая становится важнейшим фактором культурной эволюции человечества. Как показывают современные исследования, речь народов, до сих пор находятся в первобытном состоянии, характеризуется достаточно высоким уровнем развития и в лексической, и в грамматической сфере. А именно этот показатель считается одним из важнейших в современной характеристике интеллектуальных способностей человека.

 

Появление и развитие языка способствовали не только обмена информацией, но и ее сохранению и накоплению, неизбежно ускоряло интеллектуальное развитие общества. Именно культура и становится носителем такой информации, своеобразной коллективной памятью первобытного общества. Эта память имела свою специфику, которая заключалась в ее синкретическом, неделимом, смешанном характере. Здесь научные знания и трудовые навыки сочетались с фантастической выдумкой и закреплялись в зрительном, а иногда и слуховом образ и предмета. Его внешний вид для первобытного человека был одновременно и самой характеристикой, а она, в свою очередь, предусматривала не столько абстрактно-логическую, сколько конкретно чутгеву оценку, проявление эмоционального отношения человека к определенному предмету, ведь люди того времени интересовались главным образом тем, от чего напрямую зависело их жизни. Вот почему такое важное место в быту первобытного человечества занимало искусство. Оно позволяло воплотить те знания, которые тогдашняя речь еще не способна была передать.

 

Везде в местах своего проживания люди украшали жилище рисунками. Сначала это были волнистые линии и отпечатки рук, а затем появились изображения, искусно передавали внешний вид животных, а иногда и воспроизводили их динамику движений. Такие рисунки иногда напоминают жанровые сценки, тема которых - жизнь животного или охота на нее. Эти рисунки выполнены или одним цветом (монохромные), или несколькими (полихромные). Наиболее известными местами, где найдены такие рисунки, есть пещера Ласко в юго-западной Франции, Альтамирська пещера на севере Испании и Капова пещера на Нижнем Урале.

 

Точность рисунка, попытки можно ближе к оригиналу передать вид и движения животных, отсутствие какой-либо стилизации в таких работах является не только признаком мастерства древних мастеров. Одновременно это и свидетельство недостаточного уровня развития абстрактной мысли первобытного человека. Заслуживает внимания тот факт, что ни разу среди искусно сделанных рисунков животных археологам не встречались соответствующие изображения людей. Самосознание, которое является признаком высокого уровня абстрактного мышления, не была свойственна первобытному человеку. Она мыслила достаточно прагматично.й конкретно, сосредотачивая внимание лишь на том, что составляло коренные жизненные интересы - на еде. Это дает основания видеть в таких изображениях не последствия развлечений первобытного человека во время отдыха, а важные элементы ее образовательной и религиозной деятельности, направленной на решение жгучим проблемам жизни.

 

Палеолитические полихромные рисунки на потолке Альтамирськои пещеры Среди изображений на стенах пещер палеолитическая человек оставил рисунки лошадей, диких быков, носорога, бизона, льва, медведя, мамонта. Этих животных она рисовала, ведь охотился на них и видела в них основной источник своего существования, а также опасалась как потенциальных врагов. Во многих случаях рисунки покрыты дырами и царапинами от стрел или копий, подтверждает взгляд на НАСК-ный живопись, как на составную часть охотничьих ритуалов, древнего человечества. И само расположение пещер, где встречаются росписи, как правило, свидетельствует, что они не могли использоваться как жилье, а выполняли функцию капищ: рисунки размещены в важкодо-ступней местах, где нет свежего воздуха, куда непросто добраться через узкие, длинные и запутанные ходы, сложные подъемы.

 

Растения на стенах таких пещер не изображаются вовсе, а человеческие фигуры встречаются очень редко и не имеют той живости рисунке, тех ярких и правдивых форм, присущих изображением животных. Объясняется это просто. Именно животный мир был объектом пристального внимания первобытного человека. Она наблюдала, изучала отдельные виды животных, пыталась зафиксировать в рисунке приобретенные знания и одновременно повлиять на будущее охоту за допомогоюьчаклунських действий.

 

Отношения первобытного человека с миром, ее окружал, целиком зависели от его собственных, в то время крайне ограниченных возможностей физически воздействовать на этот мир, вопреки природе создавать для себя благоприятную среду. С развитием технических возможностей человечества, в частности с совершенствованием техники обработки камня, которая давала более производительные орудия труда, случаются заметные изменения не только в области материальной, но и в сфере духовной культуры. Человек все увереннее завоевывает природу и сама становится источником как лучших надежд, так и опасений для окружающих. Поэтому и в дальнейшем изобразительном искусстве, и в фольклоре человек занимает в дальнейшем все более важное место, превращаясь в центральный и главный предмет изображения. Одним из первых свидетельств о внимании первобытного человека к самому себе, к вопросам своего происхождения и проблем отношений в пределах человеческого коллектива можно считать так называемых "палеолитических Венер". Так археологами названы многие женские изображения в виде небольших скульптурок из камня, костей или глины, найденные во время раскопок в разных концах Европы и Азии.

 

Изготовлены с разной степенью мастерства и разные по технике исполнения, эти скульптурки поражают, в первую очередь, своей массовостью и широким распространением, через которые можно считать явлением весьма значительным и далеко не случайным. Небольшие фигуркистворено по единому принципу: их лица проделывалось крайне редко. Чаще всего, очень короткими и непропорциональными были конечности, вместо подчеркивались признаки женственности и материнства. Подчеркивая характерные особенности женской анатомии - живот и грудь, - сознательно изменяя пропорции, первобытные скульпторы от реалистических, соответствующих действительности основ творчества двигались к художественному обобщению, полного абстрактным, символическим содержанием. Такие фигуры были связаны с культом Матери и близким к нему культом плодородия. У древних славян это явление нашло даже отражение в языке, когда богов и богинь, покровителей племени, называли Род и Рожаницы. В этих фигурках нашли отражение взгляды первобытных людей на связь между их жизнью и жизнью животного, а позднее - и растительного мира. Конкретное биологическое явление-рождение человека - становилось основой для размышлений о происхождении человечества и мира, о цикличности природных процессов. Широкое применение красной краски на таких фигурках, вероятно, свидетельствует и о значении, которое придавалось крови матери в животворных процессах. А использование той же краски в захоронениях для уборки покойников свидетельствует о вере в дальнейшую жизнь после смерти и о понимании связи жизни с материнством.

 

Некоторые исследователи предполагают, что в течение долгого времени первобытные люди не понимали причинной связи между половыми отношениями и рождением ребенка. Поэтому появление новорожденного на свет воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала именно через женщин, оказывал последним преимуществ в обществе, как существам, контактирующих с высшим, неизвестным миром. Не исключено, что именно это могло повышать статус женщин настолько, что социальные отношения приобретали черты матриархата. Также не исключено, что в условиях первобытной праобщины, где брак был полигамный характер и признаки родства, т.е. происхождения человека устанавливалась за матерью, скульптурное изображение женщины могло быть связано с культом общей матери всего рода, обожанием памяти общей прародительницы , которое освящало все социальные контакты в рамках общины. С отголоском этого явления человечество до сих пор встречается в большинстве мировых религий.

 

Эволюционный путь от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины иногда считают одним из величайших достижений первобытного строя. Именно в области воспитания и в развитии общественных отношений и духовной культуры в ту эпоху происходили наиболее важные сдвиги, которые превращали человека из биологического организма руководствовался инстинктами, на социокультурную существо, в своей жизни придерживалась норм и правил, не передавались генетическое, а усваивались в процессе зиховання. А чтобы процесс накопления и передачи знаний в условиях кочевого дописьменный жизни был эффективным, чтобы не потерялся хотя бы и маленький, но драгоценный опыт, необходимы были и соответствующие формы закрепления знаний, и авторитет человека, которые имелись, и заботы о таком человеке всей общины . Как на самом деле проходила эта эволюция, сегодня представить очень трудно. Во-первых, длилась она много тысяч лет и не осознавалась в пределах одного или нескольких поколений. Во-вторых, проследить этапы той эволюции, не имея фактических, четко фиксированных данных, очень проблематично. В отличие от показаний о тогдашней материальную культуру, свидетельство о духовной культуре первобытного человечества доходят до нас не в "чистом" виде, а из фольклорных и мифологических источников, то есть, с весомым "наслоением" более поздних эпох. Но одновременно можно отметить, что и в нашей жизни, и в современной духовной культуре удельный доля того, что возникло задолго до появления первых цивилизаций.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии