Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Культура XX в. - Одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на

периферию сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей, усиление культа тотального разрушения старого. Во-вторых, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация, разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, переезжают в города, что приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализации, результатом которой является лишение человека собственного "Я", потеря индивидуальности.

 

Характерной чертой культуры XX в. является ее интегративность, т.е. сочетание отдельных составляющих культуры в новые комбинированные виды искусства. Этот процесс начал проявляться в конце XIX в. в связи с появлением кинематографа (1895-1896) - специфической формы интеграции достижений науки в фиксации реальности в движении с последующей ее проекцией на экран. XX ст. интегрировало научно-техническое изобретение с пространственно-временными возможностями художественного образа и начало появление киноискусства (см. рис. кадр из звукового фильма "Новые времена", режиссер Ч.Чаплин, США, 1935).

 

Одной из особенностей культурного развития XX в. в Западной Европе и Северной Америке стал окончательный переход от коллективного стиля к индивидуальному. При этом большинство художников смело комбинируют различные культурные традиции, находясь в неустанном поиске новых средств выражения и отражения мира. Культура стала многомерной. Многомерность предусматривает вариативность направлений и разнообразие как основные принципы функционирования современной культуры.

 

При всей разветвленности, пестроты, спутанности художественных процессов в культуре XX в. можно проследить две основные линии исторического развития. Одна связана с продолжением традиций реализма (критический, социалистический). Вторая - с возникновением на базе декадентства и дальнейшим развитием модернизма.

 

Условно историю культуры XX в. можно разделить на три основных периода:

 

продолжение развития реалистической традиции и модернизма (декаданса): конец XIX в. - 10-е pp. XX ст.

эволюция модернистских направлений и течений: 20-50-е pp. XX ст.

расцвет массовой культуры и возникновение так называемой "рок-. культуры": 50-90-е pp. XX ст.

Так называемая "прогрессивная художественная культура" стала следующим всемирно-историческим ступенью в развитии реализма. Реализм в искусстве и литературе XX в. связанный с раскрытием исторической роли народных масс, утверждением этических и эстетических ценностей каждой конкретной нации, критикой социальной несправедливости. Следует заметить, что появление ярких произведений европейской и американской культуры XX в. обусловлена, главным образом, реальными событиями, активным участием художников в жизни общества; ярко прослеживается одна из основных тем в творчестве выдающихся реалистов - трагическая несовместимость гармоничного развития личности, полноценного удовлетворения естественного права на счастье с искаженными, нечеловеческими, цинично лицемерными отношениями, которые утверждаются миром, где властвуют деньги и сила. Достаточно назвать такие имена, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Теодор Драйзер, Антон Чехов, Максим Горький, Михаил Шолохов, Александр Солженицын (в литературе); Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалев-ский (в музыке) Кете Кольвиц , Аристид Майоль, Ренато Гуттузо (в живописи) Эйзенштейн, Довженко, Чаплин (в кино).

Специфическим культурным феноменом XX в. называют модернизм. Модернизм (от "modern" - новый) - термин суммарный, обозначающий большое количество не похожих между собой, разнообразных и противоречивых художественных направлений в мировой культуре XX в. Модернизм - это культура, которая заранее противопоставляет себя любому разновидности традиционной культуры (и прежде всего культуре реалистической).

 

Первой стадией развития модернизма стал упоминавшийся в предыдущем разделе декаданс - направление культуры конца XIX - начала XX в., Который характеризуется преимущественно упадочническим настроением, пессимизмом, тоской по утраченным обществом духовными идеалами, самодостаточным эстетизмом. Чувствуя дисгармонию мира, антигуманность отношений в обществе, декаденты отказываются от пропаганды активной социальной деятельности. Исторический опыт предыдущих революций и безутешная оценка морального состояния современного им человечества подорвали их веру в возможность прогрессивного социального переворота.

 

Наиболее ярко декадентские мотивы нашли отражение в творчестве символистов, которые иногда называли себя певцами упадка и гибели известного доселе мира, хотя и провозглашали возможность его будущего возрождения из пепла руин. Символисты уделяют внимание внутреннему миру человека, глубинам души, которые связывают с мистическими представлениями, тайными силами, потусторонним миром. Символизм нашел развитие в литературе (Г.Гауп-тман, О.Уайльд, Д.Мережковский, В.Брю-соь, К.Бальмонт, А.Блок, З.Гиппиус и др..), В живописи (Е.Мунк, М . Чурльонис и др.).; музыке (О.Скрябин).

 

Среди западноевропейских поэтов-мо-дернистых особое место принадлежит Пйому Аполлинер (настоящее имя - Аполлинарий Костровицкий, французский поэт польского происхождения). Аполлинер одним из первых в XX в. обратился к традициям "фигур-но-визуальной" поэзии XVII в., создав на этой почве несколько маленьких шедевров. Одним из них является произведение "Зарезана голубка и фонтан" (1914, см.. Рис.), В котором впервые появляется аллегория мира в образе голубки, которая позже была использована Пикассо и многими другими художниками и поэтами.

 

Большинство исследователей объясняет возникновение модернизма своеобразной мировоззренческой и художественно-эстетической реакцией на глубокий кризис общества. Вследствие заметного усложнения социальных отношений и обострения противоречий, разрыв между сущностью и видимостью оказался настолько явным, что для его преодоления позиция реалиста - кон-тататора, лишь тщательно наблюдает за действительностью, - в который раз в истории становится непригодной, неэффективной. Эта ситуация требовала новых эстетических принципов, новой стилистики, принципиально новой организации художественной реальности. Кроме того, углубляется процесс самопознания человека, открытие в индивиде неизвестных до того науке тайн. Появилась потребность в новых средствах выразительности в литературе, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре, киноискусстве т.д..

 

К философским основам модернизма следует прежде всего отнести идеи таких мыслителей XIX-XX вв., Как Артур Шопенгауэр, Фрид-рих Ницше, Бергсон, Фрейд, Освальд Шпенглер, Карл Юнг, Жан Сартр, Альбер Камю и др.. их философское наследие полна размышлений о трагизме жизни, в котором человек чувствует себя обреченным и одиноким, о сложный и противоречивый характер общения человека с окружающим миром. Выводы, к которым приходят в своих работах, в основном достаточно пессимистичными: мир жесток и абсурден, противоречия и конфликты невозможно решить раз и навсегда, одинокий человек бессильна что-то изменить, потому что все ее действия и поступки бессмысленны, а обстоятельства, в которых она должна находиться,-враждебные относительно нее и преодолеть их без принципиального переосмысления мировоззренческих устоев, идеалов и ценностей человечества невозможно.

 

Потеря идеалов становится результатом восприятие мира как хаотического и ужасного-в своей враждебности к человеку, и в итоге приводит к нивелированию интереса к предметному миру вообще. В этом отношении модернизм - это культура асоциальное. А потому предметное содержание действительности превращается для деятелей модернизма в нечто несущественное, второстепенное. Это находит свое отражение в возникновении принципа деформации как общего принципа, характерного для многочисленных художественных течений модернизма.

 

Художника-реалиста интересовал объективное содержание и социальный смысл предмета. Модерниста же предмет, как таковой, не интересует, он для него - лишь повод для субъективного самовыражения. Принцип отражения действительности заменяется принципом создания новой реальности, а отсюда появление условностей, символов.

 

Еще одна из особенностей модернизма - это разрыв связи с массовым художественным сознанием, массовым художественным вкусом. Культура модернизма является, по сути, элитарной, то есть ориентированной на небольшую группу людей, обладающих особым художественным восприятием.

 

Возникновение развитого, уже "позадекадентського" модернизма большинство исследователей связывает с экспрессионизмом (от франц. Expression - "выражение"). Родиной экспрессионизма была Германия, где возникли первые союза молодых художников, обеспокоенных судьбой культуры накануне первой мировой войны. Художни-кам-экспрессиониста мир виделся абсурдным, негармоничным и хаотичным, враждебным по "естественной" "человека. Поэтому отношение к действительности определялось тем, что предметы и явления получали свойства личных чувств и черт художника. Свои чувства, мировоззренческие установки, впечатления от бурных событий и способ художньоговидчуття они пытались донести с максимальной выразительностью, остротой, настойчивостью - с наибольшей экспрессивностью.

 

Чтобы как можно отчетливее передать «внутреннее содержание» произведения, в котором мир внешний остро и больно заломлювався во внутреннем мире собственной личности, художники-экспрессионисты пользовались соответствующими художественными средствами: смелыми сочетаниями цветов, смещением планов, угловатыми и ломаными линиями, непропорциональными формами, взломом и деформацией изображения. Известными представителями экспрессионизма в изобразительном искусстве стали Эрнст Кирхнер и Оскар Кокошка. Художники Г.Гросс, О.Дикс и другие художники стремились придать экспрессионизма антиимпериалистического и антивоенного направления.

 

Экспрессионизм нашел проявление в литературе: появляется жанр "драмы крика" (Г.Кайзер, Е.Толлер), активно применяли стилистику экспрессионизма сначала немецкие (Й.Бехер, Б.Брехт и др.)., А за ними и другие писатели левых убеждений. В музыке экспрессионизм развился еще во второй половине XIX в. под влиянием творчества Р.Вагнера (самые известные представители - Р.Штраус, а также основатель атональной музыки А.Шонберг). На экранах появляется экспрессионизма кино: "Кабинет доктора Калигари", "Гомункулус", "Носферату".

 

Близкой к экспрессионизму считается течение французской живописи, известная под названием фовистов (от франц. Fauve - "дикие"). В группу фовистов входили А.Матисс, Р.Дюфи, А.Марке, А.Дерен, М.Вламинк, Ж.Руо, К.Ван-Донген. В 1905 г. их объединило стремление к эмоциональной силы художественного выражения, стихийной динамики рисунке, создание художественных образов с помощью интенсивных ярких цветов. Основные цвета и мотивы фовистов брали из природы, но усиливали и обостряли их. Интересуясь прежде всего цветными контрастами и поиском наибольшей интенсивности, фовистов пришли к упрощению и условности форм. Предметом их изображения наиболее простые мотивы: красочные ткани и кресла, обнаженных и полуобнаженных тело. Объем и пространство на их картинах почти нет. Своеобразным, выраженным в объеме эхом фовизма и раннего экспрессионизма в скульптуре XX в. можно считать творчество талантливого ученика О.Родена А.Е.Бурделя (см. композицию Бурделя "Геракл, стреляющий из лука", 1909 на с.242).

 

Кубизм возник в Париже в начале века и прежде всего связан с творчеством Жоржа Брака и. Раннего Пабло Пикассо (на рис. - Его картина "Три музыканты", 1921). Кубисты исходили в своем творчестве с того, что настоящую сущность всех предметов и явлений реального мира, включая человека, может быть передано в виде разнообразных сочетаний простых геометрических фигур. Они поставили перед собой задачу выявлять и фиксировать эти фигуры в своих произведениях, избегая передачи внутренней воображаемой сходства изображенного предмета с соответствующими реальными объектами. Изображая эти фигуры, художник-кубист руководствуется субъективным вкусом, максимально порывая с естественным логикой и физическими закономерностями реального мира. Кубисты отказались от традиционных художественных средств (передачи трехмерного пространства, атмосферы, света) и разработали новые формы многомерной перспективы, которые давали возможность показать объект со всех сторон в виде множества плоскостей, которые пересекаются между собой, образуя полупрозрачные четырехугольники, треугольники, полукруга. Со временем среди кубистов обозначились разные, вполне самобытные творческие манеры художников, о которых можно говорить как о кубистов только в ранний этап творчества (см. рис.: Ф.Леже, "Акробаты", 1942-1944).

 

Об образовании футуризма (от лат. "Будущее") заявил итальянский писатель Филиппо Маринетти, подчеркивая кончине искусства прошлого и рождении искусства будущего. Родина футуризма - Италия, поэтому большинство именно итальянских имен связана с этим течением: У.Боччони, Н.Карра, Дж.Се-Верин, Дж.Балла. Значительное количество футуристов связывали свое творчество с идеологиями фашизма и коммунизма. Футуристы также считали, что искусство не должно отражать действительность. Объектом искусства, на их взгляд, должен быть не предметный мир, а движение, который вносит художник, сочетая время, место, формы, цвет. Для воплощения такого сочетания футуристы используют прием дивизионизму, т.е. движение передавался благодаря повторению деталей предмета (например, путем изображения множества ног девушки, которая идет по балкону в картине Се-Верин). Футуристы пытались создать урбанистическое искусство, которое бы прославляло культ техники и индустриальных городов. Общее впечатление от картин футуристов - это ощущение хаоса. Предметы, натуралистические детали сочетаются с оторванными линиями и плоскостями на фо ^ дисгармоний цвета и формы.

 

Футуризм пробовал свои силы в разных областях искусства. В скульптуре представители футуризма призвали отказаться от "оков-законов" и превратить скульптуру в "освобождены пластические кучи". В музыке они ставили задачу "выразить музыкальную душу толпы, крупных промышленных складов, поездов, крейсеров, авто ...". Так возникает брюитистська музыка (от франц. "Шум"), которая славит Машину и Ток. В литературе представителями футуризма были Ф.Маринетти, В.Маяковский, частично И.Северянин и Хлебников. Ф.Маринетти в манифесте "футуристической литературы" выдвинул ее основные черты: главным элементом поэзии является храбрость, дерзость, бунт; литература должна прославлять движение, скорость, агрессию; вся традиционная культура и ее ценности умерли для новых поколений ... Большое внимание футуристы уделяли форме своих поэтических произведений, созданию нового поэтического языка.

 

В противоположность экспрессионизма и фовизма, которые стремились к максимальной передачи своих душевных переживаний, кубисты и футуристы искали новые формы для наиболее обобщенного, несколько отстраненного и рационально мотивированного раскрытия свойств и противоречий окружающего мира.

 

Начало абстракционизма (от лат. "Далек от действительности") приходится на 10-е pp. нашего века, а вторая волна его расцвета началась уже после Второй мировой войны (супрематизм, Неопласт-цизм т.п.). Абстракционизм - это беспредметное искусство, которое полностью отказывается от изображения реальной действительности и человека. Уже с первых шагов существования абстракционизм делился на две основные разновидности. Для первого направления характерно стремление к гармонизации бесформенных цветных композиций, для второго-создания геометрических абстракций.

 

Основателем первого направления абстракционизма является россиянин Василий Кандинский, который сделал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета, его красочности, на цветных комбинациях и ассоциациях их с музыкой. Кандинского интересует не окружающий, а собственный мир, состояние души. Символами этого мира становятся самостоятельные линии, формы, цвета. Так, желтый цвет является символом безумия, синий - свидетельствует о стремлении к сверхъестественному, зеленый - символизирует идеальную гармонию, красный - мужество, белый - рождение, черный - смерть, фиолетовый - угасание. Горизонтальная линия олицетворяет пассивное начало, вертикаль - активное. Картины Кандинского напоминают зафиксированы в красках фотографические эффекты света.! бесформенных цветные пятна в красивых комбинациях с кривыми и ломаными линиями.

 

Второе направление абстракционизма еще называют геометрическим, потому что он идет путем создания самые разнообразные комбинации разноцветных прямоугольников. Представителями этого направления стали Пит Мондриан и Казимир Малевич, которые средствами беспредметного искусства передавали человеческие чувства и переживания. Казимир Малевич, жизнь и деятельность которого тесно связаны с Украиной, в частности, с Киевом, и который, хотя и был по отцовской линии поляком, но называл себя украинским (его мать была украинская), считал основой искусства интуитивизм, а целью изображения плоскостных геометрических фигур показ преимущества "чистого чувства" ("Черный квадрат", "Белое на белом фоне", "Красный квадрат"). Позже в творчестве Малевича постоянно возникает крестьянская тематика, связанная с украинским народным орнаментом и орнаментальными мотивами древних археологических культур Украины (о творчестве еще одного метра мирового модернизма, скульптора О.Архипенко речь в соответствующем разделе Части II).



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии