Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Гениально одаренный писатель, просветитель Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778) поставил свое литературное творчество и публицистику на службу одной цели - разоблачению монархического деспотизма

, аристократического произвола и церковной нетолерантности, которые, по его мнению, противоречили "природному уму" .

Наделенный блестящим умом и редкой писательской многогранностью, он был одновременно поэтом, драматургом, романистом, сатириком, публицистом, историком и философом. Гениальный популяризатор, он ввел в умственного потребления Франции и других европейских стран огромное количество идей, именно от него получили распространение и развитие, хотя довольно часто он лично был их создателем. Он наложил отпечаток своего мнения на весь просветительское движение XVIII века, который недаром довольно часто называют "веком Вольтера".

Родился Франсуа Мари Аруэ в 1694 году в Париже. Его отец, богатый буржуа, был сначала нотариусом при судебной палате, а затем чиновником казначейства. Образование Вольтер получил в аристократическом иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-1711). Позже довольно строго отозвался об этой школе, которая ничего ему не дала: "Мне была даже неизвестна и страна, в которой я родился, я не знал ни основных законов, ни нужд моей родины, я не знал ничего из математики и ничего о здравую философию . Я знал только латынь и глупости ".

Еще в детстве у него проявились блестящие способности и склонность к чтению. Он рано начал заниматься сочинением стихов. Мечта стать драматическим поэтом захватила его еще во время учебы в колледже.

Однако, как только он закончил колледж, отец заставил его учиться в школе права.

Юный Вольтер мечтал о литературной карьере и стремился вращаться в аристократическом обществе. Его крестный отец аббат Шатонеф ввел его в круг аристократов-либертин. В этом кружке веселых "прожигачив" жизнь приобрела устойчивые формы свободомыслие и скептицизм Вольтера, его пренебрежительное отношение к правящих кругов.

Вольтера охотно приглашали в свой круг представители аристократической "золотой молодежи", он веселый, речь его насыщена эпиграммами, его сатирические экспромты мгновенно распространяли. Одна зла эпиграмма на Филиппа Орлеанского и его дочь герцогиню Иберийском дошла до ушей регента, и молодой поэт в 1717 году был брошен в Бастилию, где просидел почти 11 месяцев. Так впервые Вольтер столкнулся с французским абсолютизмом.

У поэта уже давно возник замысел написать поэму о Генрихе IV и трагедию "Эдип". В тюрьме Вальтер работал над ними. 18 ноября 1718 состоялась премьера трагедии на сцене парижского театра. Впервые писатель назвал себя Вольтером, и это имя после "Эдипа" навсегда вошло в мировую литературу. На молодого поэта стали смотреть как на достойного преемника Корнеля и Расина.

Филипп Орлеанский сразу изменил свое отношение к Вольтеру и подарил ему золотую медаль и денежную пенсию. Тот начал делать блестящую литературную карьеру. Заняв место первого трагического поэта Франции, он стал добиваться славы эпического поэта.

Через 5 лет Вольтер издал "Поэму о Лиге" - первый вариант будущего "Генриада", исторической эпопеи, посвященной пропаганде религиозной терпимости, которая идеализировала Генриха IV как любящего свободу и просвещенного монарха. Напечатана она была тайно, в Руане, 1723 года.

Распространена в списках поэма вскоре стала популярной среди читателей. В возрасте тридцати лет Вольтера провозгласили лучшим поэтом Франции, гордостью нации. Все видели в Вольтеру достойного преемника славных литературных традиций века Людовика XIV. Действительно, несмотря на свое свободомыслие, Вольтер был еще далек от Просвещения. Он высоко ценил расположение королевы Марии Лещинской, от которой получал пенсию (одновременно с пенсией короля). Однако мечты о придворной карьеры не омрачили ему сознание. Решив стать материально независимым, он связал свою жизнь с миром финансовых дел и, занявшись различными коммерческими делами, постепенно нажил себе значительное состояние.

Аристократы льстили к нему. Герцог Сюлли, предков которого пославив Вольтер в этой поэме, стал другом писателя. Однако, какими бы талантами и заслугами перед родиной не обладал человек, она была совершенно беззащитной перед выходками любого светского наглеца. Так произошло и с Вольтером. Он имел неосторожность вызвать недовольство дворянина де Рогана, и слуги последнего избили поэта палками у порога дома герцога де Сюлли. Образа человека осталась без наказания. В светских "друзей" Вольтера и у герцога де Сюлли эта история вызвала лишь веселую улыбку.

Правительство, чтобы спасти Рогана от мести Вольтера, снова бросил поэта к Бас-тылу (1726). На этот раз он просидел там всего пять месяцев, а затем был выслан за пределы Франции (именно таким было условие освобождения). Так снова Вольтер столкнулся с абсолютизмом, сословными привилегиями и полным бесправием человека в условиях феодализма.

Вольтер поехал в Англию. Английское политическую и культурную жизнь было почти неизвестно во Франции. Вольтер отмечал ряд преимуществ в жизни человека, в политической и экономической жизни страны по сравнению с тогдашней Францией, в частности англичане имели конституцию и парламент, ограничивавшие единоличную власть короля. Беседы с Джонатаном Свифтом и бывшим торийской государственным секретарем виконтом Боли нброком. познавшие всю темную сторону политической жизни в стране, убедили Вольтера, можно открыто противодействовать королю и в свободном состязании мнений принимать важные государственные решения.

Мятежный поэт, дважды побывал в Бастилии, отмечал, с каким уважением англичане относятся к своим поэтов и ученых. В этом его убеждает пышные похороны Иса-ака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1727), когда гроб ученого несли на руках 6 герцогов и 6 графов.

Быстро овладев английским языком, Вольтер выучил английский философию (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). С наслаждением прочитанные "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, только вышедших, помогли ему отшлифовать собственный сатирический, социально насыщенный стиль.

Трехлетнее пребывание в Англии (1726-1729) направило творчество Вольтера в просветительское русло.

В 1729 году он получил разрешение вернуться во Францию. Приехал в Париж в расцвете своих творческих сил, полный впечатлений от пребывания в Англии, и развернул чрезвычайно плодотворную творческую деятельность.

Особенно поразил Вольтера театр Шекспира. Будучи сторонником классицизма, он не воспринимал темпераментного и жестокого в жизненной правдивости стиля Шекспира и не считал возможным пропагандировать его во французской литературе, где господствовали вкусы, воспитанные на пьесах Корнеля и Расина. Вместе драматургия самого Вольтера претерпела огромное влияние Шекспира.

В Англии поэт завершил поэму "Генриада" (о герое Нантского эдикта французского короля Анри IV), "Историю Карла XII". Были задуманы (и дописаны позже во Франции *) трагедии "Брут" (о римского консула Юния Брута, который казнил своих сыновей, когда узнал, что они по-предательски перешли на сторону этрусского царя), "Смерть Цезаря", "Эрифила" и , пожалуй, лучшая среди них - "Заира" (1732).

Вернувшись во Францию, Вольтер начал активно применять опыт английских предпринимателей, стремясь к частной материальной независимости, которая позволяла свой счет печатать свои произведения за границей, пренебрегая цензурными запретами, а также свободно путешествовать по Европе, покупать или строить собственные дома.

Анализа различных сторон английской жизни (религии, политического устройства, философии, литературы, театра) он посвятил цикл из 25 "Философских писем" (1734). Книга увидела свет также под названием "Письма, написанные из Лондона об англичанах". Вольтер изложил в ней свои впечатления от созерцания Англии. Имели место сравнение английского и французского общественной жизни. Эти сопоставления превратились в энергичное разоблачение господствующих во Франции религиозной нетерпимости и отсталых феодальных порядков. Книга вызвала огромный скандал, ее издателя были брошены в Бастилию, а сама книга публично сожжена по настоянию парижского парламента. Вольтер избежал ареста только потому, что вовремя покинул Париж.

Впоследствии он еще 16 раз переиздавал эту работу, постоянно совершенствуя ее.

Вольтер нашел убежище в Серое, имении своей приятельницы маркизы дю Шат-ле, расположенном на границе Шампани и Лотарингии. Здесь он прожил долгое время (1733-1745), занимаясь точными науками, философией и поэзией. Его связывали с этой привлекательной и образованной женщиной общие духовные интересы, любовь к литературе, театру, науки. Маркиза, которую Вольтер называл "божественной Эмилией", имела на него чрезвычайно положительное влияние. Будучи одной из самых образованных женщин Франции, она хорошо знала древние языки, занималась математикой, перевела французском языке главный труд Ньютона и опубликовала собственный труд по философии Лейбница. Пользуясь влиянием при дворе своего мужа и его титулом, маркиза частенько смягчала удары судьбы, сыпавшиеся на поэта, в частности она побуждала его заниматься науками и сдерживала его от участия в полемике с реакционными литераторами и от опубликования слишком резких сатирических произведений, наподобие известной "Орлеанской девы", рукопись которой она держала в себе.


Обустраивая свое жилище в Серое, Вольтер построил театр, в котором поставил свои новые трагедии-"Альзире", "Магомета", "Меропа" и др.. Всего Вольтер при жизни написал 27 трагедий и 25 комедий. Он проявил себя новатором театра - ввел переменные декорации, массовые сцены. Часто и сам выступал на сцене.

Ярким из прозаических произведений тех лет стал "Задиг", который среди других "философских повестей" предназначался изначально для устного чтения в салоне маркизы.

Несмотря на меры безопасности, применяемые мадам дю Шатле, некоторые произведения Вольтера успевали вызвать сильное раздражение в правящих кругах. Это заставляло маркизу переживать за свободу своего друга. В особо опасные моменты маркиза отправляла Вольтера в Голландию или Бельгию, где он, как правило, путешествовал под вымышленным именем, хотя и не мог никогда полностью сохранить свое инкогнито.

В 1745 году Вольтер, после десятилетнего отсутствия, вернулся в Париж, где неожиданно столкнулся с благосклонным приемом при дворе. Его покровительницей стала новая фаворитка Людовика XV мадам этнол, получившая титул маркизы Помпадур и впоследствии стала некоронованной обладательницей Франции. Будучи давно знакомым с Вольтером, она делала все возможное, чтобы приобщить его ко двору. Благодаря ей ему поручили написать оперу по случаю празднования брака дофина. Эта опера, "Принцесса Наваррская" (1745), принесла Вольтеру больше славы в придворных кругах, чем его лучшие художественные произведения, хотя сам писатель был о ней очень низкого мнения и называл ее "балаганным фарсом". На Вольтера посыпались теперь придворные милости: у] 745 году он был назначен королевским историографом, он получил придворный титул, а в следующем году он был избран, наконец, членом Французской Академии, которая до сих пор дважды (в 1734 и в 1743 годах) отклоняла его кандидатуру.

"Пожалейте беднягу, ставший королевским шутом в 50 лет, - писал Вольтер другу. - Я не нахожу себе места ни в Париже, ни в Версале; придумываю вирпги в портшез, имею славить короля високоурочисто, жену принца-наследника - изысканно, королевскую семью - ласково, ублажать весь двор и не раздражать никого в городе ". Однако Вольтер был наказан за заигрывание с сильными мира сего. Его удалось поссорить писателя с маркизой Помпадур. Философу пришлось покинуть двор. Его и маркизу дю Шатле беззастенчиво обманывали и, опасаясь скандала, он ненадолго вынужден был покинуть Париж.

Вскоре поэта постиг удар в личной жизни. После непродолжительного пребывания в Серое Вольтер вместе с мадам дю Шатле поехал в Люневиль к Лотарингии, во двор бывшего польского короля Станислава Лещинского (1748). В Люневиль маркиза дю Шатле познакомилась и вступила в связь с молодым поэтом Сен-Ламбером, а через год, тут же, умерла во время родов (1749). Смерть Эмилии была тяжелым ударом для Вольтера, поскольку чувство к ней было единственным серьезным, которое ему пришлось пережить.

Он навсегда покидает Серое. Его преданным другом стала племянница мадам Дени, которая жила рядом с ним до самой его смерти.

По приглашению прусского короля Фридриха II Вольтер оставил Париж и отправился в Берлин. Этом путешествии предшествовало длительное переписка между королем и философом.

Переписка велась на французском языке, которой король владел в совершенстве (а родным, немецком, пренебрегал, считая ее пригодной лишь для армейских команд).

Три года (1750-1753) Вольтер находился в Сан-Суси (резиденция короля в Потсдаме, под Берлином). Фридрих назначил Вольтера камергером, пожаловал ему орден и большую денежную пенсию.

Однако именно эти годы принесли французские просветители разочарование. Правда, здесь он завершает свой давний замысел - "Век Луи XIV. XVIII века", книгу, насыщенную характеристиками различных коронованных особ и политиков своего и предыдущего, XVII века. При всей своей готовности принять вольтеровского идеал просвещенного монарха, Фридрих II не мог, да и не собирался уступать реальной властью в пользу абстрактных философских идей. После трех лет общения с Вольтером он вероломно начал Семилетнюю войну (1756-1763), направленную не в последнюю очередь и против Франции. Вместе с тем Вольтер со своим непоседливым темпераментом начал вмешиваться во внутренние дела немцев. Вспыхнула ссора, Фридрих II потребовал от писателя возвращения ордена и Камергерского ключа, и последний не без серьезных осложнений оставляет Пруссию.

Некоторое время проживал на территории Эльзаса и Лотарингии, различных французских городов, в том числе в Лионе.

Путь в Париж писателю был навсегда закрыт, вследствие враждебного отношения к нему Луи XV. Назревал конфликт с церковью через "Орлеанскую деву", а также многотомное "Эссе об обычаях и духе народов" (1753-1758). Во избежание возможных столкновений с королевской и церковной властью философ поселился в Швейцарии, где жил поочередно в разных имениях, которые он приобрел в собственность.

Не имея возможности поселиться во Франции, Вольтер решил избрать за место для проживания Швейцарию. Осенью 1754 году он приобрел себе имение в пригороде Женевы, который назвал "Делис" (рус. язык "Отрада"). Здесь он проводил летнее время, а для зимнего пребывания приобрел усадьбу Монрион в пригороде Лозанны. Четыре года спустя он приобрел еще два имения на французской территории вблизи швейцарской границы - Турне и Ферне. Проживая в каждом время от времени, он любил говорить: "Философы должны иметь, как лисы, две или три норы, чтобы прятаться от собак, которые их преследуют".

В 1760 году он окончательно поселился в Ферне, где жил безвыездно почти до самой смерти. Только ту, на границе Франции и Швейцарии, Вольтер почувствовал себя, наконец, спокойно. "У меня две передние лапы в Швейцарии, а две задние - во Франции, - писал он одному приятелю. - Я устроил свою судьбу, что могу считать себя одинаково независимым и на женевской территории, и во Франции". Все последующие годы его жизни не были отмечены событиями внешнего характера. Однако это мирное существование находилось в несоответствии с кипучей литературно-общественной деятельностью, которую Вольтер активно вел в последнее двадцатилетие своей жизни.

Вольтер становится сотрудником "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера.

Он решил воплотить в своем новом имении некоторые свои общественные и религиозные принципы. В ближайшем селе находили себе пристанище все желающие, кто пострадал от церковной или общественной нетерпимости. Гордился тем, что в Фернейський церкви правились службы и для верующих католиков, и для протестантов. Чтобы обеспечить переселенцев средствами к существованию, он построил ткацкую фабрику и часовую мастерскую.

Ферне стал местом паломничества образованных людей всех стран. "Фернейський патриарх" вел оживленную переписку, среди его адресатов были коронованные особы: Фридрих II, Екатерина II, Густав III Шведский и др..

Он написал новые трагедии, которые поставил в специально построенном театре; продолжал ряд "философских повестей" (лучшие - "Кандид", 1758, "Простодушный" 1767), завершил "Историю Российской империи при Петре" (1759). Много времени писатель посвятил философским произведениям. Свой "Философский словарь" он постоянно пополнял новыми материалами.

Вольтер прилагал невероятные усилия, чтобы добиться реабилитации людей, невинно пострадавших от произвола церковных властей.

Своей деятельностью Вольтер утвердил в Европе понятие "вольтерьянства", которое стало феноменом духовной жизни XVIII и XIX веков. Это бесстрашное свободолюбие, затрагивающий привычные мировоззренческие и моральные устои общества и выражается в яркой и остроумной форме.

1774 года, после смерти Луи XV, трон перешел к его преемнику, Луи XVI. Умерший король не оставил по Вольтера никаких указаний. Философ решил вернуться в Париж. В феврале 1778 года парижане восторженно встречали поэта.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии