Имя Дени Дидро навсегда слилось с самой сутью XVIII века, оставшегося в истории человечества как эпоха Просвещения. Председатель и идейный предводитель энциклопедистов, беллетрист, драматург
, теоретик искусства, просветитель и философ-материалист - вот далеко не полный перечень высоких титулов, которые по праву принадлежат Дени Дидро. Он заложил основы новых общественных идеалов и нового мироощущения накануне буржуазной революции, чем и заслужил расположение не только современников, но и последующих поколений.
Значение фигуры Дидро для современников прежде всего связано с особенностью его творчества. Границы между искусством (литературой) и наукой (философией) в творчестве Дидро-энциклопедиста были условными и достаточно подвижными. Все средства эпохи были покорены непримиримой борьбе с абсолютизмом, феодализмом и церковью и поэтому взаимосвязаны. Образы его романов - это способ раскрыть новый взгляд на мир, они пронизаны философской проблематикой. "Поэт должен быть философом", - утверждал Дидро. - "Ему должны быть известны пути человеческого духа, светлые и темные стороны, хорошие и плохие явления человеческого общества".
Родился Дени Дидро 5 октября 1713 в городе Лангре (провинция Шампань) в богатой семье.
Отцу Дидро принадлежала мастерская по изготовлению ножей. Это ремесло в семье Дидро переходило от поколения к поколению.
Дени был старшим сыном, и в наследство от дяди его ждало место церковного каноника. Восьмилетнего мальчика отдали в Лангрського иезуитского колледжа. Строгая дисциплина и ярости нравы школьников не испугали его, он быстро научился давать отпор. В 12 лет Дени отправили в Париж, где он продолжил обучение в иезуитском коллеже д'Аркур.
Здесь отвращение к богословию проявилась у молодого парня более открыто. Он заинтересовался естественными науками: математикой, физикой, химией, физиологией. В конце концов, он неоспоримо заявил, что отказывается от духовной карьеры.
Однако, юноше не подошла ни одна из социальных ролей, которые предлагал ему отец, включая и ремесло предков. Надеясь обуздать сына, отец прекратил высылать ему средства к существованию. Однако, это не огорчило Дидро - наоборот, он погружается в свободную жизнь, и около 10 лет поддерживает жалкое существование домашними уроками и другими случайными заработками, время голодая и одеваясь в лохмотья. Главное занятие Дидро - чтение книг, по его собственным словам, он жалел тратить время на что-то другое. Книги были его счастьем. Прежде всего - это произведения философов: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Спинозы, Лейбница, фундаментальные труды и новинки всех отраслей знаний и техники. В сознании Дидро соединились и слились итоги духовного развития Европы XVI-XVIII веков.
Не только наука интересовала философа. Женщины, которые всегда вызывали восхищение у писателя занимали его ум и сердце в молодые годы. В 1743 году, в возрасте 30 лет, Дидро обвенчался с Анной Шампйон, девушкой из простой и бедной семьи. Венчание происходило тайно, а через год жена родила первую дочку, которую в честь матери философа назвали Анжеликой. После рождения дочери Дидро начал открыто изменять своей жене. Стоит отметить, что первая дочь Дидро Мария-Анжелика (после женитьбы госпожа Вандель) была первым биографом своего отца.
Семейные обязанности заставили Дидро энергично зарабатывать средства на жизнь. Он занялся систематическими переводами с английского языка. Переводит "Историю Греции", работает над переводом шеститомного медицинского словаря. А в 1748 году совершенно неожиданно, на заказ всевластного Филипла Морена Дидро течение двух недель написал роман "Нескромные сокровища".
Из того, что писал Дидро, а писал он много, только часть попадала в печать. Взгляды Дидро противоречили взглядам власти - светской и духовной, вызывали ненависть и всякие попытки наказания со стороны последних. Один из его первых произведений "Философские мысли" (1746), в котором он сдержанно высказался против аскетического подавления плоти и веры в чудеса, был сожжен рукой палача. В 1749 году Дидро написал "Письмо о слепых в назидание зрячим", в котором отразил свои атеистические взгляды и отверг любую философию, которая не опирается на чувства и противоречит здравому смыслу. Через это произведение Дидро был арестован и три месяца провел в тюрьме Венсенского замка. В тюремной камере писателя посещает Ж.-Ж. Руссо. Они были единомышленниками.
Дидро был с триумфом освобожден, помогли, в первую очередь, придворные знакомства. Он регулярно посещает салон ученого барона Поля Гольбаха, где собираются выдающиеся люди того времени-философ Гельвеций, академик-математик Д'Аламбер, американский просветитель Франклин, английский писатель Стерн. Вместе с Д'Аламбером Дидро берется за издание "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (35 томов, с 1751 по 1780 годы). На протяжении многих лет своей жизни Дидро отдает этой грандиозной работы все свои духовные силы и материальные средства.
"Энциклопедия" представляет собой систематическое сведения достижений тогдашней науки, техники и производства, всех отраслей социальных знаний. Участие в ней принимали выдающиеся интеллектуальные силы тогдашней Франции: Вольтер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Новое материалистическое миропонимание основывалось на фактах естествознания, а все существующее подвергалось рассмотрение ума - и королевский деспотизм, и церковь, и религия. Значение "Энциклопедии" выходило за рамки справочного издания. В ней было совершено пересмотр основ человеческого бытия с позиций просветительского разума. Поэтому "Энциклопедию" справедливо называют "библией нового времени". Не замедлили репрессии и запреты, но тома "Энциклопедии" выходили полулегально, собирая все новых подписчиков; полностью или частично они были переведены некоторыми из европейских языков.
Издание "Энциклопедии" буквальным образом превратило Дидро на нищего. Предложение Екатерины П приобрести Его библиотеку, оставив ее писателю в пожизненное пользование и назначив его хранителем, стала как раз пригодится.
История взаимоотношений Екатерины II с Дидро началась с легкой руки образованного вельможи - князя Д. А. Голицына, который некоторое время занимал дипломатический пост в Париже. Уже со второй половины 1762 Екатерина предложила Дидро перенести издание "Энциклопедии" в Россию. В 1765 году Дидро, при содействии Гримма и Голицына, продал Екатерине свою библиотеку и был назначен ее пожизненным смотрителем с окладом в 1000 франков в год, причем сразу же получил свое жалованье за 50 лет вперед, в размере 50 000 франков. После смерти Дидро его библиотека с большим количеством присоединенных к ней копий рукописей философа была перевезена в Петербург (в 1785 году). Однако, книги Дидро не были сохранены как особый, целостный фонд, наподобие библиотеки Вольтера, а были распределены по различным отделам библиотеки Эрмитажа, а потом потерялись в книжном фонде Публичной библиотеки имени M. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.
В глазах французских просветителей Россия была самой прогрессивной страной, родиной либеральных принципов. Дидро по приглашению Екатерины П приезжает в Россию. Он пробыл в Петербурге, начиная с сентября 1773 по март 1774 года. Целью его визита было содействие дальнейшему прогрессу "просветительской монархии". Императрица встречалась с знаменитым французом почти каждый день, любезно общалась, покорно выслушивала советы ослабить крепостничество т.д. и почти не отвечала на вопросы, касающиеся тогдашней ситуации в стране (где в это время разворачивалось восстание Пугачева).
Дидро покинул Россию действительным членом Академии наук и почетным членом Академии художеств.
Вернувшись во Францию с подорванным от суровых климатических условий здоровьем, он продолжал упорно работать. В феврале 1784 года болезнь, связанная с туберкулезом, начала быстрыми темпами прогрессировать. Накануне смерти его посетил духовник из церкви святого Сульпиция и потребовал раскаяние в еретических взглядах. Дидро отверг это предложение, считая со своей стороны покаяния бесстыдной ложью.
Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года.
В жизни Дени Дидро было много женщин. В основном эти романы не продолжались более одного месяца. И только Софи, мадемуазель Волан, вошла в его жизнь, чтобы уйти из него лишь с его смертью.
Кем была Софи Волан и как она выглядела, нам не известно. Знаем мы лишь то, что когда они встретились, Дидро было 44 года, а ей чуть больше 40.
Шел 1757. У него были жена и дочь. В нее-одинокую жизнь женщины, которая уже никогда не узнает семейного счастья и материнства. Мудрая, покорная "мадемуазель Софи" не требовала от любимого слишком много. ей нужны были только его письма, полные искренности мыслей и чувств.
Более 500 писем рассказывают о прекрасном роман двух влюбленных, вдоль 30 лет.
Софи так и не вышла замуж, оставаясь преданной своему любимому до конца жизни. Виделись они редко. их отношения постоянно наталкивались на сопротивление. Кроме того, всех поражала постоянство в чувствах.
Софи умерла за 5 месяцев до смерти Дидро.
? Есть сведения, что портрет мадемуазель Софи Волан был нарисован неизвестным художником по просьбе Дидро на оборотной стороне титульного листа любимого им томика Горация. Как известно, Екатерина П приобрела всю личную библиотеку писателя еще в 1765 году, и эта книга, как и многие другие, потерялась где-то на полках книгохранилища.
Дени Дидро был известен и как драматург. Теория театра и драматургии была предметом пристального внимания просветителя.
Теории драматургии посвящены такие драмы Дидро: "Беседа", "Размышления о драматической поэзии". Эти произведения были написаны в связи с собственными драматургическими попытками писателя.
Реформа театра, задумана Дидро, выходила прежде всего из политических задач Просвещения:
? простолюдин;
? пьесы были нарушаться темы, новые проблемы;
? борьбе человека с годом, роком надо было, а против общественной несправедливости;
? показывал взаимоотношения различных слоев населения;
? формирование своей собственной личности;
? преимущество классицистической теории;
? разделение жанров драматургии:
1. веселая драма - предмет изображения - смешное, порочный;
2. серьезная драма - предмет изображения - обязанность человека;
3. предметы третьи были семейные неурядицы или народные катастрофы;
Дидро предложил театра "Комеди Франсез" свою первую пьесу "Побочный сын", которая была поставлена на сцене лишь 14 лет спустя (в 1771 году), потерпела провал и была снята с репертуара. Вторая пьеса "Отец семейства" (1758) в 1761 году с успехом шла в театре.
На место высокой комедии классицистов автор хотел поставить серьезную комедию - "слезливую комедию", драму, в центре внимания которой были бы простые люди современности и их высокие чувства.
В 1773 году Дидро написал специальную работу, посвященную анализу актерского мастерства - "Парадокс об актере". Писатель приравнивал мастерство актера к мастерству поэта, драматурга, музыканта, выступал против пренебрежительного отношения к актеру, который господствовал в то время.
Дидро считал себя в первую очередь философом, а не писателем. Именно этим объясняется тот факт, что из всех написанных им литературных произведений он опубликовал за свою жизнь только роман в стиле рококо "Нескромные сокровища" и несколько новелл (Найва-домиша - "Два приятеля с Бурбоны", 1773).
Славу выдающегося писателя ему принесли произведения: "Монахиня" (1760), "Жак Фаталист и его Господин" (1773), вышедших из печати 1776 года, и "Племянник Рамо" (1762-1779), впервые появившийся в немецком переводе Гете 1805 года.
В 1773 году, вскоре после возвращения из России, Дидро закончил роман "Жак Фаталист и его хозяин", в котором проблема свободы человека было возбуждено более глубоко и всесторонне.
Это диалогическая рассказ, включавшая в себя вставные эпизоды и рассказы бытового характера. Содержащиеся в ней динамичные сцены непринужденно переходили в философские размышления, а сквозная фабула была почти не ощутима. Прием "двойного отражения" - самой жизни и мыслей о нем персонажей - подчиненный единому заданию: безжалостном суда над действительностью.
Яркие картины реального мира сочетании приемом "большого пути" (Жак и его безымянный Пан передвигаются от трактира в трактир).