Вершиной художественной прозы Дидро стала небольшая по объему философская повесть "Племянник Рамо".
В данном произведении отвергнуто любую фабульнисть, также как вспомогательный сопроводительное средство.
Герой философского диалога (именно так определяем жанр произведения) - реальное лицо, племянник знаменитого композитора Рамо, Жак-Франсуа Рамо, человек, безусловно, одаренный, однако еще большей степени безрассудная и ленивая. Он без особого успеха пробовал свои силы как в музыке, так и в поэзии, однако на всю жизнь остался интеллигентным нищим, количество которых особенно возросла накануне революционных событий.
Образ племянника Рамо - это конкретное выразительности типа людей с так называемой "разорванной сознанием", что питалась расписанию и гниением старого общества. "Не следует забывать, - отмечает племянник Рамо, - что в таком изменчива предмете, как нравы, нет ничего Безусловно, существенного и вообще верного или ложного, кроме того правила, что нужно быть таким, каким приказывает быть расчет, - хорошим или дурными, мудрым или глупого, приличным или смешным, честными или порочным ... Когда я говорю: порочен, я прибегаю к вашему образу выражения; ведь если бы вы захотели объясниться, то, вероятно, оказалось бы, что вы называе пороком то, что я называе добродетелью, добродетелью-то, что я называе пороком ".
Содержание произведения составляла оживленная беседа, развернувшейся в одной из кофеен Пале-Рояля, между анонимным философом и безымянным племянником композитора Рамо. Философ выражался в соответствии с просветительских идей разума, благотворительности. Собеседник в ответ осыпал его парадоксами, циничными и развратными выражениями. Внешность Философа оставалась неизвестной читателю. Внешность племянника Рамо чрезвычайно изменчива. Философ видел собеседника не впервые, однако каждый раз разным - его вид зависел от благосклонности богатых покровителей. Эта изменчивость внешности позволили сосредоточить внимание на том, что больше всего интересует самого Дидро, - разорванности сознания его персонажа. Рассказы, сплетни, размышления племянника Рамо представляли собой смесь возвышенного и низкого, к тому же последнее в большинстве случаев преобладает.
Племяннику Рамо известны все возможные способы существования в среде знатных и богатых людей, которые условно можно разделить на следующие этапы: сначала лесть, затем пресмыкательство и, наконец, исполнение роли шута. Наверное, осознание этого и позволяет ему горячо ненавидеть сильных мира сего.
Главный герой чувствовал сущность общества, в котором жил. Беспомощность нравственной позиции Философа перед циничными разоблачениями племянника Рамо - это своего рода самокритика просветительского разума, осознание его сравнительно с противоречиями и сложностями жизни.
Один из основных жизненных выводов племянника Рамо заключался в следующем: "В природе все породы животных пожирают одна другую, в обществе истребляют друг друга все сословия".
Как и большинство произведений Дидро, "Племянник Рамо" выступал маленькой энциклопедией мыслей, чувств и настроений писателя, включает в сжатой, афористической форме острые и тревожные проблемы жизни.