• динамизм характера и действия, его он находил у Шекспира. В сборнике статей "Гамбургская драматургия" "Лессинг критиковал театр Корнеля и Вольтера за подражание готовых образцов, за типичность и шаблонность образов и навязчивый дидактизм, а главное - за статичность.
Движение, внутреннее беспокойство, постоянная готовность к самореализации отныне это важнейшие положения для немецкой эстетической и философской мысли;
• значительная роль воображения в художественном произведении, по мнению драматурга, "весомым с только уходе свободное поле для воображения. Чем больше мы вглядываемся в объект, тем больше наша мысль должна иметь возможности добавить от себя к увиденному, а чем напряженнее стиранных наше мнение. тем активнее наше воображение ". Поднося роль воображения в восприятии реальности, Лессинг характерным образом отрицал английский эмпиризм: "Нет ничего более обманчивого, чем общие законы наших чувств";
• считал эстетически полноценным только драматический характер, это не тот обобщенный характер, что проявляется в бытовой ситуации, когда все стороны личности сосуществуют в равнодушной гармонии, а тот характер, который выковывается в процессе жизненных соревнований, когда человек попадает в экстремальную, не предусмотренную ее официальным статусом ситуацию. Именно тогда определенные сущностные стороны личности "актуализируются", самовиявляються для преодоления внешней помехи. Происходит становление характера, время в неожиданном для него самого направлении;
• подчеркивая значение типового, понимал, что без живых индивидуальных черт поэтические характеры превращался в абстрактные олицетворения. Именно поэтому он критиковал героев Корнеля и других представителей классицизма, а также Д. Дидро за его тяготение в теории и художественной практике в "идеальных характеров";
• сформировал целостную концепцию драмы в борьбе против классицистической драматургии и теории драмы. Фальшивая, с точки зрения Лессинга, сама форма классицистической драматургии. И это проявлялось не только в симуляции единства времени и места, недосягаемого и ненужного, но и во всей структуре пьес - в построении действия и диалога, неестественным, манерно речи героев. Герои подобных произведений - не люди, а машины. Такими их сделали придворные обычаи и вкусы. Неприятие формы диктовалось неприятием содержания. Лессинг возражал идейные и моральные принципы классицизма - уничтожение лица во имя государственных интересов, отказ от радостей жизни и т.п.;
• идеал драматурга-характеры мужественные, сильные, живущих законами гармонии разума и чувства;
• утверждая главным принципом драмы реалистическое изображение действительности, Лессинг. как все просветители, выступал убежденным сторонником учения об общественной роли искусства:
• трагедии древнегреческих поэтов, а также Шекспира - это истинная вершина драмы. Они были верны природе, человеческой натуры, страсти их героев находили выражение в действии, по действию же. строго логичной и целесообразной, вытекает и их моральный урок.
Вывод. В Лессинга много взяли для своей эстетики Кант, в частности о роли воображения ранние романтики о роли внутреннего, духовной движения, "веймарские классики" - о духовной полноту существования человека как возвращение к природе, но на новом высшем уровне: и все вместе - о том . то человек масс реализовать свое высокое жизненное предназначение, которое заложено в самом человеке.