Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Выдающийся писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве, бесстрашный борец против политической и церковной реакции своего времени, Готхольд Эфраим Лессинг воплотил в себе лучшие черты той гуманистической немецкой культуры, на наследство которой опираются демократические силы немецкого народа.



Литературная деятельность Лессинга относится ко второй половине XVIII века. Германия в это время переживала трагедию глубокого политического и национального упадка. С опустошительной Тридцатилетней войны в середине XVII века страна вышла раздробленной более чем на 300 мелких государств, в которых власть была сосредоточена в руках князей и дворян. Германские княжества боролись между собой, ведя постоянные разрушительные войны, бремя которых ложился на народные массы. Эти войны однозначно повышению уровня могущества реакционно-милитаристской Пруссии.

Глубокая экономическая отсталость и политическая раздробленность делали фактическими хозяевами Германии иностранные "великие державы", прежде Англию и Францию.

В то время как Англия и Франция в период XVI-XVII веков создали собственную национальную литературу, литература немецкой знати и бюргерства была оторвана от народа, от национальных традиций. Лишь в романе Гриммельсгаузена "Приключения Симплициссимус" (1668) в высоко оцененных Лессингом эпиграммах поэта-сатирика лота (1604-1655) и в некоторых других достижениях того времени было правдиво отражены страдания, которые переживали в течение XVII века народные массы Германии.

Несмотря на все вышесказанное, в этой мрачной и затхлой атмосфере уже возникали прогрессивные демократические стремления. Ярким выражением этих стремлений была литературная деятельность Г. Э. Лессинга.

Готхольд Эфраим Лессинг родился 22 января 1729 в городке Каменц, что в Саксонии, в семье лютеранского пастора. Он был старшим из двенадцати детей.

Еще юношей почувствовал вражду к мертвой схоластической науки. Отправлен отцом в Лейпцигского университета для занятий богословием, молодой Лессинг вместо этого увлекается философией, филологией, театром. Довольно рано обнаружив, что чтение книг дает немного для знания жизни, семнадцатилетний Лессинг с присущей молодости жаждой наслаждений погрузился в мир этого удивительного города, который был в то время "маленьким Парижем".

Несмотря на удивление своих благочестивых родителей, он проводил свободное время в обществе лейищигських актеров, принадлежавших к труппе известной в то время немецкой актрисы XVIII века, последовательницы классицизма, Каролины Нейбера.

Страсть к театру породила у Лессинга желание стать "немецким Мольером". В 1748 году труппа Нейбера с успехом поставила юношескую комедию будущего известного драматурга "Молодой ученый", что высмеивала традиционный для Германии того времени тип ученого-педанта.


Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциге только при условии отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было разрешение перейти на медицинский факультет.

Вскоре после возвращения Лессинга в Лейпциг трупа Нейбера распалась, оставив его с подписанными им неоплаченными векселями. Выплатив долги по своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Лессинг, как и большинство просветителей, придавал большое значение театра, рассматривал его как самый из всех видов искусства. Задаваясь плачевным состоянием театрального дела в Германии, Лессинг не только глубоко изучал современные английский и французский театры, но и его истоки и традиции. Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр с плачевного состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за другим ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра.

В конце 1751 Лессинг поступил в Виттенбергского университет на медицинский факультет, где уже через год получил степень магистра.

Потом вернулся в Берлин и следующие три года упорно работал, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя, пытаясь заработать на жизнь пером.

В феодальной Германии времен Лессинга писатель из среды бюргерства мог рассчитывал и на сколько-нибудь обеспеченное положение лишь отказавшись от независимости и поступив на службу к одному из немецких или иностранных князей. Даже самые смелые "умы" Германии XVIII века должны были миришься с ним унизительным статусом.

Молодой Лессинг восстал против постоянного порядка. Вместо карьеры профессора одного в из немецких университетов, целиком зависели от произвола князей, или положения придворного поста пин предпочел полуголодном, но независимом существования профессиональной в литератора.

В Берлине драматург обращался преимущественно к написанию стихов, эпиграмм, басен, комедий. В своих критических статьях он обличал пресмыкательство немецких писателей перед властью и титулом, осуждал оторванную от жития "цеховую" ученость, невежество и педантизм.

В 1755 году создал драму в прозе - "Мисс Сара Сампсон" первой в немецкой литературе "мещанскую" драму. Созданная по образцу "Лондонского кунни" Дж. Лилло, эта сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, следуя более естественный английский театр, немцы смогут создать по-настоящему национальную драму. Эта пьеса оказала значительное влияние на развитие немецкой драматургии, хотя устарела уже через два десятка лет.

Несмотря на то. что Лессинг вскоре получил славу первого критика и журналиста Германии своего времени, поэтому постоянно приходилось бороться с пес отцами. Кроме того, имея неудержимое стремление к практической деятельности, к общению с людьми, он не мог удовлетвориться исключительно литературной деятельностью.


Невозможность создать в Германии пригодные для жизни условия заставила критика в 1755 году думать о поездке в Москву, где он мог рассчитывать на место профессора при открывшемся Московском университете. В 1759 году вышли в свет в Берлине басни Лессинга.

11 ноября 1760 писатель был избран членом - корреспондентом Берлинской Академии наук. Однако, эта весть не застала его в столице, В 1760 году во время Семилетней войны Лессини принял предложение губернатора Силезии, генерала Таусищина, стать его секретарем. Годы, проведенные Лессингом на службе у Бреелавли (1760 1765). были для него школой практической жизни и вместе с тем годами напряженной работы и теоретических рассуждений.

В течение этого времени Лессинг создал два произведения, имевшие большое значение для развития немецкой национальной литературы, трактат "Лаокоон, или ИИро границы живописи и поэзии" (опубликован 1765) и драму "Минна фон Барнхельм, или" Солдатское счастье ".

Однако, жизнь в столице деспотической Пруссии не удовлетворяло Лессинга. Ему был хорошо понятным милитаристский характер монархической власти Фрилриха II и по ней он не питал никаких иллюзий.

Стремление найти для себя общественную трибуну, с которой он мог бы обратить свой голос не только к узкому кругу образованного в бюргерства, но и к более широких слоев населения, заставило Лессинга в апреле 1767 переехать в Гамбург. Драматург пытался именно здесь воплотить свою мечту о национальный театр.

К этому времени в Германии были только бродячие театральные труппы и новый театр задумывался как первый стационарный национальный театр.

Итогом этого периода жизни Лессинга стал театральный журнал "Гамбургская драматургия" (1767 1769). Берясь за издание журнала, писатель ставил перед собой задачу ознакомить публику с пьесами текущего репертуара, имел целью их критический обзор и анализ игры. Однако, сохранить регулярность выпусков оказалось невозможным.

В полном виде "Гамбургская драматургия" увидела свет весной 1769 года. В ней Лессинг проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра в течение 52 вечеров (от 22 апреля до 28 июля 1767).

С горечью говорил Лессинг о крахе замысла создать национальный театр на последних страницах "Гамбургской драматургии": "Пришло в голову наивное желание основать для немцев национальный театр, а мы, немцы, еще не нация".

После краха гамбургского театра, который просуществовал менее двух лет, Лессинг вынужден был принять приглашение брауннивського герцога, который предложил ему должность библиотекаря в Вольфенбюттели (начиная с иракца 1770 и до конца жизни).

Пребывание в Брауншвейге было, пожалуй, самым трудным периодом в жизни Лессинга.

Лишь на короткое время ему удалось вырваться в Италию (1775), он посетил Рим, Флоренцию, Милан, а на обратном пути посетил Вену. Здесь в 1776 году женился на Свою Кепиг, с которой был помолвлен еще с 1771 года. Семейное счастье Лессинга было непродолжительным. Через год Сил умерла, унеся с собой в могилу единственного сына.

Медленно угасало жития драма туре а Готхольд Эфраим Лессинг умер 15 февраля 1781 году в Брауншвейге.

Высший смысл своей жизни Лессинг видел в обновлении немецкого национального театра, главное назначение которого, как в древнегреческую древности, должно заключаться в формировании совершенного человека и гражданина. Театр имел пробуждать все духовные силы человека, заложенные в ней самой природой. Высшей морали отвечала сознательная установка человека на самореализацию (реализацию своей родовой сущности), а не страх нарушить запрет или желание заслужить вознаграждение. Средством такого воспитания маг стать театр.

Следствием углубленных исследований в области теории и истории искусства стал трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии", центральным вопросом которого стало выяснение границ между живописью и поэзией, их специфики и своеобразия художественного языка.

В указанной теоретической работе Лессинг делит все виды искусства на пространственные (к ним относятся живопись, поскольку изображает предметы, находящиеся рядом) и временные (поэзия изображает события в движении, то есть в их временной последовательности). Подобный подход ориентировал художников слова не на описательность, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей.

В трактате находим воплощение идеи борьбы за новые пути развития как самой Германии, так и ее искусства. Этим обусловлена полемика Лессинга на страницах произведения с "концепцией прекрасного" И. Винкелимана, который считал наличие "эффекта спокойствия" важнейшим признаком красоты и соответственно своей теорию искусства призвал людей к смирению и покорности. Лессинг же придерживался просветительской концепции человека в искусстве - драматург, наоборот, выступал сторонником решительных действий граждан как в реальной жизни, так и в произведениях искусства: "Герои на сцене должны проявлять свои чувства, выражать открыто свои страдания и не препятствовать проявления природных наклонностей".



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии