В течение последнего года штюрмерського периода одним из любимых жанровых форм Гете стали прозаические пьесы. Остановимся на одной из них - трагедии "Эгмонт". Писатель работал над ней в течение 1775 года.
Дописана она была в 1787 году, во время путешествия поэта Италией, причем и написанные ранее части были подвергнуты переработке.
Сам Гете замысел "Эгмонта" связывал с "Гетц фон Берлихинген с железной рукой": "После того, как я по-своему отразил в" Гетц фон Берлихинген с железной рукой "символ виначнои исторической эпохи, я начал искать подобный поворотный пункт в истории других государств. Мое внимание привлекло восстания в Нидерландах ".
В трагедии перед нами предстает Брюссель середины XVI в., Когда на территории Нидерландов начинался национально-освободительное движение против испанского владычества, совпавший с демократической революцией. В соответствии с исторической действительностью Гете показывает, что основной движущей силой этого движения выступали народные массы.
Народ возмущен жестокостью инквизиции; распространились религиозные беспорядки, потому что люди склонялись к новой, протестантской веры; испанские законы, по которым здесь правит регентша, вызвали недовольство горожан.
На фоне этих волнений народ воспринимал графа Эгмонта как опору и гарантию спокойствия. Эгмонт прославился на войне своими подвигами, и все знали его мужество, он спасал горожан от суда инквизиции, наконец, его открытый и жизнерадостный характер, свободный образ жизни импонировал всем. К тому же граф был влюблен в простую девушку Клерхен.
Однако, его положение в определенной степени двусмысленное. От предан королю Филиппу и слепо верил ему. Граф - скорее покровитель народа, чем его предводитель. Так, когда народ был готов дать отпор армии Альбы, Эгмонт успокоил людей и удержал их от бунта.
Герою показалось, что он ни от кого не зависит: лояльный к королю и чувствует себя свободным от диктата толпы, не таясь посещал Клерхен, гордился своим нидерландским патриотизмом, а когда Альба, прибыв с армией, пригласил его во дворец, он явился туда без страха и сомнений.
Этот любимец народа и патриот казался герцогу Альбе особо опасным, и он именем короля арестовал его. Тут выяснилось, что народ боялся выступить в защиту своего кумира; только Клерхен пыталась ему помочь. Альба готовил публичную казнь Эгмонта, потому что мог не бояться волнений. Хотя Эгмонт еще верил в поддержку народа, судьба приготовила ему страшное испытание - встретить смерть в полном одиночестве. Клерхен от горя и бессилия выпила яд. В своем последнем сне Эгмонт увидел девушку в символическом образе Свободы. Его повели на казнь, трагедия завершились, как указано в ремарке, барабанным боем и "победной симфонией".
В один год с "Эгмонт" (1787) Гете закончил драму "Ифигения в Тавриде" (премьера 1800 в Вене), которая вместе с последующим произведением-"Торквато Тассо" - принадлежала к качественно новой эстетической и стилевой системы в творчестве поэта , получившая в науке название "веймарской классики". В обоих указанных произведениях Гете ориентировался на "катарсис" Аристотеля, он понимал не просто как "очищение" через страх и сливстраждання, а как "гармонизацию" души (гармоничную согласованность с реальностью) путем освобождения Те от страха.
В драме Гете возрождал некоторые композиционные элементы древнегреческой трагедии. Драматург сохранил в произведении все сюжетные особенности аутентичного древнегреческого мифа. После того как Агамемнон принес в жертву богам свою дочь Ифигению, она не погибла на жертвеннике, потому Артемида перенесла ее в Тавриду (Крым), где девушка стала жрицей в храме богини. Много лет здесь, возле храма, она случайно встретила своего брата Ореста. По словам Аполлона, то очистится от скверны убийства, если привезет в Грецию из храма Артем иди сестру. В греческом мифе этот приказ понимал буквально: Орест должен привезти священное изображение Артемиды, то есть сестры Аполлона. Между тем, по обычаю, царивший в
Тавриде, всех чужеземцев приносили в жертву Артемиде. Такая же судьба ждала и на Ореста. Когда брат и сестра узнали друг друга, Ифигения хотела помочь ему похитить священное изображение и отправиться домой. Царь Тавриды Фоант разгадал их замысел. И здесь открылся чудесный, истинный смысл слов бога: Орест должен привезти домой совсем не изображение Артемиды, а свою собственную сестру Ифигению. На этом драма закончилась.
Гете последовал одно из правил древнегреческой трагедии: события должны не столько происходить на сцене, сколько раскрываться в рассказах персонажей.
Автор ставил своей целью создать определенное драматическое напряжение и затем снять его.
"Ифигения" построена как драма опознавания, в которой поэт мастерски разворачивает течение пяти актов нарастание психологического напряжения и его радостное "снятия" конце.
Драма "Торквато Тассо" была задумана поэтом на пятом году пребывания в Веймаре, одновременно с "Эгмонт", и закончена сразу после возвращения из Италии - в 1789 году, вместе с циклом чувственных "Римских элегий". Премьера пьесы состоялась 1807 года в Веймаре. Поэт отразил в ней проблему внутренней независимости индивида и возможности достижения ее в условиях реальной действительности.