Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Какой была Греция в VIII в. до н.э.? Чем занималась подавляющее большинство греков? Островитяне рыбачили. Горцы пасли скот на пастбище. На склонах гор где-где зеленели виноградники. В уютных прибрежных гротах созревало душистое вино ...

 

 

Казалось, так было всегда и больше ничего на свете. Что там, за морем, за перевалом? В снежной шапке - гора Олимп. Среди облаков вечно пируют вечно счастливы боги, и смертным, правду говоря, живется не намного хуже. Человек, чтит богов и не оказывает обиды себе подобным, будет счастливой. Ибо, как напишет чуть позже, на рубеже VIII-VII вв. до н.э., поэт Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни»:

 

Рыбы, и звери, и птицы крылатые пусть беспрепятственно Уничтожают себя и поедают - ибо нет правды между ними. А мужу правду Зевс дал, ценное благо. Кто, осознав правду, ее публично чтит, Счастье дает тому Зевс, далеко простирается глазами.

 

(Перевод В. Свидзинского)

 

На начало архаической эпохи еще не существовало не только школ, где бы юношество обучалось грамоте и читал бы книги по истории своего народа, но и таких книг и самой грамоты. Почему же учились? Ребята от родителей - рыбачить или выпасать скот. Девушки от матерей - хлопотать по хозяйству.

 

Иногда в село или городок в сопровождении мальчика-поводыря заходил слепой певец с лирой в руках. Таких людей называли аэдами (от греч. Оде - песня).

 

Слепому безразлично тех приятных мелочей прекрасного земной жизни, которыми тешатся зрячие. Ничто не отвлекает его от того, чего никогда не видели и не увидят зрячие. От истины. Научить истины грядущие поколения - вот с какой целью слепой держит в памяти огромное количество «священных» стихов. Человеческая память - «материал», долговечнее от лучших сортов папирусов, обработанных специальным раствором, его изобрели жрецы.

 

Как ты, наверное, помнишь, устное народное творчество называется специальным термином «фольклор» (от англ. Folк Иоrе-народная мудрость, народные знания).

 

Характерными признаками фольклора являются:

 

1. Коллективность процесса;

 

2. Массовость бытования;

 

3. Анонимность;

 

4. Импровизационность в исполнении;

 

5. Многовариантность.

 

Темой фольклорного произведения может стать все, что угодно. Однако всей фольклорной тематике присуща мифологичность.

 

В песнях аедив рассказывалось о прошлых славных временах, когда греческие цари жили в роскошных дворцах и ездили на боевых колесницах, греческом - Ахейском - армии повиновались города, а боги и богини запросто спускались с Олимпа на землю и тоже вступали в бой. Словом, аэды напоминали простому греку - рыбалке, пахарю, погонщику скота, - что он живет не только в повседневности, но и в мировой истории. Что «так, как сейчас», не было всегда и не будет всегда. Что, кроме родного острова, города, села, еще кое-что есть в мире.

 

Собственно, это и была главная мудрость долгих песен аедив. их рассказы рожали в душах людей три коротких, но важных вопроса: «Кто мы? Откуда мы? Куда идем? "

 

В своих песнях слепые певцы не только задавали эти вопросы, но и вполне убедительно для слушателей отвечали на них, выбирая темы с тех времен, когда все греки объединялись в единое войско против общего врага. Таким образом аэды поддерживали чувство общегреческого патриотизма (панэллинизма от греч. Господин - все и эллин - грек).

 

В VIII в. до н.э. искусство аедив приобрело особую популярность. Греческие города, расположенные на побережье Эгейского моря и на его многочисленных островах, начали разрастаться. Городская публика стала еще охотнее к искусству певцов, но одновременно и более требовательной. Постепенно аэды стали обычными специалистами, ремесленниками, или греческой - «демиургам» (буквально - «служителями народа»). К демиургов принадлежали также гончары, кузнецы и другие ремесленники, которые так же, как аэды, в поисках заработка путешествовали от города к городу, от села к селу.

 

Впоследствии появляется новая разновидность демиургов - рапсоды. Греческое слово «рапсод» состоит из двух корней («вдруг»-сшивать и «оде» - песня) и буквально означает: тот, кто сшивает песню. Рапсод был настоящим специалистом-демиургом. Собирая все, что пели аэды, и сравнивая перепевы о различных богов и героев, он пытался установить истину о них во всей полноте. Фактически именно рапсодом архаической эпохи мы обязаны знанием древнегреческой мифологии.

 

Песня, «сшитая» рапсодом из сохранившихся в памяти многочисленных аедив «лоскутков», выходила очень длинной. Когда в какой-то греческого города приходил рапсод, горожане, бросив все свои дела, собирались на рыночной площади - агоре. И «концерт» небом продолжался обычно от рассвета до заката. А на следующий день люди снова сходились на агоре, ожидая продолжения «сшитой» рапсодом песни. Иногда это продолжалось больше недели.

 

Популярность рапсодов достигла за пределы архаической эпохи. Еще у Платона, ведущего философа классической эпохи, мы находим произведение «Ио», из которого мы узнаем, что однажды в Афины зашел известный рапсод Ио, и слушать его собрались двадцать тысяч горожан. ИИлатон рассказывает о споре Ио и своего учителя Сократа, возмущенного тем, что его современники могли серьезно верить в «глупости» и «сказки», о которых пел рапсод так же, как пели его предшественники триста лет назад ... Однако же верили.

 

Песни рапсодов греки называли эпопеями (от греч. Эпос-рассказ и поиео - творю), т.е. эпическими произведениями, эпическими песнями.

 

Всю художественную литературу можно разделить на три основных литературных рода - эпос, лирику, драму. Данный раздел возник в Древней Греции, однако несколько отличался от современного. Например, слово «песня» мы связываем с лирикой, ведь привыкли, что «в песне душа льется», а не обсуждаются какие-то государственные дела. Между древние греки одинаково любили петь (и слушать) песни и о любви, и о государственных делах.

 

Эпос - литературный род, в произведениях которого содержание раскрывается в форме авторского рассказа о событиях окружающего мира, которые уже произошли.

 

Эпопея или героический эпос - один из жанров эпоса. Эпопеей (героическим эпосом) мы называем художественное произведение, в котором широко и разносторонне воспроизведены важные исторические события, нарушены и глубоко раскрыты проблемы общенародного значения.

 

Однако в связи с эпическими песнями древних греков возникает целый ряд вопросов. Кем воспроизведены события? Кто нарушает и решает проблемы? Народ, его коллективные верования собрали, сохранили и потом опять ему напомнили аэды? Аэды, в которых рапсод позаимствовал готовы «клочки» будущей эпопеи? А, может, сам рапсод, который лишь воспользовался теми «клочками» как материалом, поводом для выражения собственного мнения, собственного взгляда на жизнь? В последнем случае мы должны были бы первый в Европе образец индивидуального творчества - то есть высказанных в форме художественного произведения собственных взглядов, собственных прозрений конкретного человека, на которую можно возлагать и всю ответственность за высказанное.

 

Именно к этому стремились греки конце архаической эпохи.

 

В их душах вместо эпического спокойствия, который должен быть главным следствием слушания эпопеи, в основном царило смятение. Происходил парадоксальный процесс: чем больше греки слушали свои любимые эпические песни, тем больше они ими наслаждались, тем больше их любили и тем меньше верили в те же мифы, ради которых, собственно, и пели свои песни древние поэты.

 

Итак, старые мифы потеряли свое значение, а их роль постепенно перебирала сама эпопея. Поэтому эпопея потребовала автора - люди теперь не верили коллектива («так повелось с давних времен», «так говорили наши предки», «так пели когда-то аэды»), верить можно только индивиду, которого любили и уважали.

 

Конце архаической эпохи народ (греч. - «демос») иногда попытался коллективную форму правления, которую с тех пор называли демократией (т.е. властью народа). Это был важный исторический эксперимент с большим будущим и определенными достижениями, особенно в городе Афины. Однако хаос воцарился в городе, в дальнейшем стал очевиден всем (достижения были заметны только афинянин-ским интеллектуалам). Народ добровольно отказался от власти, осудив демократию как форму правления, и начал передавать неограниченные властные полномочия отдельным лицам, которые назывались тиранами. Это были люди, ответственные перед жителями города. Они заботились о простой люд и пытались бороться с хаосом в городах и, не в последнюю очередь, в головах.

 

С античных источников до нас дошла рассказ о том, как в

 

VI в. до н.э. афинский тиран Писистрат обеспокоился тем, что афиняне не имеют определенной веры в богов. По мнению тирана, причиной такой ситуации было то, что рапсоды, соревнуясь между собой за внимание и деньги горожан, пытались по-разному как интересно рассказать мифические истории о богах и героях. Каждый придумывал детали и подробности и, наконец, простые люди уже не могли узнать, «а как было на самом деле» (а для мифа ощущение, что так было на самом деле, - самое главное).

 

Между тем в народе распространялось поверье о том, что первым рапсодом был слепой старец по имени Гомер. Что якобы жил тот Гомер или не в то самое время, о котором пел, то есть тогда, когда славные предки греков - ахейцы - ходили завоевывать город Трою, или Илион. Следовательно Писистрат пригласил в Афины всех самых знаменитых тогдашних рапсодов для выполнения эпических песен о завоевании Илиона (или, что то же самое, историю Троянской войны), а также о возвращении с Троянской войны Одиссея, царя Итаки. Тиран настаивал на том, чтобы песни воспроизводились без приложений «от себя», в том виде, «как они пришли от самого Гомера», и сразу же были записаны. С этой целью он приказал, чтобы рапсодов сопровождали писцы.

 

И в наше время некоторые филологи (в том числе автор данного учебника) верят, что именно так появились письменные тексты авторства Гомера. Первый из них назвали «Илиада» (от названия города Илион и слова «оде» - песня, есть песня о Илион), второй - «Одиссея». «Написали» их (а точнее - записали) афинские писцы по рапсодами со всей Греции, и произошло это примерно в середине VI в. до н.э.

 

«Илиада» состоит из двадцати чотирох отдельных песен и насчитывает 15693 стихи (строки). Ее тема взята из цикла мифов о Троянской войне.

 

Считалось, что осада Трои ахейцами продолжалась более девяти лет (такие длительные осады типичные для древних войн). В «Илиаде» рассказывается лишь о нескольких ее эпизодов (действие эпопеи охватывает пятьдесят дней на ее десятом году). Однако, несмотря на это (как заметил еще основатель литературоведения-философ IV в. До н.э. Аристотель), Гомера поэма создает у читателя полную картину Троянской войны: во-первых, благодаря характерности основных сюжетных эпизодов, во-вторых, благодаря наличию вставных эпизодов.

 

Поэма прославляет могущество греков и показывает значение их совместных усилий для победы. Она поднимает проблемы справедливости, ответственности, вообще нравственности в мире богов и людей, на войне и в мирной жизни. Как и положено «священном» текста, повествующего и сохраняет мифы, «Илиада» содержит оскорбления и характеры, что в течение следующего тысячелетия служили образцом для воспитания героев.

 

Так, например, об Александре Македонском древнегреческий историк Плутарх рассказывает, что этот завоеватель всего известного грекам мира каждую ночь, ложась спать, клал под подушку две вещи: кинжал и свиток с отрывком из «Илиады».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии