Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

«Синяя птица» - одна из крупнейших по объему пьес Метерлинка - шесть действий и двенадцать картин. Автор тщательно, со многими подробностями излагает не только то, какими должны быть декорации каждой картины, но и как следует

причудливо одеть многочисленных персонажей, которых в этой романтической сказке более семидесяти. При этом некоторые из них довольно необычные, как, например, Насморк, Дух Бука, жирную Блаженство или Король Девяти Планет. Большие Радости драматург советует одеть в «яркую одежду тонких и нежных оттенков: розы помавают на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.». А вот многочисленных животных он видит в стилизованном крестьянской одежде. Яркие и прозрачные краски сценических костюмов существенные для этого произведения, поскольку они являются элементом его общей радостной, полной светлых надежд атмосферы. Даже такой персонаж пьесы, как Ночь, отмечается не мрачностью, а загадочной красотой. На ней должны быть «широкая, черная, с огненно-золотистым оттенком риза усыпана звездами таинственно сверкают. Вуаль, темно-красные маки и т. д. ». Когда 1907 Московский Художественный театр начинал репетиции «Синей птицы», режиссер, которым был руководитель театра Константин Станис-Лавский, обращаясь к труппе, говорил, что для этой пьесы нужны новые сценические средства, чтобы лучше воспроизвести сновидения, мечты, предчувствие , свойственные драматургии Метерлинка, что это невозможно передать традиционными театральными приемами. Спектакль должен быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, и в то же время - грандиозной, потому что она должна воплощать мечту великого поэта. Она призвана захватывать детей и пробуждать серьезные размышления у взрослых.

 

Сам сюжет несложен. Дочь и сын Дровосека в рождественскую ночь засыпают в своих кроватях и видят друг прекрасный сон. К ним появляется маленькая старая женщина в зеленом платье и красном колпачке, одноглазая и хромая, которой и следует быть колдунье. Это Фея Берилюна, которая посылает детей на поиски Синей птицы. Он нужен ей для очень больной внучки. Сама Фея не может покинуть своего горшка с супом, сваренным в печи. Вот почему она отправляет на поиск детей, давая им волшебную зеленую шапочку с бриллиантом, который чудесным возвращает людям способность видеть сущность вещей, души, все, что их окружает, наделяет их тем «ясновидением», той проницательностью, что по внешности, по оболочкой постигает настоящее, самое главное. Это была мечта и задача поэтов-символистов современников Метерлинка. Если бриллиант вернуть в ту или иную сторону, то можно заглянуть в прошлое или будущее. Мальчик возвращает бриллиант - и бедная комната Дровосека превращается в феерически красивый зал, а из всего выпрыгивают их своеобразно одеты души. Некоторые из них будут сопровождать Тильтиля и его сестренку Митиль в их странствиях за Синей птицей. Все дальнейшие действия и картины пьесы - вехи на пути поиска загадочного птицы. Ни в Стране Воспоминаний, где дети встречают своих умерших деда и бабушку, ни в Царстве Ночи, где за закрытыми дверями скрываются призраки, болезни, войны, ужасы, духи тьмы, а также ароматы, потухшие звезды, светлячки и соловьиный пение, птицы нет. И в лесу среди Духов Деревянные его не найти. Не прячется птица ни на печальном кладбище, где распахнутых могил поднимаются НЕ мертвецы, а удивительные цветы, потому что «мертвых нет"; ни в Садах Блаженств, где судьба собрала все радости плоти и духа, которые, однако, еще не доступны людям; ни в Царстве Будущего, в котором еще не рождены дети готовятся до своего появления на свет. Наконец через год скитаний дети в сопровождении своей доброй помощницы и спасительницы Души Света возвращаются к калитке родного дома. В последней, двенадцатой картине пьесы Тильтиль и Митиль просыпаются в залитой солнцем комнате в своих кроватках. Они не сразу могут поверить, что все блуждания в прекрасных и страшных мирах им только приснились. Однако к ним пришла старая соседка, похожая на Фею Берилюну. Ее больная внучка очень хотела бы получить на Рождество в подарок птичку Тильтиля. Вдруг мальчик замечает, что его горлица стала почти совсем синей: «Да ведь это и есть то Синяя птица, которого мы искали! .. Мы за ним ходили в такую даль, а он, оказывается, здесь! .. »Он снимает клетку с птичкой и дарит ее соседке госпожа Барленго (это и есть Берилюна) для несильной внучки. Однако это не финал пьесы. Было бы слишком просто и банально толковать символ Синей птицы лишь как скромное счастье семейного очага. И автор не довольствуется такой символикой. Подаренный горлица принесла радость больной девочке только на мгновение, потому вырывается из рук и вылетает. Счастье нельзя задержать, присвоить, приручить. Оно всегда впереди, всегда в мечтах и надеждах, за ним нужно идти всю жизнь, ища его во всех всюду - прекрасное, светлое, неуловимое. Таким представляется главный символ драматической сказки Метерлинка. Синяя птица, как и Синий цветок романтиков, не дается в руки, он только манит нас всю жизнь, определяет наши ожидания и действия.

 

Простой сюжет пьесы типичный для фольклорной, а достаточно очень для литературной сказки. Это - опасная путешествие смелого и благородного героя, который должен преодолеть ради счастья, любви, богатства различные препятствия, победить чудовище и стихии, вернуться домой победителем. Мальчик Тильтиль вполне соответствует своим человеческим качествам образа фольклорного положительного героя. Он - мужественный, добрый, благородный, искренний и благодарный, воплощает высокие качества человека, хотя и есть еще маленьким мальчиком. А Митиль - настоящая маленькая женщина и во всем хорошем, и в своих слабостях. Детей, как это не раз бывает в сказке, сопровождают животные - Пес и Кошка, также являются носителями черт, присущих таким сказочным животным, - отважный, благородный пес надежда хозяина, и льстивая, коварная, хитрющая Кошечка, которой никак не может раскусить наивная Митиль. Другие спутники брата и сестры Хлеб, Огонь, Вода, Молоко, Сахар - существа сказочные и знаковые, представляющие различные человеческие нравы, разные темпераменты и типы поведения. Огонь - конечно щ, горячий, подвижный, легко вспыхивает гневом, у воды - глаза всегда на мокром месте; Сахар - рафинированное изящный и сладкий; Хлеб - добродушный толстяк. Однако все эти персонажи психологически сложные, чем фольклорные.

 

Другие герои, появляются только в отдельных картинах, имеют зачастую значительное символическое и философскую нагрузку, как, например, Сон, Смерть, Духи Деревьев, Животные, различные Блаженства, Время, Голубой Дети т.п.. Они воплощают различные аспекты, различные временные плоскости, разные ценности человеческой жизни, человеческой памяти и представления о будущем и т.д.. Удивительно красивые, поэтические, таинственные картины пьесы имеют символическое значение, внушают определенное эмоциональное состояние. Автор все время комментирует, каким должен быть освещение той или иной картины, создает настоящую световую партитуру пьесы-сказки. Освещение тоже чаще связано с настроением персонажей и зрителей и общим оптимистичным звучанием целого.

 

В своем труде «Сокровища смиренных» Метерлинк утверждал, что победа добра - это дело недалекого будущего, она уже состоялась, моральные сокровища скрываются не где-то, а в нашей собственной душе, их надо только осветить, чтобы они заиграли тысячами цветных огней, как самоцветы . По-другому эту же мысль он выразил в «Синей птице». Счастье - многогранное, оно во всем, что нас окружает: природе, семье, домашнем уюте, ежедневной работе, дружеском общении, поддержке других и щедрой отдачи своего тепла людям.

 

Нельзя не согласиться со словами переводчика и критика Н. Минского: «Синяя птица» останется надолго, возможно, навсегда, лучше феерией, что глубиной замысла поднимает детей к пониманию сложных истин и яркостью формы дает возможность взрослым сбросить с себя груз лет и посмотреть на мир детскими глазами ».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии