Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

1835 был временем расцвета и кульминации творчества Гоголя. В этом году вышел не только «Миргород», но и «Арабески» - книга, в которой, кроме статей, в которых писатель выражал свои взгляды на историю и географию, на

архитектуру и фольклор, вошли три его петербургские повести: «Невский проспект» , «Портрет» и «Записки сумасшедшего». В том же году Гоголь начал работу над «еще одной повести» (как ему казалось) - «Мертвыми душами», а также написал комедию «Ревизор». И, наконец, 1836 г. Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал написанную 1835 повесть Гоголя «Нос», с таким примечанием:

 

«М.В. Гоголь долго не соглашался печатать эту шутку, и мы нашли в нем так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикой удовольствием, что предоставил нам его рукопись ».

 

Пушкин и в дальнейшем ждал от Гоголя «много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального» ... Не случайно среди многочисленных сюжетов, их 1835 обрабатывал Гоголь, было по крайней мере два таких, которые предложил сам Пушкин, надеясь на то, что в обработке младшего писателя они будут «веселее», чем в его собственной.

 

Первый сюжет: легкомысленный молодой, мелкий петербургский служащий, уезжая в отпуск к родителям, по дороге проигрался в карты. Не имея денег, чтобы рассчитаться в гостинице, он выдает себя за ревизора из Петербурга, и все начальство уездного городка, в котором и происходит действие, поверив, дает ему взятки. С этого сюжета Гоголь за несколько месяцев создал блестящую комедию «Ревизор», премьера которой состоялась 19 апреля 1836 Написанная в лучших традициях Мольера, она стоит внимательного прочтения и отдельного разговора, потому что действительно является бессмертной, как бессмертны государство, чиновники и ревизоры .

 

Второй сюжет: мелкий служащий захотел разбогатеть. Между тем имперское правительство, чтобы поощрить помещиков в организации обработки необитаемых черноземных степей Херсонщины, бесплатно оказывал им тамошние земли при условии вывоза ими большого количества собственных крепостных. Пушкин, которому всегда не хватало денег, но никогда - воображения, среди других фантастических проектов обогащения рассматривал и такой: скупить за бесценок в разных помещиков «мертвые души» - то есть фактически умерших, но по документам еще живых крепостных. Дальше - дело техники: в «мертвые души» получаются реальные земли, а затем под залог этих земель берется большая сумма денег в банке. Конечно, сам Пушкин по моральным соображениям не мог воспользоваться таким планом, а вот представить себе своего современника, человека без морали, охотно воспользовалась бы из него, было ему трудно.

 

Как выяснилось, не надо было быть гением, как Пушкин, чтобы придумать такую авантюру. Среди операций по получению земель под вывоз крестьян и денег под залог земель действительно оказалось несколько таких, которые проводились с использованием • мертвых душ ».

 

7 октября 1835 Гоголь в письме к Пушкину сообщает, что начал писать «Мертвые души». В предыдущей беседе речь шла о небольшой повесть. Теперь Гоголь пишет, что «сюжет растянулся на длинный роман» и он остановился на третьей главе.

 

20 октября Пушкин вернулся в Петербург из Михайловского, а за несколько дней спустя Гоголь прочитал ему первые главы «длинного романа». Пушкин был удивлен почти так же, как два года назад Гоголь был удивлен «Медным всадником». Ведь от Гоголя Пушкин ожидал чего-то «веселого». Прослушав новое произведение, он воскликнул: «Боже, какая же грустна наша Русь!»

 

Однако произведение был не очень похож на роман. Ведь образцом романа Гоголь, как и большинство его соотечественников, считал «Евгения Онегина». Мелкий авантюрист-служащий, который хочет разбогатеть, на роль главного героя такого романа не годился. Даже само его фамилия - Чичиков - наводило на мысль о чем-то мелкое и пронырливый, как воробей.

 

Сам Пушкин также попытался изобразить такого героя современности, за единого бога имел деньги, во второй петербургской повести «Пиковая дама», написанной, правда, одновременно с первой - «Медным всадником» (в Болдине осенью 1833).

 

Даже при беглом сравнении двух рядовых жителей Петербурга - Германна из «Пиковой дамы» и Евгения с «Медного всадника» - можно увидеть их непохожесть. Как бы ни пытался Евгений забыть свои корни, свою национальную историю, все это скажется. Евгений мечтает о деньгах, но лишь постольку, поскольку они являются условием его семейного счастья с параши. Что касается Германна, то для него, наоборот, обещанное Лиге любовь и семейное счастье является лишь частью плана завладение тайной «пиковой дамы», что открывает способ фантастического обогащения ...

 

Германн - немец. Он всем непонятный, всем чужой-настоящий герой немецкого романтизма. Впрочем, все оказывается слишком простым: его «тайна» - мечта об обогащении, и эта мечта, наконец, превращает его в сумасшедшего. Так что, «русской душе» Запад с его проблемами не понятен не из-за «высоту» этих проблем, а из-за их низость? ..

 

Теория национальной души - ЦС четвертый вывод Гоголя с его литературного образования. Вынесенный по изучению немецкого романтизма, этот вывод теперь вроде подтвердился в той гипотезе, вокруг которой Пушкин построил свою «Пиковую даму» - произведение, полемически направлен именно против немецкого романтизма.

 

В первой же своей петербургской повести - «Невском проспекте» - Гоголь по сути тщательно изучает пушкинскую гипотезу. Он изображает две русские души - низменную (поручик Пирогов) и высокую (художник Пискарев), а вместе с тем и две немецкие-жестянщика и сапожника с романтическими фамилиями Шиллер и Гофман.

 

Пискарев - «настоящий» романтик, похожий на пушкинско-го поэта Ленского. Он мечтает о «неземные» идеалы и тщетно ищет их земного воплощения. Пирогов - человек, который вовсе не идеалов. Однако мотив денег не присутствует ни в первом, ни во втором образах. Это в «Невском проспекте» - вполне «немецкий» мотив, снижен до пародии. Так, Шиллер просит Гофмана отрезать ему нос, поскольку имеет «дорогу» привычку-нюхать табак, а без носа сможет немного на этом сэкономить.

 

Впоследствии мотив отрезанного носа вырастет в отдельную повесть «Нос». Однако и в ней, и в других петербургских повестях Гоголя («Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель») российские персонажи доводят себя до безумия или из-за непомерных художественные (Пискарев в «Невском проспекте» и художник в «Портрете») и служебные (все остальные) амбиции, или просто из-за одиночества, отчаяние, надругательство общества над единственной мечтой (о новой шинели), как «маленький человек» Акакий Акакиевич Баш-мачкин, персонаж «Шинели». Такие они, русские типы Гоголя. Однако «русского Германна» среди них нет.

 

Итак, Чичиков был в этом смысле исключением. Пушкин недаром советовал Гоголю сюжет об афере с «мертвыми душами», а Гоголь недаром настолько увлекся этим сюжетом, вместо небольшой повести начал «длинный роман». Оба они имели гениальную интуицию и оба чувствовали: свой, российский, доморощенный Германн не может не прийти. Он уже пришел, ведь поступала эра капитализма - «денежной цивилизации». И, значит, люди, которые за деньги были готовы на все, в дальнейшем, как это ни больно признавать, не только иметь славянское лицо, но и определять лицо самой империи.

 

Чичиковы - дети Башмачкин, дети «маленьких людей». Эти «маленькие люди» неплохо изучили русскую жизнь и на собственном негативном опыте могут научить детей, как, делая «маленьких», на самом деле ими не быть, то есть достичь успеха. Отдавая малого Павлушу Чичикова в школу, отец дает ему последние наставления:

 

«- Смотри, Павлуша, учись, не дури и не бездельничает, а больше угождай учителям и начальникам. Когда будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не успеет, и защиты рог не дал, все же продвинешься и всех опередит. С товарищи не водись, они тебя добру не научат: а когда пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае должны были стать тебе пригодится ... »1

 

Попробуем проследить логику характера Павла Ивановича Чичикова.

 

1. Выполнил Павлуша установки отца? Наведи примеры.

 

2. Как развивалась карьера Чичикова? Какие уголовные и аморальные поступки были на его пути к афере с мертвыми душами?

 

3. Знал Чичиков моральные сомнения и колебания? Если да, то какие? Если нет, то почему?

 

«Совесть» - это слово, которое попало в украинского и русского языков («совесть») непосредственно по переводу греческого текста Нового Завета. Отсюда же (через посредство латыни) оно пришло и в современных английского и французского языков (одинаковое написание - «сопзсиепсе»). Буквально это слово означает: общее знание христианской общины, основанное на Библии. Таким образом, предпосылкой существования совести в обществе вера в общие моральные ценности. Там, где такой веры нет, совестью называют внешние приличия, нормы поведения. Люди с мертвой совестью соблюдают автоматически по инерции. А люди, откровенно настроены на добро, ловко пользуются с того, что в мире «мертвых душ» их никто не узнает.

 

Это больше всего беспокоит Гоголя и именно это означает название его произведения. Неудивительно, что первое издание первого тома вышло 1842 под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Гоголя ». Такое цензурный «уточнения» уничтожало символизм названия и сводило ее с названием аферы Чичикова. Мертвые души как символ российского общества очень напугали цензуру.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии