Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

До христианства, в период язычества, в древней Руси душевнобольных лечили колдуны, волхвы и ведуны, которых называли "лечци" (врачи). Они пользовались травами, цветками и корнями в сочетании с заговорами и гаданием.

 

 

После принятия в Киевской Руси христианства (988) душевнобольными начала заниматься православная церковь. Самобытные формы первичной православной благотворительности было узаконено князем Владимиром (966) в грамоте для церковной иерархии. В ней обязывали церковь заступаться и заботиться о нищих, паломников, нищих, значительную часть которых составляли психически больные. Было предусмотрено строительство при церквах гостиниц и приютов. Для материального обеспечения их князь Владимир ввел налог - десятину в пользу церкви.

 

С середины XI в. начал формироваться период монастырской психиатрии, который продолжался до XVIII в.

 

В Киевском княжестве преподобный Феодосий Печерс-кий, а в Переяславском - Святой Ефрем Переяславский подняли на высокую ступень благотворительность и практику создания благотворительных учреждений "на всию Русь". "Причинно" не заключали в приютах и больницах, а предоставляли им права свободного выбора. Они могли лечиться, как сейчас говорят, амбулаторно. В монастырях ими занимались врачи и целители, а также знахари и монахи. их главные средства - целебное зелье и молитвы. Среди монахов-целителей Киево-Печерского монастыря известным был Григорий Чудотворец, который "исцелял бисних и имел дар внушать то, что он хочет, против воли тех, кому он делал внушения". Исцелением от душевных болезней занимался и монах Лаврентий.

 

Отношение славян к душевнобольным и пьяниц выразил Феодосий Печерский: "Бесньий же сражает неволей и добудет себе вечньие жизни, а пьяньий волей стража добудет себе вечньие муки". Законодательные меры против пьянства отражены в Уставе Владимира Мономаха (1117).

 

В XI в. началось размежевание врачебных специальностей. В "Изборнике Святослава" все болезни делятся на "болезни плотньие" (соматические) и "болезни душевньие", причина которых в повреждении мозга. В этой работе врачу рекомендовали для выявления душевных болезней вызвать пациента на искренний разговор и наблюдать за его поведением, позой, походкой и улыбкой. В разных работах этого периода описывающих эпилепсию, пислятифозний психоз, реактивную бред преследования. Есть там и характеристика алкогольного делирия, при котором больному мерещатся дьявол, прочая нечисть. Все это сопровождается запугиванием. В 1263 г. переведен рукописный вариант ан-мо-физиологического отчета философа XI в. Иоанна Болгарского "Шестоднев", где были сведения о нервной системе и душевные болезни.

 

Правовое положение "причинных" в семье и охрана их имущества отражены в 12 статьях "Градский законов", которые вошли в "Судного закона" Владимира, а позднее - в "Уложение" царя Алексея Михайловича (1669). В них, в частности, отмечалось, что в случае заболевания родителей дети должны заботиться об их лечения, а родители, в свою очередь, - заботиться о детях. Если этого условия не выполняют, родственников лишают наследства. Душевнобольные не могут "даров давать", свидетельствовать в суде, а завещатель должен иметь "здравого ум, а не тело". В случае совершения убийства "бесноватый" не подлежал смертной казни. Его направляли в монастырь.

 

Во времена средневековья в славянских странах психически больные почти не пострадали, как это было в Западной Европе. Попытки навязать мысль о необходимости беспощадного уничтожения ведьм, колдунов и еретиков встретили сопротивление со стороны христианской церкви, поскольку "христианская истина может быть распространена только мирным путем". Славяне во все времена относились к душевнобольным как к несчастным, которые находятся под тяжелым гнетом и имеют право на убежище и помощь близких. Безумие рассматривали как болезнь, развившаяся под влиянием бесов, дьявола или сглаза злыми людьми. Поэтому больной нуждался человеческого поведения и лечения, желательно в монастыре.

 

В XVII и XVIII вв. роль монастырей как приюте для душевнобольных снижается. Это было связано с тем, что государство больше способствовала расширению церковно заведений, чем монастырских больниц и богаделен. На монастыре возлагали преимущественно обязанности по содержанию опасных пациентов: "Имея над ними надзирание, чтобьи НЕ сделали себя и друг повреждения". После введения в 1775 г. Положение о губерниях начали строить дома для умалишенных во главе с врачом. Эта система стационарной психиатрической помощи пришла на смену монастырской.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии