Японская модель корпоративного управления многосторонней и предполагает наличие промышленно-финансовой группы "кейрецу", которая включает банки, сделали большие инвестиции в предприятия, характеризуются общим
заемным и акционерным капиталом, торговлей товарами и услугами, неформальными контактами, разветвленной "перекрестной" собственностью. Корпорация, которая принадлежит к определенному "кейрецу", имеет гораздо больше выгоды от деловых отношений с другими членами "кейрецу", чем от получаемых от них дивидендов.
На практике почти 80% японских корпораций вообще не имеют внешних членов и правления является представителем интересов компании и ее ведущих пайщиков. И это при отсутствии таких элементов немецкой системы, как представительство
служащих и наличие представителей от банков. Почти все японские директора являются старшими служащими фирмы. Банки же делегируют обычно своих представителей на низшие должности для надзора за учетом и ревизией бухгалтерской отчетности.
Японская модель предусматривает взаимное проникновение капитала и ориентацию компаний прежде всего на общие корпоративные и государственные интересы. При этом менеджеры компаний полностью их контролируют, являясь практически единственными участниками однопалатной совета директоров. Японская модель, прежде всего, предусматривает социальную организованность на уровне корпорации и деловую организованность на уровне индустриальной группы. Для японской модели характерна активная роль государства, которое принимает участие в стратегическом планировании, предполагается официальное и неофициальное представительство правительства в Совете корпорации.
Ключевой банк и кейрецу - два различные элементы японской модели, одновременно дублируют и дополняют друг друга. Почти все японские корпорации тесно связаны с ключевым банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску ценных бумаг, ведение счетов и консалтинговые услуги. Ключевой банк является основным держателем акций корпорации. Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в корпорацию, достигаются стратегические выгоды, связанные с увеличением мобильности развития и реализацией технологического потенциала всей группы.
Основными участники корпоративных отношений в японской модели являются:
- Ключевой банк как главный внутренний акционера;
- Аффилированная компания или кейрецу - также основной внутренний акционер корпорации;
- Правление - исполнительные директора;
- Правительство.
- Взаимодействие между этими участниками направлена скорее на установление деловых контактов, а не на поддержание баланса сил, как в англо-американской модели.
Совет директоров (Наблюдательный совет) почти полностью состоит из аффилированных лиц, т.е. исполнительных директоров, руководителей главных отделов компаний и правления. Представители неаффилированные акционеров, т.е. аутсайдеров, мало встречаются в составе Совета директоров японских корпораций.
Банки являются ключевыми акционерами и поддерживают долгосрочные отношения с корпорациями.
Обязательного одобрения акционерами требуют следующие вопросы:
- Выплата дивидендов;
- Распределение средств;
- Выборы Совета директоров;
- Назначение аудиторов.
Кроме этого, без согласия акционеров нельзя решать вопросы относительно капитала корпорации, изменений в устав, вознаграждения директорам и аудиторам, проблемы слияния, приобретения контрольного пакета и реорганизации.
Требования по раскрытию информации о деятельности корпораций достаточно жесткие и пере предусматривают обнародование данных о:
- Структуру капитала;
- Каждого кандидата в члены Совета директоров (в том числе должность, он занимает, отношения с корпорацией, владение акциями корпорации);
- Вознаграждение, которая была уплачена всем управляющим и директорам;
- Возможные слияния или реорганизации;
- Изменения в устав, которые предлагаются, а также названия компаний, приглашаются для аудиторской проверки.
Загрузка...