Американский профессор Уильям Оучи в 1981-1982 гг на основании изучения японского опыта менеджмента аналитического сравнения с американским типом менеджмента обосновал теорию "2". Сопоставляя теорию мотивации Д. МакГрегора (теория "X" и "В") с японскими методами организации, У. Оучи пришел к выводу, что человек является основой любой организации, и от нее в первую очередь зависит успех ее функционирования.
Суть этой теории сводится к:
> Пожизненного найма персонала;
> Коллективного (группового) принятия решений;
> Индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
> Медленного оценки кадров и ихного регулярного продвижения в должности;
> Неопределенного (неформального) контроля на основе четких и формализованных методов;
> Неспециализированной карьеры служащих;
> Всесторонней заботы о работниках со стороны руководства.
Теория "Z" является попыткой приспособления японского опыта управления, основанного на социакультурний наследии согласия и коллективизма, к конкретным условиям американского предпринимательства. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективной работы организации.