Организационная культура выступает "душой" организации. Она устанавливает отношения внутри организации.
М. Х. Мескон дает следующее определение культуры: "Атмосфера или климат в организации называется ее культурой. Культура отражает обычаи, этику и отношения в организации".
Культура организации - это совокупность ценностей, норм, идей, которые сознательно и бессознательно формируют стиль поведения сотрудников, это совокупность ценностей, традиций, норм поведения, взглядов, присущих членам организации.
Организационная культура формируется как реакция на две группы проблем: внутренние проблемы (общий язык, терминология, отношения между сотрудниками, их границы, нормы, регулирующие неформальные отношения, оценки поведения сотрудников, желательно, что нет), проблемы, которые организация должна решать во при взаимодействии с внешней средой. Ее формируют объективные и субъективные элементы. К первым относятся месторасположение организации, дизайн и оборудование рабочих мест, престиж и имидж организации, и тому подобное. Ко вторым - организационные табу, обычаи, ритуалы, образцы поведения, язык общения, лозунги и т.п..
Основные аспекты организационной культуры:
- Экономический - отношение к прибыли, контроля;
- Организационный - стандартизация, формализация, иерархия;
- Технический - инновации, степень риска, роль НТР;
- Рыночный - роль маркетинга, отношение к партнерам и клиентам.
Профессор Чарльз Хэнди предложил различать четыре "идеологии"
культуры: власть, роль, задачи, личность.
Культура власти ассоциируется с паутиной, где все соединяется в единой точке, которой является руководитель. Централизованность и контроль - основные ее характеристики. Но такую культуру может иметь только организация с небольшим количеством сотрудников.
Культура роли ассоциируется с классической бюрократией. Уровень специализации и формализации в ней очень высокий, но она плохо адаптируется к изменениям внешней среды.
Культура задачи - напоминает сетку, в узлах которой люди, имеющие власть (то есть так называемая "матричная организация"). Распространенной является "власть эксперта". Такая организация очень гибкая и легко адаптируется к изменениям.
Культура личности - организация будто вращается вокруг личных интересов собственника, лучше сравнения - галактика. Достаточно нераспространенный тип и возможен только в небольших организациях. Как правило, профессиональные менеджеры не часто работают здесь, ведь условия работы для инициативного человека просто невыносимы. Дух такой организации противоположный корпоративном.
Культура организации определяет имидж и репутацию не только ее непосредственно, а и предлагаемых ею товаров.
Пути передачи культуры в организации:
- Социальная тактика;
- Знаки, символы, история;
- Ритуалы и церемонии;
- Нормы и ценности;
- Поощрение;
Функции культуры состоят в создании и хранении границ, в которых реализуются конкретные действия, делается выбор между альтернативами, и тому подобное.