Жизненный цикл организации (как системы) - это время от момента обоснования необходимости ее создания до момента наступления нецелесообразности дальнейшей ее эксплуатации.
Существует несколько концепций жизненного цикла организации. В самом общем случае выделяют следующие стадии развития как: молодость (становление), расцвет и старость (угасания).
Молодость организации определяется тем, что она может довольно легко изменяться, чтобы приспособиться к изменениям внешних условий, действия ее руководства часто носят непредсказуемый характер, через низкую степень управляемости организации в целом.
Расцвет - это такое состояние организации, когда она одновременно и гибкая, и управляемая, имея, таким образом, преимущества юности и зрелости. Такая организация может изменить направление своего развития и обеспечить изменения необходимыми ресурсами, управляя, таким образом, тем, что она стремится осуществить.
Старость - это вполне управляемый и контролируемый состояние, но организация недостаточно гибкая и не успевает своевременно реагировать на внешние изменения и адаптироваться к ним.
По другой концепции выделяют четыре стадии развития организаций: зарождение (регистрация, начальное инвестирования деятельности), рост (наращивание объемов производства и сбыта, формирование имиджа, рост прибыли), "пик" деятельности (максимальные прибыли, объемы производства и сбыта); спад (свертывание деятельности и переориентация).
На практике довольно важен еще более детальное распределение развития организации на стадии. И здесь также можно выделить еще несколько концепций. За каждой из них различают несколько стадий развития организации, каждая концепция называет и объясняет по-своему.
Каждый период включает в себя работы по ... (Названия периодов).
По второй концепции различают следующие стадии: переднатальна, выживания, накопления, структурирования, становления, трансформации, синтеза и стадия определения миссии.
По третьей из этих концепций, организация проходит в своем развитии следующие этапы: рождение, детство, юность, ранняя зрелость, завершающая зрелость (следует отметить, что часто не разделяют стадию зрелости на два этапа), старение, возрождение. Их можно представить в виде таблицы.
Обратите внимание на особенности прохождения предпоследней стадии (по любой концепцией). Если все стадии пройдены успешно, то в конце концов барьер между организацией и ее внешней рыночной средой стирается. Она начинает управлять не только внутренней, но и внешней эволюцией. Это, как правило, накладывает большую ответственность на управленцев, ведь любое их необдуманное решение может стоить организации доброго имени. Персонал также ответственен, но уже за качество продукции. Доверие к ней очень высока и ее следует оправдывать.
Но все же работники чувствуют себя более комфортно. Настолько, что может показаться будто все возможное уже сделано. Моральный дух каждого отдельного работника неимоверно возрастает и организация входит в завершающую стадию своего развития. Но это не значит, что она умрет. Напротив новые обстоятельства могут даже вернуть ее на предыдущие стадии.