В США компании пытались объединить ресурсы для достижения определенных целей с начала существования государства. Активно процесс осуществлялся в период с 1881 по 1911 годы при создании гигантских
монополистических трестов, которые скупали акции конкурирующих компаний в нефтяных и металлургических отраслях промышленности для установления контроля над ринкамиЗлиття и поглощения компаний на протяжении истории носили волнообразный характер. Можно отметить пять наиболее выраженных волн в развитии:
- Волна слияний 1887-1904 г.;
- Слияния компаний в 1916-1929 г.;
- Волна конгломератных слияний в 60-70-х годах нашего столетия;
- Волна слияний в 80-х годах;
- Слияние во второй половине 90-х годов.
Основные тенденции в волнообразном развития слияний компаний приведены в таблице 11.1.
Первый пик слияний пришелся на начало XIX века. Объединение предприятий было вызвано изменением законодательной базы и неблагоприятными условиями для ведения бизнеса. Впервые появились компании, занявшие монопольное положение. Возможность влиять на рыночные цены, обеспечивало им высокую прибыльность и меняло суть рыночной экономики, базировавшейся на принципах свободной конкуренции.
В исторической ретроспективе интересный всплеск слияний компаний, занятых в различных видах бизнеса, т.е. слияний конгломератного типа. Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы нашего столетия, крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Их создание инициировалось задачами милитаризации экономики, а в 60-е годы формирования конгломератов происходило на коммерческой основе. В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по диверсификации продолжилась и была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.
В 80-е годы прибыли конгломератов стали снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний заканчивались неудачей в 74% случаев. Удельный вес слияний конгломератного типа сократилось. Создание новых корпораций сопровождалось разрушением конгломератов, возникших 10-20 лет назад. В этот период преобладали поглощения конкурентов путем покупки их акций, в том числе очень заметными среди них стали враждебные поглощения. С учетом смягчения антимонопольного законодательства активизировались горизонтальные слияния. Так, случаи горизонтальных слияний можно найти, например, в авиации: компания Northwest в 1986 году поглотила фирму Republic.
Слиянию с образованием конгломератов наименее популярны. Среди компаний, акции которых в настоящее время обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, сорок компаний официально классифицированы как конгломераты. В их число входят компании, как "General Electric", американские конгломераты "Textron Inc" и "United Technologies Corp", британский "Hanson", голландский "Philips Electronics", итальянский "Montedison. Конгломераты переориентировали деятельность на те сегменты, в которых они являются лидерами. В настоящее время они приобретают компании в ключевых сферах бизнес.
В девяностые годы поглощений стало стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков. На Западе в результате жесткой конкуренции и неопределенности внешней среды стал популярным горизонтальный тип слияния. Так, в сталелитейной промышленности, вследствие избытка предложения произошло сокращение количества предприятий отрасли. То же самое можно сказать и о компании, предоставляющей услуги по доступу в Интернет. В этой области неопределенность ситуации привела к слиянию фирм America Online и CompuServe. В 1997-98 годах бум слияний охватил финансовые институты.
С точки зрения экспертов, причины всплеска слияний в 1998 году связано с общими процессами глобализации в экономике, ожидаемым созданием европейского экономического и валютного союза. Существуют специфические факторы в каждой области бизнеса. Например, на рост числа слияний компаний, специализирующихся на финансовой деятельности, повлиял рост спроса на услуги фирм, а также сближение различных секторов рынка, банковского и страхового.
Представляют интерес слияния и поглощения, происходящих в автомобилестроительной промышленности. По прогнозам специалистов, в ближайшие десять лет из 18 крупнейших автомобильных компаний могут остаться только десять. Не успели остыть страсти в связи с продажей британской автомобильной фирмы "Rolls-Royce Motor Cars", как произошло знаменательное событие: немецкая компания "Daimler-Benz" объединилась с американской компанией "Chrysler Corp" с образованием новой корпорации. Главная цель объединения - экономия на масштабе, использование готовой сбытовой сети в сфере деятельности партнера и ликвидация двойных усилий. Кроме того, "Chrysler Corp" предполагает начать производство спортивных универсалов "Мерседес-Бенц" на заводе в австрийском городе Грац. Неравнозначны условия, сложившиеся на рынках США и Европы, различные прогнозируемые темпы роста прибыли партнеров обусловили и неравнозначные условия сделки по слиянию компаний.
Слияния и поглощения были характерны для автомобильной промышленности в течение всего последнего столетия.