Власть - явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где есть реальная возможность влиять на поведение людей с помощью любых средств.
В широком смысле власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, что приводит в движение все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта). Власть - всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношениями только одного лица (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой. Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли, с другой - подчинение ей.
В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект управления был бесправным и обязанным беспрекословно подчиняться субъекту власти, в современных демократических государствах качество объекта политического властвования определяется прежде всего его политической и правовой культурой.
Норма закона
Социальная власть - способность и возможность индивида или коллектива влиять на волю. поведение и деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, убеждения. насилия, принуждения и т.п.). Классификация социальной власти:
• по сферам общественной жизни - политическая, экономическая, религиозная и другие;
• за субъектом. носителем власти. власть главы государства, руководителя предприятия, родителей и др..;
• за методами и средствами по организации власти - демократическая, недемократична.
Особое место среди видов социальной власти в классификации по сферам общественной жизни занимает политическая власть.
Норма закона
Политическая власть - это особый вид социальной власти. с помощью которой реализуются жизненно важные интересы влиятельных социальных групп.
Государственная власть является разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имела публичный (общественный) характер, то в классово организованном - политический. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
Каково соотношение политической и государственной власти? Есть две точки зрения по этому вопросу:
• политическая власть и государственная власть - тождественные понятия, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется ее прямого или косвенного участия;
• политическая власть и государственная власть - понятия не тождественные, однако любая государственная власть является политической.
Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть - главный, типичный способ осуществления политической власти.
- Норма закона
Государственная власть - управления обществом. которое осуществляется органами государства в пределах их компетенции.
Характерными особенностями государственной власти являются:
• публичность - выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы, налоги);
• верховенство - юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;
• универсальность - распространяет властные решения, которые являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов, на все общество;
• суверенность - отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.).. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;
• легитимность - юридическое обоснование и признание народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Признание законности происхождения и способа установления власти означает получение кредита доверия со стороны народа, согласие народа повиноваться. Требование легитимности возникла как реакция против насильственной смены власти в государстве, осознание обществом преимущества порядка и стабильности над нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой.