Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Различное правопонимание, известное в философии и теории права, — заслуга сравнительного правоведения. Р. Давид указывает на чрезвычайную полезность сравнительного права в преодолении узости (даже убожества)

философии права, базирующейся на изучении своего национального права [1, с. 10]. Новые философские, теоретические концепции и модели права являются факторами развития правовой компаративистики. Они выполняют роль аттракторов для исследователей и выполняют методологические функции.

 

Ценностное обоснование права ведет к вопросам постижения сущности права и его природы, но главное — к пониманию того, в чем человеческий смысл права. Актуальность аксиологических исследований права подтверждается публикациями С.С. Алексеева, А.Н. Бабенко, Л.С. Мамута, В.С. Нерсесянца, О.В. Мартышина, О.И. Цибулевской, а также серией статей В.Н. Жукова в журнале «Государство и право» [2, с. 20-31; 3, с. 21-34].

 

Важно не только исследовать аспекты ценностного бытия права, но построить аксиологическую схему-модель права, которая позволяет проследить логическую связь между духовными ценностями и последовательными уровнями воплощения ценностей в правовой действительности. Аксиологическая модель права позволяет связать первоис-токи правовой материи, глубинные познаваемые моменты сущности и содержания права, уходящие в трансцендентное, соприкасающиеся с вечным, абсолютным, т.е. ценности с иными правовыми уровнями и элементами.

 

Источником права является духовный уровень бытия. Гегель писал, что почвой права является вообще духовное [4, c. 67]. Духовное же не обслуживает материальное, наоборот, материальная жизнь служит отражением духовной. Данные воззрения не отвергают важности материальных условий при определении сущности и содержания права, а лишь определенным образом обозначают приоритеты, истоки. И. Ильин утверждал: «Право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление» [5, с. 232].

 

Приведенная ниже схема может послужить моделью (т.е. мысленным образом, отражающим действительность) феномена права. Она, как и всякая модель (согласно выводам, сделанным А.Ф. Черданцевым): а) упрощает и огрубляет объект отражения; б) абстрагируется от множества признаков, отношений исследуемого объекта; в) модель и исследуемый объект находятся в отношениях соответствия; г) модель служит средством выражения внутренней структуры сложного явления; д) служит интерпретацией наблюдаемых фактов [6, с. 120-126].

 

В модели феномен права представлен как целое, отдельные элементы которого несут в себе признаки принадлежности к единству. В силу единства анализируемые элементы (уровни) права обладают одним и тем же сущностным правовым качеством. Поэтому различные правовые уровни — это разные формы проявления одной и той же субстанции, это равноценные модусы одной и той же сущности права1. Уровни бытия права, его элементы, проявления можно представить в виде обобщающей схемы-модели. Основанием для нее является представление о праве как ценностном регуляторе, пронизанном нравственно-правовыми ценностями на всех уровнях своего бытия и призванном воплощать, охранять, защищать эти ценности. В обозначении уровней модели использованы антропологические метафоры, укорененные в юридическом языке, начиная со времен римского права. Модель элементарна, но обладает эвристическим потенциалом.

 

1.Нравственно-правовые (абсолютные, духовные) ценности. Трансцендентальное в праве — «дух права». Это ценностное ядро права.

 

2.Правосознание. Естественное право как элемент правосознания — «душа» права.

 

3.Позитивное право — принципы, нормы, цели, декларации, дефиниции и иные нормативно-регулятивные средства, выраженные в источниках права, а также индивидуально-правовые акты-документы — corpus juris, body of law — «тело», правовая плоть.

 

4.Правоотношения, правовая практика — конкретно практическое, функционально- деятельностное бытие права.

 

Позитивное право — это своеобразное правовое тело, «плоть», по выражению С.С. Алексеева [8, c. 96], в английском языке — body of Law (дословно переводится как «тело права, правовое тело») [9, p. 32], в латыни — corpus juris (corpus — туловище, остов).

 

Позитивное право немыслимо без естественного, как живой человек немыслим без «души». Чтобы постичь ее, необходимы интеллектуальные усилия и интуиция. Конечно, «душа» — понятие не научное, психологи определяют особенности личности сочетанием интеллектуальных, чувственных и волевых компонентов. Естественное право как часть правового сознания есть результат постижения высших духовных мирозданческих ценностей и принятие того, что только в человеке и через человека эти ценности могут воплотиться.

 

Истоки правового феномена права восходят выше, в духовное измерение. Духовное измерение права являют нравственно-правовые ценности. Дух права [8, c. 166] есть то, что животворит правосознание (и естественное право), законы (позитивное право), правоотношения. Н. Лосский утверждает, что реальное бытие существует на основе идеально-сверхестественного и сверхвременного, бытие укоренено в нем [10, c. 407]. И. Ильин анализирует духовное при исследовании сущности правосознания: «Духовным называется такое состояние души, которое является восприятием и осуществлением верховной, объективной ценности» [5, c. 309]. Эти позиции восприняты в нашей концепции. Естественное право — это осуществленное человечеством восприятие высших общечеловеческих ценностей — свободы, справедливости, равенства, которое выразилось в притязании человека на права и свободы. Свое первичное воплощение эти ценности находят в нравственности, понимаемой как реальности, апеллирующей к абсолютам. На духовно-аксиологическом уровне право соотносится с ценностями свободы, справедливости, равенства, которые выражены в праве на уровне минимально необходимом и достаточном для того, чтобы человек осознавал себя не только как homo juridicus, но и как целостную личность, обретающую жизненный смысл не в праве, но с помощью права. Как целостный человек, он всегда будет оценивать правовые ценности, воплощаемые в идеях, идеалах, целях, принципах, нормах, а также в поведении, с точки зрения нравственных абсолютов.

 

Рассматривая представленную схему-модель, можно сделать некоторые выводы: 1) Право — целостный феномен, имеющий ценностную природу и духовное аксиологическое ядро. 2) Аксиологическое ядро права в рамках этической модели носит нравственно-правовой характер, в силу «неотмыслимости» нравственности. Возможен лишь теоретический анализ, условно расчленяющий нравственное и правовое аксиологическое измерение. 3) Аксиологическое измерение права оценивается как минимально необходимое и достаточное условие для свободного осуществления стремления человека к смыслам, лежащим в области нравственных максим. 4) Согласно принципу несепарабельности правовое сознание, правовые отношения, правовая практика толкуются как разные уровни, ступени воплощения единого, цельного феномена — права. Каждый последующий уровень реализует нравственно-правовые ценности в присущих правосознанию, правовым нормам, правовым отношениям, актам реализации и применения права формах: идей, идеалов, целей, правопритязаний; моделей, масштабов, эталонов поведения, конкретного ценностно-орентированного поведения людей, нормативных и индивидуальных правовых документов. 5) Право — открытая, разомкнутая система, прежде всего по отношению к духовному, нравственному-правовому, ценностному началу. Развитие нравственно-правовых, аксиологических качеств права означает более развитое состояние права, все большее его приближение к самому себе. 6) Воплощение нравственно-правовых ценностей в праве означает возрастание ценности самого права. 7) Право и нравственность наиболее близки друг другу на уровне духовных ценностей, здесь они во многом совпадают, на последующих уровнях воплощения их расхождение, разность, самостоятельность увеличиваются, особенно ярко проявляясь на уровне позитивного права, правовой и нравственной практики. 8) Понимание ценностей в праве и ценности самого права — условие преодоления объективно возникающего отчуждения личности от права. 9) Базируясь на ценностной модели права, можно определить его как духовно-естественно-позитивно-историческое явление. Право в минимальной необходимой мере воплощает в поведении людей духовные, нравственно-правовые ценности.

 

В аспекте правовой компаративистики аксиологическая модель права: облегчает изучение правовых систем современности; позволяет усвоить различные типы правопо-нимания, четко определить исходный уровень понимания права в различных подходах к нему; предупреждает от ошибки сопоставления различных уровней бытия права, а также права с неправовыми феноменами; позволяет увидеть, какие духовные ценности являются приоритетными в исследуемой правовой системе, а значит, воплощаются на других уровнях права; позволяет оценить, на каком уровне происходит искажение или утрата духовного, ценностного содержания.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии