Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Семейное право традиционно считается той сферой права, которая тяжело поддается гармонизации и унификации, поскольку правовое регулирование семейных отношений прочно связано с существующей в каждом

государстве религией, моралью и обычаями. Время современное семейное право испытывает значительное влияние интеграции государств. Ведь тогда, когда люди имеют возможность свободно передвигаться, они нередко женятся, создают семьи или расстаются с иностранцами или на территории иностранных государств и, конечно, заинтересованы в том, чтобы их семейно-правовой статус признавался крайней мере в тех государствах, с которыми они непосредственно связаны.

 

Тенденция роста количества «международных браков», в которых супруги являются гражданами разных государств или проживают в разных государствах, или проживают в одном государстве, однако имеют гражданство другого государства, рождения таких браках детей и рост количества расторжения таких браков особенно ярко проявляется в государствах- членах Европейского Союза. Государствам-членам ЕС, в отличие от других государств, удалось достичь успехов в деле гармонизации семейного права. Важной предпосылкой этого стало существование международной организации, которая, по сути, инициировала гармонизации права в этой сфере и продолжает согласовывать действия по ее проведению. Такой организацией является Комиссия из Европейского семейного права (далее - КЕСП), которая была основана 1 сентября 2001 Основной целью деятельности КЕСП является изучение и обобщение теоретического и практического опыта гармонизации семейного права в Европе. Для реализации этой цели правоведы, которые входят в состав Комиссии, анализируют результаты сравнительно-правовых исследований семейного права, на основе сравнения правовых норм семейного законодательства разных европейских государств пытаются выработать общие подходы к правовому урегулированию семейно-правовым вопросам и, что самое важное для Украины, исследуют роль будущих, потенциальных государств-членов ЕС в процессе гармонизации семейного права.

 

Активным участником обсуждения процесса гармонизации семейного права есть еще одна европейская организация - Европейская ассоциация женщин-юристов. Она объединяет женщин, работающих в различных сферах юриспруденции в государствах ЕС, Европейской Ассоциации Свободной Торговли и государствах, которые пока имеют лишь статус кандидатов в члены ЕС. Как следует из самого названия этой организации, основным предметом "ее деятельности является исследование современного правового статуса женщины. Европейская ассоциация женщин-юристов занимается прежде вопросам совершенствования европейского права в направлении обеспечения гендерного равенства и усиления защиты прав женщин, в том числе в сфере семейных отношений. Учитывая то, что большинство женщин европейских государств в экономическом и социальном плане все еще более уязвимыми, чем мужчины, именно женщины чаще возникают перед трудностями, которые обусловлены отсутствием единых подходов к решению в странах Европы вопросов относительно оснований, порядка (процедуры) и правовых последствий развода, урегулирования споров относительно участия каждого из родителей в воспитании ребенка и споров относительно места проживания ребенка в случае развода родителей. Больше, что ожидалось от основания КЕСП, - это создание принципов европейского семейного права.

 

Основной формой работы КЕСП есть конференции, с момента создания организации их произошло уже три. Проанализируем основные положения, высказанные участниками этих конференций. Первый вопрос сводилось к тому, является гармонизация и унификация семейного права в Европе одновременно необходимыми и возможными? Долгое время научные дискуссии по этому вопросу ограничивались публикациями и обсуждениями исключительно на национальном уровне. КЕСП и проведены под ее патронатом конференции, объединив в единый круг экспертов из разных европейских стран (Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России , Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии, Чехии, Венгрии), впервые перенесли этот вопрос в плоскость международную.

 

Учитывая реалии и специфику семейно-правовой сферы правового регулирования, подходящим является мнение о том, что следует разграничить те сферы семейного права, поддаются унификации, и те, в которых сейчас целесообразно говорить лишь о гармонизации права. Например, перспективы унификации материально-правовых норм института развода, отношений собственности супругов, отношений по содержанию (бывшим) супругами друг друга, родительских отношений является сейчас незначительными. С другой стороны, Европейский союз, в отличие от Гаагской Конференции по международному частному праву, имеет положительный опыт унификации правил подсудности, признании и исполнении судебных решений по делам о разводе, признания брака недействительным, законную сепарацию и в решениях, касающихся родительской ответственности. Поэтому, как справедливо заметил Маарит Янтера-Яреборг, Европе необходимо двигаться в двух направлениях: первое - это гармонизация внутреннего законодательства, второй - принятие унифицированных норм международного частного права [1].

 

Оживленное обсуждение вызывает вопрос о том, является гармонизация и унификация семейного права, в силу его разнообразия и тесной связи с культурой каждого государства, вообще возможными и нужными. По мнению Вальтера Пинтенса, чрезмерная опека над семейным правом как культурным достоянием каждого государства неизбежно приведет к его изоляции от тех преимуществ, которые предоставляют сравнительное правоведение и гармонизация права [2]. Анализ национального семейного права различных государств Европы доказывает: это право не является, опирающаяся рецепции иностранного права. Напротив, новейшие кодификации семейного права большинства европейских государств восприняли немало положений права соседних государств, в связи с чем определенная национальная и культурная специфика этой сферы права теряется. Бесспорно, реформы в сфере семейного права не привели к унификации семейного права, однако они значительно приблизили правовые системы государств Европы. Примером широкого заимствования положений иностранного права может быть и новый Семейный кодекс Украины, принятый 10 января 2002 Институты сепарации супругов, брачного договора, алиментного договора, договора между бывшими супругами по поводу воспитания их общих детей, социального (суррогатного) материнства - все это те институты семейного права Украины, было проникнуто от других правовых систем, и их присутствие в современном праве Украины - это не дань моде, они действительно соответствуют реалиям и применяются в отечественной практике.

 

Как отметила М. Антокольский, недавно основные дилеммы по гармонизации семейного права связаны с вопросом о том, является гармонизация нужной, желанной и реальной. Благодаря основанию КЕСП было смещены акценты этого академического вопрос в практическую плоскость [3], и в частности затронут вопрос о методологические аспекты гармонизации семейного права, о том, каким образом (в какой форме) должна осуществляться такая гармонизация. Понятно, что базовым является метод сравнения семейного законодательства различных государств. При этом, как отметил Ингеборг Швенцвер, необходимо учитывать не только нормативные акты сами по себе, но и практику их применения, поскольку одни и те же сроки и условия могут по-разному толковаться и применяться в различных странах [4]. Кроме сравнительно-правового метода, в процессе гармонизации семейного права, при подготовке принципов европейского семейного права, были использованы еще два метода: 1) «the common core» метод (метод общего содержания), при котором применяется то правило, что является общим для всех или большинства государств, законодательство которых анализируется, 2) «the better law» метод (метод лучшего права), согласно которому или избирается правило, которое присуще законодательству меньшинства государств или законодательству только одного государства, или формулируется новое правило.

 

В заключение отметим, что гармонизация и унификация права могут происходить разными способами, в частности путем принятия международно-правовых актов с целью их дальнейшего восприятия в национальном законодательстве двух и более стран (конвенции, двух-и многосторонние соглашения, протоколы, директивы, постановления), одностороннего восприятия иностранных правовых норм (позитивного опыта) в национальном законодательстве государства, выработка правовых рекомендаций иностранном государстве по определенным вопросам. Относительно того, какой способ гармонизации приемлемо для семейного права Европы, существуют разные мнения. Это может быть Постановление Совета ЕС, Общие принципы европейского семейного права, Европейский кодекс семейного права. Сейчас результатом деятельности КЕСП есть ряд принципов, касающихся отдельных институтов семейного права. Одновременно существует и более радикальный подход к гармонизации семейного права европейских стран, согласно которому все правовые акты, регулирующие различные аспекты семейного права, в том числе все Гаагские конвенции и Брюссельской Постановление 1347/2000 от 29 мая 2000 г. о международной подсудности и признания и исполнения судебных решений в брачных делах и в делах по спорам, вытекающим из родительской ответственности, необходимо объединить в единый правовой акт, который бы распространялся на всех граждан ЕС [5].



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии