Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Одним из актуальных вопросов функционирования административной юстиции в Украине остается четкое определение предмета деятельности административных судов, что позволит оптимизировать деятельность

судебной власти в целом. Проблема определения предметной сферы функционирования административной юстиции по-разному решалась в зарубежных странах, чей опыт был примером и при введении административной юстиции в нашем государстве.

 

Вариации определения компетенционный сферы функционирования административной юстиции зависят от той или иной правовой системы, что сказывается на закреплении юрисдикции органов публичной власти, которые реализуют административно-юстицийни функции.

 

Юрисдикция британских органов административной юстиции базируется на принципах доктрины превышение полномочий (ultra vires): действие, предпринятое в рамках, предоставленных парламентом полномочий, считается действительной; осуществлена же с превышением полномочий - недействительной. К тому же в этой сфере применяется такое правило, как duty of care, которое означает установленный в законе «обязанность государственного органа« быть осторожным »при использовании своих полномочий» [1, с. 114]. Есть представитель государственной власти обязан придерживаться данного правила при принятии или неприятии правового акта и его исполнении.

 

В Германии юрисдикция административного суда не распространяется на дискреционные полномочия исполнительной власти, то есть на ту сферу деятельности, где нарушения субъективных прав встречается наиболее часто.

 

Поэтому считаем необходимым подчеркнуть, что в компетенцию административного суда должен входить проверка актов, регулирующих конкретные отношения и имеют нормативный характер, хотя в отношении последних необходимо отметить, что они должны точно указывать сферу правового регулирования.

 

Важным шагом в реализации права на судебную защиту от нарушений со стороны должностных и служебных лиц было бы предоставление гражданам правовой возможности предупредить противоправное вмешательство в сферу их правореализации. Такая возможность реализуется в рассмотрении прежде обращений, удовлетворение требований по которым имеет существенное превенцийне значение, например, дела о превышении властных полномочий. К тому же, как показывает практика функционирования французских административных судов, дела о восстановлении нарушенных прав рассматриваются в более длительный срок, чем, например, дела о превышении власти, что в определенной степени влияет на действенность административной юстиции. Хотя и без таких дел деятельность этих органов представить невозможно, и надлежащее решение является фундаментом создания системы государственного управления, в котором сочетались бы интересы государства и человека.

 

Кроме этих предметов обжалования, зарубежном административному праву известны так называемые особые жалобы: пенсионные (наиболее распространены во Франции), по выборам (суд может аннулировать результаты выборов в городских представительных органов), налоговые (в Финляндии они составляют большинство дел, которые рассматриваются административным судом) и тому подобное.

 

В Австрии в административный суд может быть подана жалоба на осуществление непосредственного приказа или принудительное воздействие органа управления в отношении конкретного лица, если этим были нарушены права, которые гарантируются не на конституционном уровне. Например, было проведено изъятие или полиция отбуксировала автомобиль с улицы [2, с. 31]. Административный суд в подобных случаях признает противоправность таких действий и требует восстановления предыдущего состояния.

 

Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999 г.) закрепил следующую компетенцию административного суда - решения публично-правовых споров, предоставления разрешения на осуществление административных действий в предусмотренных законом случаях, решение других дел, отнесенных законом к компетенции административного суда. В ст. 4 до административных актов, которые могут быть обжалованы или опротестованы в административном суде, отнесены распоряжения, приказы, решения, предписания и иные правовые акты, принятые учреждениями, должностными лицами или другими лицами, которые выполняют публично-правовые административные функции, и изданы для урегулирования отдельных случаев в публично-правовых отношениях [3, с. 350]. Т.е. круг правовых актов, которые могут быть обжалованы в административном суде, ограничивается индивидуальными актами. Однако при этом возможно принесение в административный суд протеста на административный акт или действие учреждения или должностного лица, которым такое право предоставлено законодательством (ч.2 ст. 7).

 

Согласно Конституции Греции (1975 г.) к компетенции административных судов отнесены вынесение решений по существенным административными спорами. Кроме того, рассмотрение данных споров в течение пяти лет с момента вступления в силу Конституции передается из гражданских судов в административные (ст. 94). Однако к указанной статьи является объяснение: постоянными административными судами являются постоянные налоговые суды [4, с. 683].

 

Важное значение имеют полномочия административных судов по обусловленного правозащитной необходимостью принуждения субъектов властных полномочий для выполнения определенных управленческих (публично-властных) действий, предусматривающий возможность косвенного вмешательства в управленческий процесс. Например, в ФРГ судебному разбирательству в административном суде предшествует рассмотрение жалоб на акты публичной администрации, которые обжалуются в органах, выдавших акты. Рассмотрение таких жалоб формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его законности и целесообразности. После этого суд рассматривает дело, и его, как отмечают ученые, уже не интересуют вопросы целесообразности, а проверяется только законность соответствующих актов [5, с. 635].

 

То есть административная юстиция напрямую связана с возможностью определенного влияния на процесс принятия управленческого решения, при этом административному праву Германии известный иск об издании акта: это требование заинтересованного лица о вынесении решения, которое обязывает орган управления издать акт, осуществить определенные действия, интересуют истца (иск об исполнении обязанности) [6, с. 75].

 

Такой вид полномочий административного суда является не только важным правоохранительным фактором, но и определенным средством реагирования на динамику управленческих отношений и оперативного решения актуальных проблем, связанных с взаимодействием на уровне «субъект властных полномочий - гражданин» в каждой отдельной, качественно новой, в некоторых случаях неординарной управленческой ситуации.

 

С принятием в Украине специального законодательного акта, урегулировал вопрос осуществления административного судопроизводства (Кодекс административного судопроизводства), возник специализированный вид правосудия, своей задачей имеет обеспечения судебной защиты прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. При этом административное судопроизводство в Украине осуществляется системой административных судов (Высший административный суд, апелляционные и местные окружные административные суды), которые функционируют в рамках системы общих судов.

 

К компетенции административных судов в Украине отнесены:

 

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

 

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

 

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;

 

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

 

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или проведением референдума.

 

Итак, разнообразие возможных нарушений прав, свобод и законных интересов субъектов публично-правовых отношений обуславливает разнообразие дел, в которых могут оспариваться решения, действия или бездействие органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, по которым административные суды могут иметь юрисдикционные полномочия. Это, например, такие: 1) о превышении властных полномочий; 2) о восстановлении нарушенных прав субъектов административно-правовых отношений, 3) о возмещении представителями публичной администрации материального ущерба; 4) о прекращении реализации публично-властного решения (административного акта о использования ресурсов, выполнения определенных работ и т.п.); 5) о принудительном принятия определенных решений или совершения определенных публично-властных действий в пользу заинтересованного субъекта, 6) о нарушении условий административных договоров и некоторые другие.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии