Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Важнейшей составляющей цивилизационного процесса является культура. Каким же образом на практике осуществляется динамичный процесс культурного обмена и развития? Обмен культурными ценностями - это

непрерывный процесс. В современном мире многие уникальные по своей природе произведения искусства активно перемещаются из одной страны в другую, соответственно возникает много вопросов правового характера, связанных с их сохранностью, поиском, возвратом и обеспечением безопасности в условиях разных вооруженных конфликтов, происходящих в мире.

 

В международно-правовых документах, в национальном законодательстве государств понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие» и «культурное достояние». Впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

 

В числе нормативных актов, отражающих стремление стран ЕС к унификации регулирования оборота культурных ценностей в рамках Союза следует отметить: Постановление № 3911/92 Совета о вывозе культурных ценностей от 09.12.1992 г., Постановление № 2496/96 от 16 декабря 1996 г. об изменении приложения к Постановлению № 3911/92, Директивы 93/7 EEC «О возврате незаконно перемещенных ценностей с территории государств — членов Европейского сообщества» от 15.03.1993 г. Европейским парламентом и Советом Европы 17 февраля 1997 г. (затем 5 июня 2001 г.) были приняты изменения к приложению к Директиве 1993 г. (Постановлением 974/2001).

 

В Постановлении № 3911/92, направленном на регулирование вывоза культурных ценностей в третьи страны, предусмотрено, что культурные ценности могут вывозиться только при наличии разрешения на вывоз (в приложении к Постановлению № 752/93 об исполнении Постановления №3911/92 указана форма документа о вывозе). Разрешение на вывоз не выдается, если ценность относится к категориям культурных, предусмотренных Постановлением и установленных национальным законодательством о защите культурного достояния. Указанное Постановление № 3911/92 направлено на защиту от незаконного вывоза наиболее важных предметов культурного наследия стран - членов ЕС. Также был установлен перечень органов стран - членов ЕС, уполномоченных выдавать разрешение на вывоз.

 

Таким образом, Директива регулирует исключительно отношения между государствами. Согласно ст. 12 Директивы № 93/7 «вопрос о собственности на культурную ценность определяется после осуществленного возврата по праву предъявившего претензию государства — члена ЕС».

 

Директива № 93/7 о возврате незаконно перемещенных культурных ценностей касается только отношений между членами ЕС и требует имплементации во внутреннее законодательство [1, с. 556]. Например, в Германии в 1995 г. был принят Закон о защите немецкого культурного достояния от вывоза культурных ценностей; Закон от 15 октября 1998 г., принятый во исполнение директив ЕС, о возврате незаконно перемещенных с территории государства — члена Европейского Сообщества культурных ценностей и об изменении Закона о защите немецкого культурного достояния от вывоза. Согласно Закону 1998 г. предмет, незаконно перемещенный после 31 декабря 1992 г. с территории одного государства — члена ЕС в ФРГ, должен быть передан обратно этому государству — члену ЕС по его требованию при наличии определенных условий, в частности, если он внесен в каталог (реестр) музея, архива или другого подобного учреждения.

 

В Российской Федерации основными законодательными актами о вывозе и ввозе культурных ценностей являются: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [2, ст. 718], Таможенный кодекс РФ от 28 марта 2003 г. (введен в действие с 1 января 2004 г.) [3, ст. 2066], Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Росохранкультуре), утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 мая 2008 г. №407 [4, ст. 2671]. Основными целями Закона 1993 г., как указано в его преамбуле, является сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защита культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Закон призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга. Закон основывается на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации (ст. 2). Этот порядок применяется ко всем культурным ценностям, независимо от формы собственности (ст. 3). В Законе прямо предусмотрено, что его положения обязательны для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации (ст. 4).

 

Специальные разделы Закона 1993 г. посвящены регулированию вывоза и ввоза культурных ценностей, в том числе временного вывоза и ввоза; предотвращению незаконной передачи права собственности на культурные ценности; сборам и платежам; ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей; межгосударственному сотрудничеству и международным договорам.

 

В Законе содержится понятие и перечень культурных ценностей и категорий предметов, подпадающих под его действие, а также определены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. Действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства (ст. 8 Закона).

 

Под вывозом культурных ценностей в Законе понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.

 

Ввоз культурных ценностей - это перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза (ст. 5).

 

Особенностью действующих в России нормативных актов является то, что в них проводится различие между культурными ценностями, в отношении которых необходимо получение разрешения на вывоз, и предметами культурного назначения, в отношении которых получение такого разрешения не требуется.

 

В Законе предусмотрены две категории культурных ценностей. К первой отнесены те, которые вообще не подлежат вывозу. Иными словами, в отношении этих ценностей установлен абсолютный запрет вывоза. К ним, согласно ст. 9, отнесены следующие ценности:

 

—движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

 

—движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 

—культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

 

—культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено Законом 1993 г.

 

В предложениях об изменении Закона 1993 г. была высказана мысль о пересмотре положения о запрете на вывоз вещей более чем столетней давности. Как отмечалось в специальной литературе, «формальная хронология в данном случае ничего не дает» [5, с. 16]. Предлагалось, в частности, применять стоимостные или иные оценки для выдачи разрешения на вывоз, но не устанавливать столетнего рубежа, наличие которого исключает вывоз вообще. Данная позиция заслуживает внимания, несмотря на трудность установления стоимости. Регулирование, действующее в ЕС, подтверждает целесообразность введения дополнительно этого критерия [6, с. 185].

 

Но применяемый столетний рубеж закреплен как в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г., участником которой является Россия, так и в нормативных актах ЕС, что свидетельствует о наличии сложившейся международной практики, которую не следует игнорировать.

 

Ко второй категории отнесены ценности, вывоз которых может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым на основе проводимой экспертизы.

 

Наряду с этими общими положениями в Законе содержатся правила об органах государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом.

 

Государственный контроль за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей в настоящее время осуществляет Росохранкультура. Ее важной функцией является контроль за соблюдением законодательства РФ в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ, их сохранностью.

 

Таким образом, можно сделать вывод о сближении в международно-правовом регулировании — нормативных актов ЕС и внутреннего законодательства Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, хотя имеются определенные различия не только по основным, но и частным вопросам. В условиях всеобщей интернационализации достаточно отчетливо проявляется тенденция унификации правовых норм в этой сфере.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии