Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Современное состояние украинской экономики, глобальные проблемы экологии и энергетики, которые становятся все острее как для Европейского Союза, так и для Украины, определяют актуальность исследования данного

вопроса, позволяют отнести сферу энергосбережения и энергоэффективности до стратегического приоритета. Учитывая это эффективное государственное регулирование и управление упомянутыми сферами является определяющей предпосылкой энергетической безопасности государства. Несмотря указанное научных работ по данной проблематике немного. Основные научные достижения в этой области принадлежат таким ученым, как В. Аверьянов, А. Колбасов, В. Олещенко, Ю. Шемшученко.

 

Условно можно выделить две составляющие государственного регулирования: во-первых, издание предписаний (общей и специальной действия), во-вторых, непосредственное осуществление управленческих полномочий государственными органами. По моему мнению, целесообразно исследовать каждую составляющую отдельно, применяя при этом компаративистских подход. Нормативно-правовые акты в Украину, регулирующих сферу энергосбережения и энер-гоефективности, - это законы (в частности, «Об энергосбережении», «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива», «Об альтернативных источниках энергии», «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала »,« О теплоснабжении »), государственные программы (среди них, Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года от 15 марта 2006 года, Государственная комплексная программа энергосбережения Украины, 1997 г. и др.), постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, указы Президента Украины. Основным законодательным актом в упомянутой сфере считается Закон Украины «Об энергосбережении», основной целью которого является стимулирование энергосбережения путем предоставления льгот (предприятиям-производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, а также предприятиям, использующим оборудование, которое работает на возобновляемых источниках энергии), а также приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.

 

Однако урегулированы Законом отношения не отвечают современным реалиям развития украинской экономики. Более того, отсутствует развитая система рычагов стимулирования как для производителей, так и потребителей возобновляемой энергетики для производства и потребления энергии, произведенной с использованием энергоэффективного оборудования и возобновляемых источников энергии. Поэтому необходимы изменения в законодательство Украины с целью усовершенствования правового регулирования в области учета энергоресурсов, а также развития законодательного регулирования энергетического сектора путем его адаптации к правовой системе ЕС (в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, Программой интеграции Украины в ЕС и Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС). Проект Закона об энергоэффективности от 23 июля 2009 г., который должен заменить действующий Закон об энергосбережении и ввести базовую систему стандартов использования энергоресурсов, еще находится на стадии ознакомления у депутатов Верховной Рады Украины [4].

 

Что касается государственных программ, то одним из самых масштабных можно, бесспорно, считать Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г., которая по своему содержанию и комплексным подходом тесно связана с документами ЕС (кстати, одним из первых таких документов можно считать Резолюцию совета от 17 декабря 1974 г.). Однако существуют определенные недостатки, делающие невозможным его реализацию в полной мере, в частности: отсутствие необходимых эффективных рычагов, способствующих внедрению конкурентных условий, отсутствие института эффективного государственного управления в энергетической сфере и т.д.. Изменения в законодательство, предусмотренные Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г., которую правительство одобрило в 2006 г., до сих пор не приняты. Зато законодательство ЕС содержит, кроме названного, ряд резолюций и директив, принятых в период с 1970 г., которые определяют широкие пределы урегулированности сферы энергоэффективности и энергосбережения в ЕС. Однако директивы требуют транспозиции в национальные законодательные системы в виде национальных законов или подзаконных актов; непосредственно они, как правило, не применяются (директивы к тому же содержат указание на предельный срок, до истечения которого государство-член должно издать соответствующий акт собственного законодательства, как правило , от 18 месяцев до 2 лет) [1, с. 22].

 

Государственное регулирование в Украине, в частности в сфере энергосбережения и энергоэффективности, осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Президент Украины. Центральным органом исполнительной власти, осуществляющим регуляторные функции в указанной сфере является Министерство топлива и энергетики. А непосредственной регуляторное влияние осуществляют Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (далее - «НАЭР»), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины, и Государственная инспекция по энергосбережению, которая, в свою очередь, подчиняется НАЭР. Основными задачами НАЭР среди прочего является проведение единой государственной политики в сфере эффективного использования энергетических ресурсов и энергосбережения, обеспечение увеличения доли альтернативных видов топлива в балансе спроса и предложения энергоносителей и т.д.. К тому же НАЭР является ответственным исполнителем за осуществление мероприятий по поэтапному внедрению в Украине директив Европейского Союза по энергосбережению, в том числе за подготовку Программы разработки комплекса нормативных документов в области энергосбережения [2, с. 196].

 

Что касается основных принципов организации такого регулирования в ЕС, то орган управления как таковой, на который бы полагались указанные функции регулирования в сфере энер-гоефективности и энергосбережения, отсутствует. Время страны-члены имеют в составе органов государственной власти те или иные институты, на которые возложены задачи реализации политики государства в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Об этом, в частности, говорится в Рекомендации Совета ЕС 77/714/EEC от 25 октября 1977 Поэтому считаю целесообразным экстраполировать опыт организации таких регуляторных органов именно из стран-членов ЕС.

 

Итак, переход к рыночным ценам на энергоресурсы и большая энергоемкость производства, характерна для украинской промышленности, обусловливают определение сфер энергосбережения и энергоэффективности как приоритетных для энергетической безопасности государства.

 

Один из фундаментальных принципов европейской политики в области охраны окружающей среды, заключается в том, что следует постоянно повышать уровень научных знаний, добиваясь эффективных решений в соответствующей области, поощрять научные исследования в этой области. Учитывая это и неэффективность государственного регулирования в сфере энергоэффективности и энергосбережения целесообразно систематизировать действующее законодательство Украины в указанной сфере с целью последующей выработки и применения единого системного законодательного подхода в процессе конвергенции законодательства Украины и европейского права.

 

Отрасль энергосбережения и энергоэффективности является одной из тех, по которым конвергенция должна происходить не только путем формально-текстуального приспособления законодательства Украины к европейскому, но и путем адаптации именно правоприменительных норм и методов. Поэтому важной задачей является выработка оптимальных и действенных рычагов реализации законодательства, в частности того, что касается реорганизации государственного управления через уполномоченные органы.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии