Современное состояние украинской экономики, глобальные проблемы экологии и энергетики, которые становятся все острее как для Европейского Союза, так и для Украины, определяют актуальность исследования данного
вопроса, позволяют отнести сферу энергосбережения и энергоэффективности до стратегического приоритета. Учитывая это эффективное государственное регулирование и управление упомянутыми сферами является определяющей предпосылкой энергетической безопасности государства. Несмотря указанное научных работ по данной проблематике немного. Основные научные достижения в этой области принадлежат таким ученым, как В. Аверьянов, А. Колбасов, В. Олещенко, Ю. Шемшученко.
Условно можно выделить две составляющие государственного регулирования: во-первых, издание предписаний (общей и специальной действия), во-вторых, непосредственное осуществление управленческих полномочий государственными органами. По моему мнению, целесообразно исследовать каждую составляющую отдельно, применяя при этом компаративистских подход. Нормативно-правовые акты в Украину, регулирующих сферу энергосбережения и энер-гоефективности, - это законы (в частности, «Об энергосбережении», «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива», «Об альтернативных источниках энергии», «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала »,« О теплоснабжении »), государственные программы (среди них, Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года от 15 марта 2006 года, Государственная комплексная программа энергосбережения Украины, 1997 г. и др.), постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, указы Президента Украины. Основным законодательным актом в упомянутой сфере считается Закон Украины «Об энергосбережении», основной целью которого является стимулирование энергосбережения путем предоставления льгот (предприятиям-производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, а также предприятиям, использующим оборудование, которое работает на возобновляемых источниках энергии), а также приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.
Однако урегулированы Законом отношения не отвечают современным реалиям развития украинской экономики. Более того, отсутствует развитая система рычагов стимулирования как для производителей, так и потребителей возобновляемой энергетики для производства и потребления энергии, произведенной с использованием энергоэффективного оборудования и возобновляемых источников энергии. Поэтому необходимы изменения в законодательство Украины с целью усовершенствования правового регулирования в области учета энергоресурсов, а также развития законодательного регулирования энергетического сектора путем его адаптации к правовой системе ЕС (в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, Программой интеграции Украины в ЕС и Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС). Проект Закона об энергоэффективности от 23 июля 2009 г., который должен заменить действующий Закон об энергосбережении и ввести базовую систему стандартов использования энергоресурсов, еще находится на стадии ознакомления у депутатов Верховной Рады Украины [4].
Что касается государственных программ, то одним из самых масштабных можно, бесспорно, считать Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г., которая по своему содержанию и комплексным подходом тесно связана с документами ЕС (кстати, одним из первых таких документов можно считать Резолюцию совета от 17 декабря 1974 г.). Однако существуют определенные недостатки, делающие невозможным его реализацию в полной мере, в частности: отсутствие необходимых эффективных рычагов, способствующих внедрению конкурентных условий, отсутствие института эффективного государственного управления в энергетической сфере и т.д.. Изменения в законодательство, предусмотренные Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г., которую правительство одобрило в 2006 г., до сих пор не приняты. Зато законодательство ЕС содержит, кроме названного, ряд резолюций и директив, принятых в период с 1970 г., которые определяют широкие пределы урегулированности сферы энергоэффективности и энергосбережения в ЕС. Однако директивы требуют транспозиции в национальные законодательные системы в виде национальных законов или подзаконных актов; непосредственно они, как правило, не применяются (директивы к тому же содержат указание на предельный срок, до истечения которого государство-член должно издать соответствующий акт собственного законодательства, как правило , от 18 месяцев до 2 лет) [1, с. 22].
Государственное регулирование в Украине, в частности в сфере энергосбережения и энергоэффективности, осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Президент Украины. Центральным органом исполнительной власти, осуществляющим регуляторные функции в указанной сфере является Министерство топлива и энергетики. А непосредственной регуляторное влияние осуществляют Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (далее - «НАЭР»), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины, и Государственная инспекция по энергосбережению, которая, в свою очередь, подчиняется НАЭР. Основными задачами НАЭР среди прочего является проведение единой государственной политики в сфере эффективного использования энергетических ресурсов и энергосбережения, обеспечение увеличения доли альтернативных видов топлива в балансе спроса и предложения энергоносителей и т.д.. К тому же НАЭР является ответственным исполнителем за осуществление мероприятий по поэтапному внедрению в Украине директив Европейского Союза по энергосбережению, в том числе за подготовку Программы разработки комплекса нормативных документов в области энергосбережения [2, с. 196].
Что касается основных принципов организации такого регулирования в ЕС, то орган управления как таковой, на который бы полагались указанные функции регулирования в сфере энер-гоефективности и энергосбережения, отсутствует. Время страны-члены имеют в составе органов государственной власти те или иные институты, на которые возложены задачи реализации политики государства в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Об этом, в частности, говорится в Рекомендации Совета ЕС 77/714/EEC от 25 октября 1977 Поэтому считаю целесообразным экстраполировать опыт организации таких регуляторных органов именно из стран-членов ЕС.
Итак, переход к рыночным ценам на энергоресурсы и большая энергоемкость производства, характерна для украинской промышленности, обусловливают определение сфер энергосбережения и энергоэффективности как приоритетных для энергетической безопасности государства.
Один из фундаментальных принципов европейской политики в области охраны окружающей среды, заключается в том, что следует постоянно повышать уровень научных знаний, добиваясь эффективных решений в соответствующей области, поощрять научные исследования в этой области. Учитывая это и неэффективность государственного регулирования в сфере энергоэффективности и энергосбережения целесообразно систематизировать действующее законодательство Украины в указанной сфере с целью последующей выработки и применения единого системного законодательного подхода в процессе конвергенции законодательства Украины и европейского права.
Отрасль энергосбережения и энергоэффективности является одной из тех, по которым конвергенция должна происходить не только путем формально-текстуального приспособления законодательства Украины к европейскому, но и путем адаптации именно правоприменительных норм и методов. Поэтому важной задачей является выработка оптимальных и действенных рычагов реализации законодательства, в частности того, что касается реорганизации государственного управления через уполномоченные органы.
Загрузка...