Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий привели к появлению ряда новых угроз для частной жизни граждан (прайвеси).

Ответом на эти вызовы со стороны ведущих стран западной демократии стало создание в 70-80-е годы ХХ ст. институционального механизма, призванного обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан и защитить его от противоправных посягательств. Ключевую роль в этом механизме играют специализированные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства по вопросам прайвеси.

 

Украина только начинает формирование институционального механизма обеспечения неприкосновенности частной жизни, сталкиваясь при этом с целым рядом проблем как сугубо юридического, так и организационно-технического и материально-финансового характера. В условиях формирования глобального информационного пространства, одной из характерных черт которого является его трансграничность, информационно-коммуникационные технологии дают несравненно более широкие возможности для свободного поиска и распространения данных, в том числе персонального характера. С каждым годом растут скорость и объемы передаваемой, а также доля трансграничного информационного обмена. Поэтому проблемы формирования сбалансированной системы обеспечения основополагающих прав человека в информационной сфере приобретают для Украины все большую остроту и актуальность. При этом мы сталкиваемся с ситуацией, которая часто называется коллизией частного и публичного, суть которой состоит в том, что необходимо обеспечить реализацию двух основополагающих и одновременно диаметрально противоположных информационных прав личности: право на доступ к информации и право на неприкосновенность частной жизни (прайвеси).

 

Имеющиеся в Украине проблемы по обеспечению неприкосновенности частной жизни значительной степени обусловлены отставанием юридической науки в данной сфере, отсутствием необходимой доктринальной базы законопроектной и правоприменительной деятельности. В нашей стране до сих пор не сформирован действенную систему органов власти, отвечающих за соблюдение прав и свобод граждан в информационной сфере, в том числе по прайвеси. Однако в трудах отечественных государствоведов о институциональный механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни упоминается лишь вскользь, а опыт зарубежных стран в данной сфере до сих пор не проанализирован.

 

Развитие сферы может быть существенно улучшен за счет сравнительно-правовых исследований, анализа моделей юридической защиты прайвеси и их рецепции с учетом особенностей отечественной политико-правовой практики. Обращение к лучших зарубежных образцов, которые доказали свою эффективность в деле защиты прайвеси, что подтверждено выводами ведущих международных неправительственных правозащитных организаций, позволит дать достойный ответ на вызовы, стоящие перед Украиной в начале XXI века.

 

Обращение к опыту ведущих стран западной демократии свидетельствует, что эффективный надзор за соблюдением прав человека в информационной сфере, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, возможно только при условии формирования специальной ин-туцийних структуры. Сейчас такие специализированные институты функционируют более чем в 50 странах мира, в том числе странах Евросоюза. В Западной Европе институты действуют уже около 30 лет, убедительно доказывая свою эффективность и гарантируя право доступа лица к информации о себе и одновременно надежный контроль за надлежащим использованием баз, содержащих персональные данные. Положительный европейский опыт повлек распространение специализированных органов по вопросам прайвеси на Америку и Азию. Так, в 1980 г. институт Комиссара по вопросам прайвеси было введено в Канаде, в 1988 г. - в Австралии, а в 1993. - Новая Зеландия, в 1996 г. - в Гонконге.

 

Как правило, специализированные органы по вопросам прайвеси создаются и действуют как самостоятельные, независимые, организационно и юридически отделены органы государственной власти. Компаративный анализ институционального механизма обеспечения неприкосновенности частной жизни позволяет выделить четыре основных вида (институциональные формы) специализированных органов по вопросам прайвеси: 1) уполномоченные (комиссары) по вопросам прайвеси (Австралия, Великобритания, Гонконг, Канада, Новая Зеландия, Германия, Таиланд, Венгрия , Швейцария) 2) специальные комиссии (Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Португалия, Словения, Финляндия, Франция), 3) инспекции (Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Швеция) 4) управления (Аргентина, Греция , Исландия, Румыния, Словакия) или агентства (Дания) по защите персональных данных. Обычно это независимый орган, в основном подчинен парламенту страны, который руководствуется в своей деятельности только законом о защите права на неприкосновенность частной жизни.

 

В некоторых странах (Великобритания, Эстония, Германия, Таиланд, Венгрия) в обязанности специализированных органов по вопросам прайвеси принадлежит также надзор за соблюдением законодательства об информации. В Канаде и Германии такой подход имеет место на уровне субъектов федерации.

 

В отдельных странах созданы уникальные (нетипичные) институциональные формы защиты прайвеси. Так, в Израиле в структуре Министерства юстиции была создана Регистрационное бюро баз данных, а в Южной Корее полномочия по контролю за исполнением Закона «О защите персональной информации, находящейся в ведении органов власти» предоставлены Министерству правительственной администрации и внутренних дел. В Италии был создан специальный наблюдательный орган по вопросам защиты персональных данных - Garante. В России уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. Однако, несмотря на специфику таких институциональных форм, все они позиционирования-ются в законодательстве как независимые органы. В тех же странах, где специализированные органы по вопросам прайвеси не созданы, надзор за соблюдением законодательства о неприкосновенности частной жизни осуществляют органы общей компетенции (омбудсмены или органы прокуратуры). К последней группе стран относятся Украина и другие страны СНГ (кроме России).

 

Полномочия специализированных органов по вопросам прайвеси в разных странах существенно варьируются. Время независимо от специфики институциональных форм к основным функциям специализированных органов по вопросам прайвеси обычно относятся: а) рассмотрение жалоб б) проведение проверок и расследований в) предоставление рекомендаций по вопросам обеспечения неприкосновенности частной жизни, опубликования соответствующих разъяснений и указаний г) ведение реестра баз персональных данных д) ведение государственного реестра организаций и лиц, занимающихся сбором и обработкой персональных данных; е) надзор за практикой обработки персональных данных в государственных и частных базах; есть) подготовка заключений на законопроекты, касающиеся вопросов конфиденциальности (до вступления в силу); ж) составление и опубликование регулярных отчетов о своей работе. В некоторых странах названы специализированные органы также выступают в роли посредника в спорах, занимающихся урегулированием конфликтов, устанавливают правила и контролируют организацию перехвата данных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также отслеживают информацию о состоянии дел в стране и за рубежом в области защиты персональных данных. Специализированные органы по вопросам прайвеси активно участвуют в международном сотрудничестве. В частности, они контролируют меры по обеспечению соответствия трансграничной передачи персональных данных требованиям национального законодательства и международно-правовым стандартам, принимают участие в работе международных организаций и учреждений по защите прайвеси и персональных данных. Названными органами ежегодно проводятся международные конференции по проблемам защиты прайвеси. Последняя из них - тридцать первая - состоялась в Мадриде (Испания) 4-6 ноября 2009 г. Международная конференция - это крупнейший форум в мире, посвященный проблемам прайвеси, который ежегодно собирает представителей высших органов власти, гарантирующие защиту персональных данных и неприкосновенность частной жизни , а также экспертов в данной области со всех континентов.

 

Создание специализированного органа по вопросам прайвеси прямо предусматривается национальным законодательством об обеспечении неприкосновенности частной жизни или о защите персональных данных. Для стран Евросоюза создания такого специализированного, независимого правоприменительного органа является обязательным согласно статье 28 Директивы 95/46/EC от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном перемещении таких данных. Дополнительный протокол (2001 г.) к Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 г. о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных отдельно отметил независимый статус надзорного органа, обеспечивающего защиту прав и фундаментальных свобод человека относительно его персональных данных. Названные выше требования заставляют Украины также идти путем создания специализированного органа по вопросам прайвеси, если она действительно стремится приобщиться к европейской интеграции и укрепить защиту приватности своих граждан.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии