Подоходный налог с граждан является довольно значительным доходным источником бюджетов. В зарубежной налоговой практике в зависимости от характера доходов исторически сложились две формы налогообложения граждан подоходным налогом:
- Шедулярна - налогообложению подлежит отдельно каждая часть (шедула) дохода в зависимости от источника дохода, т.е. происходит разграничение доходов по источнику их поступления (например, в Великобритании, Индии);
- Глобальная - налогообложение осуществляется по совокупным доходом, т.е. при этой системе выделяется в целях налогообложения весь совокупный доход за определенный период времени (введена в большинстве стран мира).
Вообще, наиболее естественными налогами для закрепления за местными бюджетами, по мнению А.В. Корпан, должны быть налог на недвижимое имущество и налог с доходов физических лиц, как показывает опыт многих стран [1, с.140]. В Дании, например, налог с доходов физических лиц дает около 2/3, а в Норвегии - 93% всех налоговых поступлений.
Одним из главных источников доходов местных бюджетов Швеции является подоходный налог, который собирается на соответствующих территориях. Сейчас это доходное источник состоит из подоходного налога с граждан и налога на пенсию; раньше сюда включались поступления от налога на прибыль предприятий, налог на доходы от капитала и отдельных видов недвижимости. Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают налоговые тарифы (ставки), хотя государство пытается определенным образом регулировать общее налоговое бремя. Так, в стране был период (1991-1994 гг), когда замораживались ставки подоходного налога на местах на существующем уровне. В 1995-1996 гг ограничения были несколько ослаблены, много местных органов власти значительно повышали ставки указанного налога. После этого, в течение трех лет, действовало правило, что те органы местного самоуправления, которые повышали ставку налога, установленную ими в 1996 г., теряли половину поступлений своих бюджетов вследствие значительного сокращения суммы государственных дотаций. Таким образом, государство стабилизировало процесс налогообложения подоходным налогом с граждан [2].
Подоходный налог (налог с дохода или налог на заработную плату) также значительным доходом для всех бюджетов Германии. Разница в процентах перераспределения налога зависит от соотношения между основными доходами конкретной общины и земли. Поступления от подоходного налога с физических лиц распределяются следующим образом: 42,5% направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Максимальная ставка налога - 51%.
Однако в этой стране довольно интересная налоговая система и рассмотрен налог с такой высокой ставке плательщики уплачивают довольно часто без значительных потерь для себя. Дело заключается в том, что немецкое налоговое законодательство признает, что получение доходов всегда связано с затратами; в качестве объекта налогообложения оно рассматривает не просто полученные доходы, а превышение доходов над расходами, связанными с их получением. Налоговое законодательство поощряет, например: забота плательщика о своем здоровье (здоровое лицо, конечно, отличается повышенной работоспособностью, то есть, лицо может рассчитывать на значительные возврат уплаченных в виде денежных средств, которые им потраченные на некоторые виды страхования), наличие семьи и детей (так, для семейных пар налоговые ставки немного меньше (по сравнению с неженатыми), существуют различные налоговые скидки, связанные с воспитанием детей) [3, с. 23]. Существуют и другие вычеты и возврата, определенным образом подобные налогового кредита, правом на который наделены физические лица в соответствии с Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц», но по размеру - это совсем не те суммы.
Для определения отчислений этого налога для конкретной общины раз в три года определяется количество налогоплательщиков, отдельно женатых i холостяков, разведенных, вдовцов. То есть в Германии плательщики этого налога разделены на классы и, как отмечает А.В. Клименко, в Украине для эффективного и справедливого налогообложения также следует разработать специальные налоговые таблицы, к которым должна вноситься информация о плательщике, его семейном и имущественном положении, количество детей, на иждивении кого они находятся, как ведется семейное хозяйство и т.д.. Предлагаются следующие аналогичные немецким налоговые классы [4, с. 11]:
- Налоговый класс I: неженатые граждане, одинокие, разведенные, а также те, чьи мужья длительное время проживает отдельно или находится длительное время за границей, вдовы и вдовцы, не имеющих детей;
- Налоговый класс II: одинокие граждане, разведенные или вдовцы, с которыми проживает хотя бы один ребенок, на которую они получают необлагаемую минимальную помощь;
- Налоговый класс III: граждане, которые проживают совместно со своими супругами в стране, если работает только один член семьи и при этом один из супругов не платит подоходный налог или относится к пятому налогового класса. Вдовы и вдовцы принадлежащие к этому классу, начиная с года, следующего после смерти второго из супругов;
- Налоговый класс IV: граждане, при условии, что оба супруга работают и их доходы облагаются отдельно, при этом они проживают вместе в стране или отдельно непродолжительное время;
- Налоговый класс V: граждане, если оба работают, но один из них может быть отнесен к третьему налогового класса;
- Налоговый класс VI: граждане, которые получают заработную плату от нескольких работодателей.
На наш взгляд, требуют некоторых уточнений приведены налоговые классы. Во-первых, Клименко А.В. пишет только о гражданах, но не следует забывать и об иностранцах и лицах без гражданства, по общему правилу являются плательщиками подоходного налога в любой стране. Итак, очевидно, что во гражданами в данном случае следует понимать всех физических лиц, получающих доходы (прибыль) в Германии. Во-вторых, когда речь идет о семье и граждан, которые проживают вместе, то в таких случаях следует помнить о фактических или официально не зарегистрированы браки, которые довольно часто встречаются в нашей жизни.
Довольно значительным бременем для налогоплательщиков является подоходный налог с физических лиц во Франции. Ставка налога является прогрессивной и может достигать 54% в зависимости от полученного дохода.
В Китайской Народной Республике (КНР) система налогообложения доходов граждан имеет также давнюю историю. Одним из прообразов современного вида этого налога был подушный налог, введенный Гао-цзу еще в 203 г. до н. е., его платили граждане в возрасте от 15 до 56 лет. Применялся этот налог и в годы правления других династий, и после Синьханськои революции. В настоящее время действует Закон КНР от 31 октября 1993 г. «О подоходном налоге с физических лиц», согласно которому доходы от зарплаты, превышающие установленные размеры, облагаются по прогрессивным налоговым ставкам от 5% до 45%, доходы от производственно-хозяйственной деятельности и подряда, превышающих установленные размеры - от 5% до 35%, различные вознаграждения облагаются пропорционально ставки налога в размере 20% [5, с. 103, 104, 107-108].
В Японии подоходный префектурный налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10, 15%, существуют также местные подоходные налоги. Кроме того, каждый гражданин Японии, независимо от размера полученного дохода, платит налог на жителя (в сумме 3200 иен в год).
В Канаде налог на доходы физических лиц (налог на индивидуальный доход) взимается по ставкам, ведется как процент к федерального налога. Исключение из этого правила существуют в Квебеке. Ставки налога в отдельных провинциях разные, от 43% (на северных территориях) и до 69% в Ньюфаундленде, хотя в большинстве провинций ставка составляет 50-60% ставки федерального налога [6, с. 251]. Кстати, в Ньюфаундленде существует еще и дополнительный налог на «понаддоходы», который взимается по ставке 5%.
Подоходный налог с граждан в США довольно часто рассматривается среди местных налогов.
Зарубежный опыт налогообложения доходов граждан свидетельствует о различных подходах относительно налогообложения доходов, однако общим остается то, что поступления от таких доходов является значительным доходным источником соответствующих бюджетов.