Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Учитывая переходное состояние развития экономики и сложный путь создания собственной нормативно-правовой базы, в Украине существуют проблемы в осуществлении государственного управления на различных уровнях

финансовой системы. Растет зависимость национальной экономики от внешних заимствований, финансовой помощи международных финансово-кредитных организаций и правительств других стран. Увеличение государственного долга, усиление долговой давления на государственный бюджет, возникновения долговых кризисов как следствие неплатежеспособности страны-должника приводит к перерастанию национального кризиса в международную.

 

Страны, которые по уровню экономического развития относятся к таким, развивающихся решают проблемы нехватки финансовых ресурсов за счет осуществления внутренних и внешних заимствований, эмиссии долговых обязательств. Это приводит к возникновению долговых обязательств у государства. Механизмы же управления государственным долгом и принципы его обслуживания изменяются в зависимости от различных факторов, и их изучение крайне важно для повышения эффективности такого управления. Рост государственного долга - это сложное явление, которое в каждом конкретном государстве может иметь свою специфику. Поэтому выяснение особенностей долговой политики государства позволит комплексно подойти к решению проблемы «перекладывания бремени расчетов по долговым обязательствам государства на будущие поколения».

 

Долговая политика любого государства является неотъемлемой составляющей ее финансовой политики, и, конечно, как законотворчество, так и правозостосування в этой сфере тесно связаны с другими сферами финансовой деятельности государства, в частности бюджетной, валютной, кредитной, банковской, налоговой и т.д. . Она включает такие важные составляющие, как: формирование на нормативно-правовом уровне долговой стратегии, обеспечивающей постоянство и обоснованность уровня государственного долга; достижения сбалансированной структуры долга, создание механизмов рефинансирования государственного долга при изменении конъюнктуры финансовых рынков; нормативное установление границ задолженности государственного сектора экономики на экономически приемлемом уровне и т.д..

 

Учитывая политическую составляющую деятельности государственного аппарата почти каждого государства, важно законодательно определить основополагающие критерии осуществления мероприятий по взятию государством на себя долговых обязательств и мероприятий по накоплению источников для их выполнения в будущем. Поэтому при разработке эффективной долговой политики речь идет прежде всего о профессионализме должностных лиц, осуществляющих деятельность по разработке и реализации такой политики через органы государственной власти, о четком установлении статуса и компетенции государственных органов и финансовых учреждений.

 

Полномочия в сфере осуществления долговой политики государства распределены между различными государственными институтами: Кабинетом Министров Украины в лице Министерства финансов Украины, и соответственно Государственным казначейством и Счетной палатой Украины, осуществляет финансовый контроль от имени Верховной Рады Украины [1, 3-7]. Время процедура и условия осуществления государством заимствований, их последующее использование и погашение законодательно не определены, а потому механизм реализации полномочий органами государственной власти требует дальнейшего совершенствования.

 

Определенные шаги по решению этой проблемы осуществляется путем разработки правительственной концепции долговой политики. Однако все меры по управлению государственным долгом в Украине должны быть объединены на уровне единого документа, а также экономически обоснованы. Регулирования отношений в сфере управления государственным долгом в контексте деятельности органов государственной власти требует создания фонда управления государственным внутренним долгом, что предусмотрено соответствующим законом. Указанный фонд должен быть предусмотрен в Государственном бюджете Украины для финансирования расходов по размещению, рефинансированию, выплате дохода и погашению долговых обязательств Украины. Однако до сих пор этот вопрос остается открытым.

 

Интересна предложение о создании в системе управления государственным долгом специализированной организации - Агентства по управлению государственным долгом с учетом международного опыта деятельности таких институтов в других государствах [2, с. 21]. Ведь организация управления государственным долгом частично регламентируется в различных нормативных актах. Нет специального государственного органа, который бы выполнял функции по управлению государственным долгом.

 

Эффективная долговая политика является вопросом экономической безопасности страны. Поэтому зарубежные государства осуществляют свою долговую политику в соответствии с разработанными на нормативном уровне концепций с учетом особенностей экономической системы конкретного региона. Так, США является крупнейшим должником в мире. Министерство финансов США от имени государства выпускает казначейские, векселя, облигации и другие ценные бумаги, увеличивая таким образом долговые обязательства государства. Однако финансовый кризис 2008 г. стала толчком для принятия в 2010 г. закона «О финансовую систему страны», который запрещает банкам осуществлять операции на финансовых рынках за счет собственных средств и предусматривает ограничения для роста банков с целью недопущения негативного влияния на долговую положение страны таких учреждений в случае их банкротства.

 

Странами Латинской Америки под влиянием валютных кризисов и неэффективной долговой политики был осуществлен ряд мер для вывода страны из состояния дефолта: по привязку национальных валют к американскому доллару. Кроме того, политика этих государств базируется на взятии финансовых обязательств перед МВФ с целью развития экономик. Одновременно это приводит к потере национального контроля над развитием собственных экономик не способствует финансовой независимости. Поэтому, как и для Украины, такая политика кажется недальновидной, учитывая необходимость возврата кредитных ресурсов на не всегда выгодных условиях и отсутствие четко установленных законодательных норм, регулирующих такие отношения с максимальным учетом интересов самого государства.

 

Долговая политика большинства европейских стран базируется на сохранении собственной финансовой самостоятельности с одновременным привлечением иностранных инвестиций и кредитных ресурсов. Такая политика представляется наиболее взвешенной и предполагает четкое законодательное закрепление механизмов управления государственным долгом и сбалансированное распределение полномочий между государственным структурами. По Маахстрихською соглашением (1992 г.) государственный долг стран ЕС не может превышать 60% ВВП, а дефицит - 3%, при этом участники еврозо-ны ограничены в предоставлении и соответственно получении друг от друга финансовой помощи. Лиссабонский договор 2009 г. вносит определенные коррективы в оказании такой помощи. Так, в случае серьезных осложнений, вызванных экстраординарными событиями, которые находятся вне контроля власти, страны-члены ЕС должны оказывать помощь стране, которая нуждается. Примером такой страны является Греция, которая в 2010 г. из-за неэффективной долговую политику находилась на грани дефолта. Поэтому на долговую политику Греции влияют другие государства, в частности, предлагается изменение в сторону увеличения налоговой нагрузки на граждан, сокращения количества государственных служащих. Это свидетельствует о зависимости долговой политики государства от решений развитых стран.

 

Страны азиатского региона благодаря централизованным мероприятиям по развитию различных отраслей экономики не стали зависимыми от значительных заимствований у международных организаций или иностранных государств. Такая модель долговой политики позволяет сохранить финансовую самостоятельность, обеспечить экономический рост за счет собственных ресурсов, выступать на международных финансовых рынках кредитором для других стран и устанавливать выгодные для государства условия привлечения инвестиций в развитие определенной отрасли экономики. Вместе с тем эта политика имеет свою специфику. И для Украины такой подход может быть использован в будущем только с учетом геополитических и экономических особенностей нашего государства.

 

Для Украины усовершенствования организационно-правовых основ реализации долговой политики видится в создании отдельного государственного учреждения, которое бы обеспечило выполнение всего комплекса задач, связанных с управлением государственным долгом; создании Фонда управления государственным долгом; разработке единой экономически обоснованной концепции долговой политики государства.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии