Учитывая переходное состояние развития экономики и сложный путь создания собственной нормативно-правовой базы, в Украине существуют проблемы в осуществлении государственного управления на различных уровнях
финансовой системы. Растет зависимость национальной экономики от внешних заимствований, финансовой помощи международных финансово-кредитных организаций и правительств других стран. Увеличение государственного долга, усиление долговой давления на государственный бюджет, возникновения долговых кризисов как следствие неплатежеспособности страны-должника приводит к перерастанию национального кризиса в международную.
Страны, которые по уровню экономического развития относятся к таким, развивающихся решают проблемы нехватки финансовых ресурсов за счет осуществления внутренних и внешних заимствований, эмиссии долговых обязательств. Это приводит к возникновению долговых обязательств у государства. Механизмы же управления государственным долгом и принципы его обслуживания изменяются в зависимости от различных факторов, и их изучение крайне важно для повышения эффективности такого управления. Рост государственного долга - это сложное явление, которое в каждом конкретном государстве может иметь свою специфику. Поэтому выяснение особенностей долговой политики государства позволит комплексно подойти к решению проблемы «перекладывания бремени расчетов по долговым обязательствам государства на будущие поколения».
Долговая политика любого государства является неотъемлемой составляющей ее финансовой политики, и, конечно, как законотворчество, так и правозостосування в этой сфере тесно связаны с другими сферами финансовой деятельности государства, в частности бюджетной, валютной, кредитной, банковской, налоговой и т.д. . Она включает такие важные составляющие, как: формирование на нормативно-правовом уровне долговой стратегии, обеспечивающей постоянство и обоснованность уровня государственного долга; достижения сбалансированной структуры долга, создание механизмов рефинансирования государственного долга при изменении конъюнктуры финансовых рынков; нормативное установление границ задолженности государственного сектора экономики на экономически приемлемом уровне и т.д..
Учитывая политическую составляющую деятельности государственного аппарата почти каждого государства, важно законодательно определить основополагающие критерии осуществления мероприятий по взятию государством на себя долговых обязательств и мероприятий по накоплению источников для их выполнения в будущем. Поэтому при разработке эффективной долговой политики речь идет прежде всего о профессионализме должностных лиц, осуществляющих деятельность по разработке и реализации такой политики через органы государственной власти, о четком установлении статуса и компетенции государственных органов и финансовых учреждений.
Полномочия в сфере осуществления долговой политики государства распределены между различными государственными институтами: Кабинетом Министров Украины в лице Министерства финансов Украины, и соответственно Государственным казначейством и Счетной палатой Украины, осуществляет финансовый контроль от имени Верховной Рады Украины [1, 3-7]. Время процедура и условия осуществления государством заимствований, их последующее использование и погашение законодательно не определены, а потому механизм реализации полномочий органами государственной власти требует дальнейшего совершенствования.
Определенные шаги по решению этой проблемы осуществляется путем разработки правительственной концепции долговой политики. Однако все меры по управлению государственным долгом в Украине должны быть объединены на уровне единого документа, а также экономически обоснованы. Регулирования отношений в сфере управления государственным долгом в контексте деятельности органов государственной власти требует создания фонда управления государственным внутренним долгом, что предусмотрено соответствующим законом. Указанный фонд должен быть предусмотрен в Государственном бюджете Украины для финансирования расходов по размещению, рефинансированию, выплате дохода и погашению долговых обязательств Украины. Однако до сих пор этот вопрос остается открытым.
Интересна предложение о создании в системе управления государственным долгом специализированной организации - Агентства по управлению государственным долгом с учетом международного опыта деятельности таких институтов в других государствах [2, с. 21]. Ведь организация управления государственным долгом частично регламентируется в различных нормативных актах. Нет специального государственного органа, который бы выполнял функции по управлению государственным долгом.
Эффективная долговая политика является вопросом экономической безопасности страны. Поэтому зарубежные государства осуществляют свою долговую политику в соответствии с разработанными на нормативном уровне концепций с учетом особенностей экономической системы конкретного региона. Так, США является крупнейшим должником в мире. Министерство финансов США от имени государства выпускает казначейские, векселя, облигации и другие ценные бумаги, увеличивая таким образом долговые обязательства государства. Однако финансовый кризис 2008 г. стала толчком для принятия в 2010 г. закона «О финансовую систему страны», который запрещает банкам осуществлять операции на финансовых рынках за счет собственных средств и предусматривает ограничения для роста банков с целью недопущения негативного влияния на долговую положение страны таких учреждений в случае их банкротства.
Странами Латинской Америки под влиянием валютных кризисов и неэффективной долговой политики был осуществлен ряд мер для вывода страны из состояния дефолта: по привязку национальных валют к американскому доллару. Кроме того, политика этих государств базируется на взятии финансовых обязательств перед МВФ с целью развития экономик. Одновременно это приводит к потере национального контроля над развитием собственных экономик не способствует финансовой независимости. Поэтому, как и для Украины, такая политика кажется недальновидной, учитывая необходимость возврата кредитных ресурсов на не всегда выгодных условиях и отсутствие четко установленных законодательных норм, регулирующих такие отношения с максимальным учетом интересов самого государства.
Долговая политика большинства европейских стран базируется на сохранении собственной финансовой самостоятельности с одновременным привлечением иностранных инвестиций и кредитных ресурсов. Такая политика представляется наиболее взвешенной и предполагает четкое законодательное закрепление механизмов управления государственным долгом и сбалансированное распределение полномочий между государственным структурами. По Маахстрихською соглашением (1992 г.) государственный долг стран ЕС не может превышать 60% ВВП, а дефицит - 3%, при этом участники еврозо-ны ограничены в предоставлении и соответственно получении друг от друга финансовой помощи. Лиссабонский договор 2009 г. вносит определенные коррективы в оказании такой помощи. Так, в случае серьезных осложнений, вызванных экстраординарными событиями, которые находятся вне контроля власти, страны-члены ЕС должны оказывать помощь стране, которая нуждается. Примером такой страны является Греция, которая в 2010 г. из-за неэффективной долговую политику находилась на грани дефолта. Поэтому на долговую политику Греции влияют другие государства, в частности, предлагается изменение в сторону увеличения налоговой нагрузки на граждан, сокращения количества государственных служащих. Это свидетельствует о зависимости долговой политики государства от решений развитых стран.
Страны азиатского региона благодаря централизованным мероприятиям по развитию различных отраслей экономики не стали зависимыми от значительных заимствований у международных организаций или иностранных государств. Такая модель долговой политики позволяет сохранить финансовую самостоятельность, обеспечить экономический рост за счет собственных ресурсов, выступать на международных финансовых рынках кредитором для других стран и устанавливать выгодные для государства условия привлечения инвестиций в развитие определенной отрасли экономики. Вместе с тем эта политика имеет свою специфику. И для Украины такой подход может быть использован в будущем только с учетом геополитических и экономических особенностей нашего государства.
Для Украины усовершенствования организационно-правовых основ реализации долговой политики видится в создании отдельного государственного учреждения, которое бы обеспечило выполнение всего комплекса задач, связанных с управлением государственным долгом; создании Фонда управления государственным долгом; разработке единой экономически обоснованной концепции долговой политики государства.
Загрузка...