Доступ к правосудию предоставляет дополнительные правовые механизмы участия общественности в принятии экологически значимых решений, а также придает принудительный характер реализации экологических прав,
укрепляет механизм обеспечения соблюдения законодательства в области окружающей среды. В Европейском Союзе право общественности на доступ к правосудию при решении экологически значимых вопросов относится к средствам воздействия на государственную экологическую политику, а также признается составляющим общего принципа участия общественности в принятии решений [1, с. 91; 2, с. 560].
Исследование возможностей участия общественности в принятии экологически значимых решений базировалось на работах С.А. Боголюбова, А.С. Алихаджиевой, М.М. Бринчука, М.И. Васильевой, Е.В. Лаевской, О.И. Крассова, Т.И. Макаровой, А.А. Третьяковой. Представляется, что доступ к правосудию обеспечивает принятие экологически значимых решений путем обжалования в судебном порядке действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом, обращения в суд с иском о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, то есть предоставляет дополнительные формы участия общественности в принятии экологически значимых решений. Право на судебную защиту понимается как «право на защиту права», на деятельность суда, которое реализуется путем предъявления иска или подачи жалобы. С гражданско-процессуальных позиций, следует различать защиту в форме искового производства и в форме производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Обжалование в судебном порядке решений и действий, нарушающих экологические права граждан, является возможностью общественности осуществлять деятельность, направленную на устранение нарушения права. При этом следует отметить, что в данном случае речь идет об использовании средств судебной защиты для принятия экологически значимых решений, а не о судебной защите экологических прав в целом. Итак, к формам участия общественности, реализуемым в судебном порядке, относятся обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан, и предъявление иска о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей либо создающей опасность причинения вредного воздействия на окружающую среду.
Наиболее полно аспекты участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, урегулированы в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее — Орхусская конвенция). В соответствии с указанным документом доступ к правосудию означает, что общественность может обратиться в суд или другой независимый и беспристрастный орган по разбору жалоб с просьбой рассмотреть случаи возможных нарушений. Понятие «доступ к правосудию» толкуется расширительно, поскольку предполагает возможность не только судебного разрешения конфликта, но и разрешения его «в другом независимом и беспристрастном органе, учрежденном в соответствии с законом». Причем п. 2. ст. 9 рассматриваемой конвенции не обязывает исчерпывать все возможности административного способа защиты для того, чтобы обратиться в суд. Конвенция «О трансграничном воздействии промышленных аварий» устанавливает такое же право физических или юридических лиц, которые испытывают или могут испытать на себе вредное трансграничное воздействие промышленной аварии, возбуждения судебного дела и подачи апелляции в связи с решением, затрагивающим их права, как и у лиц, находящихся в пределах действия их собственной юрисдикции.
Обращаясь к судебному порядку обжалования экологически значимых решений, следует отметить, что производство по жалобам в отношении экологически значимых вопросов в Европейском Союзе оказалось очень действенным. Европейские ученые выделяют контрольную функцию производства по жалобам, так как посредством их рассмотрения выявляется большинство крупных нарушений при фактическом применении экологического права ЕС [3, с. 22]. В Республике Беларусь существуют возможности как внесудебного порядка разрешения споров, так и в судебном порядке [4, ст. 12, 13, 15, 103; 5, ст. 353]. Обжалование действий (бездействий) государственных органов и иных юридических лиц, а также должностных лиц, ущемляющих экологические права граждан, осуществляется по нормам Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь [5, ст. 353-358]. Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством установлен несудебный порядок обжалования. В экологическом законодательстве, в частности в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», содержатся общие нормы о праве обращаться в государственные органы с жалобами по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
На наш взгляд, общественность посредством предъявления иска о приостановлении либо прекращении экологически вредной деятельности также участвует в принятии экологически значимых решений — решений о приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности или запрещении деятельности, содержащей угрозу такого причинения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане и общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право на предъявление в суд иска о частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред либо создается опасность причинения такого вреда в будущем.
Возможность требовать в судебном порядке приостановления либо прекращения деятельности, причиняющей вред, предусмотрена также ст. 934 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность [6]. В свете Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию, трактующей такой доступ как право на юридическую помощь на одинаковых условиях для граждан и иных лиц, «обычно проживающих» в данном государстве, следует рассматривать названные формы приемлемыми, в том числе и для граждан Республики Беларусь, которые проживают за рубежом.
Законодательство Украины также создает правовую основу для реализации предложенных судебных форм участия общественности в принятии экологически значимых решений. Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» среди экологических прав граждан предусмотрено право обжалования в судебном порядке решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих экологические права граждан, а также предусмотрена возможность прекращения деятельности физических и юридических лиц, которая наносит вред окружающей природной среде, по решению суда [7, ст. 10,50].
Основываясь на проведенном исследовании, представляется возможным сделать вывод о том, что к формам участия общественности в принятии экологически значимых решений относятся обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан, и предъявление иска о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду либо создается опасность причинения такого вреда в будущем. Указанные формы реализуются на основе принятых ранее, неверных либо несогласованных экологически значимых решений, обеспечивают соблюдение права на благоприятную окружающую среду посредством судебной защиты, укрепляют позиции права на участие общественности в принятии экологически значимых решений как обеспечительного права на благоприятную окружающую среду.