Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Доступ к правосудию предоставляет дополнительные правовые механизмы участия общественности в принятии экологически значимых решений, а также придает принудительный характер реализации экологических прав,

укрепляет механизм обеспечения соблюдения законодательства в области окружающей среды. В Европейском Союзе право общественности на доступ к правосудию при решении экологически значимых вопросов относится к средствам воздействия на государственную экологическую политику, а также признается составляющим общего принципа участия общественности в принятии решений [1, с. 91; 2, с. 560].

 

Исследование возможностей участия общественности в принятии экологически значимых решений базировалось на работах С.А. Боголюбова, А.С. Алихаджиевой, М.М. Бринчука, М.И. Васильевой, Е.В. Лаевской, О.И. Крассова, Т.И. Макаровой, А.А. Третьяковой. Представляется, что доступ к правосудию обеспечивает принятие экологически значимых решений путем обжалования в судебном порядке действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом, обращения в суд с иском о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, то есть предоставляет дополнительные формы участия общественности в принятии экологически значимых решений. Право на судебную защиту понимается как «право на защиту права», на деятельность суда, которое реализуется путем предъявления иска или подачи жалобы. С гражданско-процессуальных позиций, следует различать защиту в форме искового производства и в форме производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Обжалование в судебном порядке решений и действий, нарушающих экологические права граждан, является возможностью общественности осуществлять деятельность, направленную на устранение нарушения права. При этом следует отметить, что в данном случае речь идет об использовании средств судебной защиты для принятия экологически значимых решений, а не о судебной защите экологических прав в целом. Итак, к формам участия общественности, реализуемым в судебном порядке, относятся обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан, и предъявление иска о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей либо создающей опасность причинения вредного воздействия на окружающую среду.

 

Наиболее полно аспекты участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, урегулированы в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее — Орхусская конвенция). В соответствии с указанным документом доступ к правосудию означает, что общественность может обратиться в суд или другой независимый и беспристрастный орган по разбору жалоб с просьбой рассмотреть случаи возможных нарушений. Понятие «доступ к правосудию» толкуется расширительно, поскольку предполагает возможность не только судебного разрешения конфликта, но и разрешения его «в другом независимом и беспристрастном органе, учрежденном в соответствии с законом». Причем п. 2. ст. 9 рассматриваемой конвенции не обязывает исчерпывать все возможности административного способа защиты для того, чтобы обратиться в суд. Конвенция «О трансграничном воздействии промышленных аварий» устанавливает такое же право физических или юридических лиц, которые испытывают или могут испытать на себе вредное трансграничное воздействие промышленной аварии, возбуждения судебного дела и подачи апелляции в связи с решением, затрагивающим их права, как и у лиц, находящихся в пределах действия их собственной юрисдикции.

 

Обращаясь к судебному порядку обжалования экологически значимых решений, следует отметить, что производство по жалобам в отношении экологически значимых вопросов в Европейском Союзе оказалось очень действенным. Европейские ученые выделяют контрольную функцию производства по жалобам, так как посредством их рассмотрения выявляется большинство крупных нарушений при фактическом применении экологического права ЕС [3, с. 22]. В Республике Беларусь существуют возможности как внесудебного порядка разрешения споров, так и в судебном порядке [4, ст. 12, 13, 15, 103; 5, ст. 353]. Обжалование действий (бездействий) государственных органов и иных юридических лиц, а также должностных лиц, ущемляющих экологические права граждан, осуществляется по нормам Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь [5, ст. 353-358]. Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством установлен несудебный порядок обжалования. В экологическом законодательстве, в частности в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», содержатся общие нормы о праве обращаться в государственные органы с жалобами по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.

 

На наш взгляд, общественность посредством предъявления иска о приостановлении либо прекращении экологически вредной деятельности также участвует в принятии экологически значимых решений — решений о приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности или запрещении деятельности, содержащей угрозу такого причинения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане и общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право на предъявление в суд иска о частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред либо создается опасность причинения такого вреда в будущем.

 

Возможность требовать в судебном порядке приостановления либо прекращения деятельности, причиняющей вред, предусмотрена также ст. 934 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность [6]. В свете Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию, трактующей такой доступ как право на юридическую помощь на одинаковых условиях для граждан и иных лиц, «обычно проживающих» в данном государстве, следует рассматривать названные формы приемлемыми, в том числе и для граждан Республики Беларусь, которые проживают за рубежом.

 

Законодательство Украины также создает правовую основу для реализации предложенных судебных форм участия общественности в принятии экологически значимых решений. Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» среди экологических прав граждан предусмотрено право обжалования в судебном порядке решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих экологические права граждан, а также предусмотрена возможность прекращения деятельности физических и юридических лиц, которая наносит вред окружающей природной среде, по решению суда [7, ст. 10,50].

 

Основываясь на проведенном исследовании, представляется возможным сделать вывод о том, что к формам участия общественности в принятии экологически значимых решений относятся обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан, и предъявление иска о приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду либо создается опасность причинения такого вреда в будущем. Указанные формы реализуются на основе принятых ранее, неверных либо несогласованных экологически значимых решений, обеспечивают соблюдение права на благоприятную окружающую среду посредством судебной защиты, укрепляют позиции права на участие общественности в принятии экологически значимых решений как обеспечительного права на благоприятную окружающую среду.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии